Человек-оркестр. Эдуард Ходорченков о жизни, работе и своих увлечениях

Ангарские Ведомости

Те, кто родился в Советском Союзе, помнят, что дети в ту пору были просто обречены на занятия в музыкальной школе. Ходили практически все! Девочки, как правило, на фортепиано, мальчики - на баян. Нравится или не нравится - никого не спрашивали. Сейчас времена другие, хотя родители до сих пор частенько диктуют детям свои условия: пойдешь в музыкалку на скрипку или пойдёшь в художку на дизайнера.
В музыкальных школах огромный ажиотаж на гитару, скрипку, фортепиано. А как же поживает наш старый друг баян? Об этом мы решили узнать у известного ангарского баяниста и аккордеониста, концертмейстера Эдуарда ХОДОРЧЕНКОВА, преподавателя высшей категории ангарской детской школы искусств №3.

Эдуард из тех, кто родился в СССР. Родился в Ангарске и всё детство мечтал научиться играть на баяне. У бабушки был баян, но на нём никто не играл. Однако бабушка отличалась абсолютным слухом, пела в хоре. В своё время её даже хотели взять в Киевскую консерваторию. Не случилось. Но абсолютным слухом она наградила маму Эдуарда Нину Михайловну, а та в свою очередь - сына.
Из Ангарска семья переехала в Монголию (отец был военным), а затем - в Закарпатскую область. Бабушкин баян не давал парнишке покоя, и везде он робко пытался научиться играть на заветном инструменте. Это произошло лишь тогда, когда родители вернулись в Ангарск. Причём мальчик пошёл не в музыкальную школу, а в ДК «Современник», где в ту пору класс баяна вёл Валентин Григорьевич ЛЕЩЕНКО.
Такая получилась альтернатива музыкалке, позволившая Эдуарду с первого раза поступить в Иркутское музыкальное училище на отделение по классу баяна. Окончив училище в 1990 году, он начал работать в ангарской музыкальной школе №3. Затем (не удивляйтесь!) была работа в телекомпании АКТИС и на областном телевидении в Иркутске. В 2009 году вернулся в музыкалку, где трудится до сих пор.
- Эдуард, мы с тобой давно знакомы. И уж прости, для меня ты прежде всего телевизионщик и лишь затем музыкант. Работая с тобой в АКТИСЕ, я даже не подозревала, что ты серьёзно увлекаешься музыкой.
- Да, я одиннадцать лет проработал в музыкальной школе, а потом ушёл в АКТИС. Почему? Интересно было. Но до этого, будучи преподавателем, сотрудничал с телекомпанией «СВЕТ-ТВ», вёл передачи, рассказывал о баяне. Потом - АКТИС, где Василий ДОЛГИХ научил меня монтировать программы, и я стал инженером монтажа. Потом - ВГТРК в Иркутске. Опять монтаж программ. На ВГТРК была бурная жизнь в течение восьми лет. Ушёл, потому что многие передачи закрыли, а монтировать новости мне было неинтересно, мозги ржавели. И тогда меня переводом взяла в музыкальную школу Людмила Васильевна КРАВЧЕНКО. То есть я вернулся к тому, с чего начинал, и не жалею.
- Ты преподаватель по классу баяна и аккордеона. Я вспоминаю наше детское отношение к баяну как к какому-то деревенскому инструменту. Вот фортепиано - это супер, а баян - так себе, не модно. Сейчас у ребят какое отношение к инструменту?
- Такое же. Новичков приходится довольно долго убеждать в том, что баян - это интересно, ведь на нём можно играть всё, что исполняется на фортепиано. В чём конёк баяна? В том, что на нём прекрасно звучат клавесинная музыка, органная, вся старинная музыка, плюс Вивальди, Гайдн, Бортнянский. Много современной музыки, серьёзной, для баяна написано. Вспомни, к примеру, Софию ГУБАЙДУЛИНУ или Астора ПЬЯЦЦОЛЛУ. Баян разнообразен. Он может быть предельно чувственным, строгим, шаловливым или даже хулиганистым. У него много красок.
- У тебя есть какая-то норма по количеству детей в классе?
- Я без нормы работаю - кто пришёл, с теми и занимаюсь. Мало идут. Мне непонятно, почему так происходит. Чаще всего детей приводят родители. Бывает, что ребёнок не хочет заниматься, но потом втягивается в процесс, раскрывается и начинает любить музыку. Большинство парней идут на гитару, но у меня был ученик Егор КАРТАПОЛЬЦЕВ, который начинал с гитары, а потом перешёл ко мне. Таких случаев - единицы. И ещё один момент. Допустим, ребёнок одарённый, прекрасно окончил музыкальную школу. Что дальше? Не факт, что он свяжет свою жизнь с музыкой. Родители играют главную роль, а для них профессия музыканта - не самая престижная и не самая денежная. Поэтому среди моих выпускников довольно мало музыкантов. Наверное, самый яркий из них и самый интересный - это Артём МАЛЫШЕВ, который в Красноярске работает преподавателем по баяну и сам продолжает играть.
- Я знаю, что ты ещё и уникальный мастер, занимающийся ремонтом и обслуживанием баянов и аккордеонов. Что тебя к этому подвигло?
- Когда у меня появился старенький концертный баян «Мир», он был в убитом состоянии. Пришлось его восстанавливать. А в 2014 году я был на московской фабрике, выпускающей баяны «Юпитер», там немного поучился ремонту и обслуживанию инструмента.
- В 2009 году ты создал при музыкальной школе оркестр тембровых баянов и аккордеонов «Юпитер». Этот оркестр единственный в городе и в области!
- Не совсем. В Братске есть небольшой оркестр баянистов, объединяющий 5-6 человек. В нашем же оркестре когда-то было 18-20 исполнителей, сейчас -14. В 2012 году с оркестром мы ездили в Чехию, стали лауреатами второй степени. Всё время ездим в Байкальск на «Розу ветров» - международный конкурс, всемирный финал которого проходит в Москве. Участвуем в конкурсе «Самоцветы Сибири». Приглашали как-то и в Испанию, но поездка дорогая, пришлось отказаться. Сейчас «живых» конкурсов довольно мало - большинство проходят в интернете онлайн. Также наш оркестр активно подключился к Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники. С 2010 года на базе музыкальной школы мы проводим этот день, участниками могут стать все исполнители на данных инструментах.
- Я одного не могу понять: вы активно работаете, есть отличный оркестр, но дети с неохотой приходят заниматься по классу баяна и аккордеона. А как же аккордеонист Пётр ДРАНГА, который лет десять назад ярко заявил о себе на весь мир и обзавёлся немалым количеством поклонников? Его появление как-то отразилось на количестве учеников?
- Не особо. Для популяризации инструмента нужно другое. Нужен опыт советского времени, когда по телевидению обязательно транслировались концерты баянистов и аккордеонистов. Сейчас всё это можно увидеть исключительно на Ютубе. По каналу «Культура» даже Всероссийский день баяна не показывают.
- А теперь давай удивлять читателей. Удивлять тем, что и ты сам, и твой оркестр исполняете не народные произведения, а классическую музыку! Почему?
- Дело в том, что в музыкальном училище, где я получал образование, был такой оркестр, им руководил Игорь Александрович СОКОЛОВ, легендарный дирижёр Иркутского симфонического оркестра. Для меня это был потрясающий опыт, к тому же классика мне ближе всего. Я на баяне играю клавесинную и классическую фортепианную музыку, Рубинштейна, Мусоргского, Чайковского, Баха, Листа, Сен-Санса.
- Ты не только исполнитель, но и концертмейстер, а значит, имеешь богатый сценический опыт. Боязнь сцены была?
- Конечно. Меня от неё избавил замечательный ангарский музыкант Евгений ЯКУШЕНКО, с которым мы дружили много лет. Женя ведь и сам когда-то поступал в музыкальное училище на класс баяна, это в училище его потом перепрофилировали.
- Дома играешь?
- Конечно. Но сейчас больше приходится не играть, а делать что-то, соображать, ремонтировать, даже создавать. Мне повезло, что я работаю в замечательной музыкальной школе, коллектив которой как одна семья. Мы помогаем друг другу, подсказываем. Переживаем за кого-то и радуемся успехам педагогов. Сейчас все волнуются за мой оркестр: я подал документы на звание образцового коллектива. Посмотрим, что получится.
- А если бы в твоей жизни не было музыки? Не было бы ни музыкального училища, ни учёбы в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства?
- Не знаю, что было бы. Я этими вопросами не задаюсь. Ушёл бы работать на железную дорогу или на телевидение. Можно и сейчас какой-нибудь проект затеять!
Ирина СЕРГЕЕВА