Новости
«Дети вокруг, мне некогда стареть!» Преподаватель высшей категории Лариса ДЕНЕКО в сентябре этого года отметит 30-летний юбилей работы
- Ангарские Ведомости
«Художка» - именно так называют ангарскую детскую художественную школу №1 её ученики, выпускники и педагоги. Действительно, ДХШ №1 - это не только и не столько школа, а скорее творческая семья, художественное пространство, в котором можно учиться и фантазировать, находить друзей на всю жизнь, начинать строить своё взрослое будущее, познавать и осваивать законы жизни через каноны искусства, утверждающие идеалы красоты и гармонии.
Учителем в художке может стать далеко не всякий человек, обладающий необходимым образованием. Здесь нужно нечто большее: любить и уважать детей, быть психологически устойчивым и уверенным в себе человеком, интересным и нужным для ребёнка. Именно таким педагогом является Лариса Анатольевна Денеко, преподаватель высшей категории, которая в сентябре этого года отметит 30-летний юбилей работы в ДХШ №1.
Лариса Денеко и сама когда-то окончила ДХШ №1. Причём записываться в художку пришла самостоятельно, без родителей. Взяла с собой подружку. Они узнали, что необходимо предоставить домашние работы. Нарисовали, принесли, в итоге были приняты, учились вместе и вместе окончили художественную школу в 1988 году.
После художки - педагогическое училище в Тулуне, позже - Иркутский государственный педагогический университет, кафедра изобразительного искусства. Работать в ДХШ №1 Ларису позвала тогдашний директор школы Галина СМОРОДА. Начинала с подготовишек, самых маленьких детей. Придумывала для них интересные задания, написала множество методических разработок, распространяла свой опыт в детских садах Ангарска и в художественных школах области. Десять лет проработала заведующей подготовительным отделением художественной школы. Среди её учеников - мультипликаторы и архитекторы, преподаватели и дизайнеры. И всё же мне захотелось, чтобы Лариса вспомнила те времена, когда начиналась её трудовая деятельность.
- Что было самым сложным, когда вы начали работать в ДХШ №1?
- Самым трудным было соответствовать преподавателям, сильному коллективу. Я ведь здесь училась и до сих пор вспоминаю своих любимых педагогов. Это Ольга Валерьевна ПАШИНИНА, Белла Львовна БЕЛЯКОВА, Ирина Петровна ШИРШОВА, Галина Петровна Сморода, Людмила Леонидовна КОРЖ. Поначалу я всё никак не могла преодолеть синдром ученицы, в первый год работы было даже страшно, иногда я чувствовала себя маленькой девочкой, казалось, что мне никогда не стать такой мудрой, уверенной, как мои учителя. Но мне помогли, я постепенно осваивалась, приобретала опыт, с удовольствие работала с малышами, а потом и с ребятами постарше.
- Каким было ваше самое первое достижение как педагога?
- Прошло несколько лет, прежде чем это произошло. Мне дали подготовишек, которым было по семь лет, и я их учила до выпускного, несколько лет. И этот выпуск я считаю своим первым педагогическим достижением. Тогда я поняла, насколько сильно меня притягивают дети, их горящие глаза, стремление к победам в конкурсах, желание учиться. Причём не только я их учу, но и каждый класс меня чему-то учит. А когда класс заканчивает художку, уходит, я теряю частичку души. Конечно, мы продолжаем общаться, списываемся, созваниваемся, но то, что было пережито с этими ребятами в художке, уже никогда не вернётся.
- Общаясь с ребятами, у которых вы преподаёте, я увидела, как уважительно они к вам относятся, с какой любовью о вас говорят. Как думаете, откуда рождается такое уважение?
- Для меня каждый ребёнок, даже самый маленький, - личность. Я сама их всех уважаю, прислушиваюсь к ним. Иногда бываю суровой, но даже если отругаю, всё равно помогу, чтобы они смогли себя преодолеть, достичь необходимого результата. И ещё я очень переживаю, когда в классе кто-то кого-то недолюбливает, плохо общается с другими детьми, неуважительно относится к учителям. «Разруливаю» все эти ситуации, создаю творческую, интересную атмосферу, в которой нет времени на всякие дрязги, а есть время на творчество, на выполнение необычных заданий, на реализацию всего себя в каком-то конкретном творческом процессе.
- Все творческие годы, которые ребёнок проводит в художке, в итоге выливаются в выпускной экзамен, на котором ученики предоставляют комиссии свои работы, получают оценки. В этом году ваши выпускники были среди лучших, с красными дипломами. Какой будет дальнейшая судьба ребят?
- Красный диплом получает тот, кто пашет с утра до вечера. Нынешний выпуск, действительно, был очень интересным, творческим, талантливым. Их не нужно было принуждать к работе, каждый творил с истинным удовольствием. Фёдор ВАСИЛЬЕВ в августе будет поступать в Иркутское художественное училище, Алиса ВУНКОРТОВА - в художественное училище имени Рериха в Санкт-Петербурге. Эти двое уже определились. Нина АНДРИЕНКО - тонкий человек, очень талантливый. Надеюсь, в дальнейшем она станет художником. Хочу видеть художником и Киру ЛУКАШИНУ, её живопись - просто огонь. Верю, что реализуют себя в полной мере Алиса БЛИНОВСКАЯ и Виктория ДУБОВАЯ - талантливые, интересные девочки. Многим кажется, что если ребёнок талантлив, то он и так пробьётся в жизни. Нет! Необходимы усилия и знания всех педагогов художки, ведущих у детей разные специализации. Мы делаем всё, чтобы талант раскрылся, стал явным и мощным. Мы работаем в одной сцепке, опираемся друг на друга, и наши отличные выпуски - это достижение всего педагогического коллектива!
- Но ведь не каждый ребёнок выходит из художки с красным дипломом. Кто-то из выпускников и вовсе не связывает свою будущую жизнь с искусством. И это нормально. Но у ребёнка появляется умение рисовать, творить. Зачем ему это нужно?
- Да, они все хорошо рисуют. Недавно встретила одну выпускницу. Она продолжает рисовать, выставляет свои работы в интернете, превращает это в хобби. Такие дети разбираются в живописи, понимают, чем акварель отличается от гуаши, знают, что такое композиция.
- А зачем человеку надо знать, чем акварель отличается от гуаши?
- Валерия ЗУБОВА, окончившая художку, сейчас работает с маленькими детьми, учит их лепке и рисованию. Многие пошли работать в студии, а кто-то просто занимается дома со своими ребятишками. Искусством невозможно овладеть в одночасье, оно появляется в вас в художке и остаётся на всю жизнь, делая вас более интересным и уверенным в себе человеком. Художка - это и развитие кругозора, и умение общаться, в том числе со взрослыми. В общеобразовательной школе педагоги не имеют возможности на уроке уделить внимание каждому ребёнку - там очень большие классы. У нас такая возможность есть. Мы разговариваем на разные темы, становимся для ребят теми самыми наставниками, которые учат не только предмету, но и подготавливают к взрослой жизни. Подготавливают мягко, деликатно. Тем самым дети раньше входят в мир взрослых, и этот мир становится для них интересным, светлым, хорошим. Мы устраиваем чаепития, ездим на пленэры, в том числе в дальние поездки (в этом году были в Абхазии). Они вместе с нами постигают огромный мир, мы делаем правильные акценты. Надеюсь, всё это поможет им легче адаптироваться в мире взрослых.
- Педагоги тоже должны развиваться. В чём заключается это развитие?
- Каждые пять лет - подтверждение квалификации. Есть также повышение квалификации, всевозможные курсы, которые мы обязаны проходить. Хорошо, если педагог сам участвует в каких-то художественных выставках, делится своим творчеством с другими. Но для меня сейчас выставки не главное. Много школьной нагрузки. Я более десяти лет проработала заведующей подготовительным отделением, на котором было 250-300 ребятишек. Это и ведение документации, и контакт с родителями, проведение собраний, работа с педагогами. Плюс классное руководство, которое никто не отменял. Я классный руководитель в четырёх классах, это накладывает определённые обязательства. Честно скажу, времени на творчество не остаётся. В выходные просто хочется отдохнуть, погулять, сократив общение до минимума.
- В общем, сложностей хватает. Как справляетесь с проблемами?
- У меня есть правило: если не могу разрешить ситуацию - просто отпускаю её. В итоге всё разрешается так, как нужно. И в любых ситуациях помогают коллеги. Мне всегда везло с людьми. Поэтому я могу назвать себя счастливым человеком. Счастливым и состоявшимся. Моя профессия, профессия преподавателя, - самое интересное дело в жизни. В то же время моя вторая профессия, профессия художника, научила меня свободно мыслить и рисовать. Я и детей учу мыслить легко, свободно. И очень редко занимаюсь нравоучениями. Я хожу на работу с удовольствием и радуюсь каждому дню. Мои знакомые, редко меня видящие, всегда отмечают: «Лариса, время идёт, а ты не меняешься!». Дети вокруг, некогда стареть!
Ирина СЕРГЕЕВА
Фото из архива Ларисы Денеко