О чём рассказывают нашим детям? Профилактические беседы общественников с ангарскими школьниками возьмут под контроль

Ангарские Ведомости

Казалось бы, в нашей жизни существует несколько непреложных истин. Одна из них - дети превыше всего. Тем удивительнее было наблюдать причудливую картину. Пару недель назад один озвученный вопрос, касающийся безопасности детей, сумел пробудить в отдельных телеграм-каналах гневный вопль взрослых людей, посчитавших себя оскорблёнными. Представьте себе, бывает и такое.
Что же заставило недовольных потерять самообладание? Вопрос об осуществлении просветительской деятельности в образовательных учреждениях. Эта тема стала одной из основных на заседании комиссии Думы Ангарского округа по общественной безопасности, правопорядку и экологии под председательством Александра КУРАНОВА.

Не навреди

Основанием для обсуждения послужило поступившее обращение. В письме житель Ангарска задаёт ряд логичных вопросов и, в частности, выражает беспокойство из-за формы подачи детям информации и содержания внеурочных профилактических бесед, которые проводят в том числе общественные организации.
Обращение было адресовано министру образования региона, мэру и председателю Думы Ангарского округа, уполномоченному по правам ребёнка, прокурору, а также начальнику УФСБ Иркутской области. Предметом рассмотрения на заседании комиссии стали только те аспекты обращения, которые напрямую затрагивают органы местного самоуправления.
- Организация деятельности муниципальных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования находится в нашем ведении. Мы не можем равнодушно относиться к тому, кто и как влияет на воспитание, мировоззрение и жизненные установки наших детей, - подчеркнул председатель Думы Александр ГОРОДСКОЙ. - Сегодня много желающих влиять на подрастающее поколение. Необходимо максимально персонализировать ответственность за те мысли, которые мы пытаемся донести до подростков. Насколько урегулирован этот процесс? Насколько хорошо соблюдаются существующие механизмы, которые защищают детей от любых пагубных влияний?
В последние несколько лет профилактические беседы в школах стали причиной целого ряда резонансных скандалов в разных городах нашей страны. Так, родители учеников одной из школ Челябинска забили тревогу после занятия по профилактике ВИЧ-инфекции. На вопрос 14-летней девочки об общении с мальчиками и сохранении чести приглашённый специалист центра профилактического сопровождения буквально ответила следующее: «По-моему, честь - это вообще такое понятие... если у человека появилось желание, то зачем этому желанию сопротивляться, если у них доверительные отношения?». Позже Роскомнадзор приостановил просветительские лекции организации, назвав их «разрушающими семейные ценности». Похожий случай после урока о профилактике ВИЧ, проведённого без согласия родителей, произошёл и в Тюмени. А из Сестрорецка до Генпрокуратуры дошли кадры, мягко говоря, спорной антинаркотической акции. На фотографиях видны выстроенные лицом к стене школьники, вдоль которых проходит инспектор-кинолог со служебной собакой.
Наверняка на этом моменте многие ангарчане припомнят и громкую историю о том, как один из общественников издал книгу для подростков, считая, что такая «методическая литература» сработает им «во благо». Однако в итоге по настоянию правоохранительных органов и решению суда был признан виновным и привлечён к ответственности за пропаганду и незаконную рекламу запрещённых веществ.
По мнению детских психологов и физиологов, категорически запрещено проводить профилактическую работу со школьниками, используя методы запугивания и давления на неокрепшую детскую психику. Однако, как мы видим, практика далеко не всегда согласуется с правилами. У некоторых просветителей совсем иное мнение на этот счёт. Никто не может гарантировать, что приемлемое в голове лектора содержание беседы и форма подачи информации не навредят ребёнку. Не менее опасно, если такие рассказчики делают детей объектом своих манипуляций, сознательно удовлетворяя личные амбиции или преследуя корыстные цели. К сожалению, такие случаи в Ангарске тоже были. Причём по прошествии лет представители одной общественной организации даже не скрывали, что использовали просветительскую деятельность в рамках своей предвыборной кампании.

Неуверенность или намеренный пиар?

Сегодня внеурочная просветительская работа в образовательных учреждениях регулируется федеральным законом - соответствующие поправки были приняты в 2021 году. Но эффективно ли действует этот закон в регионах?
- Мы все прекрасно понимаем, насколько необходима профилактическая работа с детьми и как она помогает предостерегать несовершеннолетних от больших жизненных ошибок. Но в то же время мы действуем из принципа «не навреди», - говорит Александр Куранов.
- Какие методы используют в просветительской деятельности общественные организации, которые ходят с лекциями по школам? Насколько их представители компетентны в вопросах педагогики и детской психологии? Должны ли быть сертифицированы фото- и видеоматериалы, которые демонстрируют ребятам? К сожалению, в рамках заседания депутаты не получили чётких ответов на эти вопросы от профильных специалистов администрации. Важно провести эту работу до начала учебного года.
По итогам заседания думская комиссия рекомендовала мэрии подготовить предложения по урегулированию просветительской деятельности в образовательных учреждениях округа. В частности, предполагается, что все материалы в печатном виде, видеоролики перед презентацией детям будет проверять ответственный за это направление специалист Управления образования.
К слову, именно за тем, чтобы специалисты Управления образования успели отрегулировать все процессы к 1 сентября, заседание комиссии внепланово состоялось 26 июня. Далее Дума отправляется на депутатские каникулы, а откладывать рассмотрение вопроса на август - значит впустую терять время. Правда, в обозначенных выше телеграм-каналах из темы детской безопасности быстренько соорудили повод для сомнительного пиара. К примеру, один из общественников вовсе связал сам факт проведения внеочередного заседания сугубо с собственной персоной, заявив о политической подоплёке. И даром что внеочередные заседания профильных комиссий и Думы целиком - рядовые будни депутатов.
Странно и другое: зачем так рьяно сопротивляться формированию чётких норм для столь важных бесед с нашими детьми, если ты уверен в том материале, с которым выступаешь? 
Дмитрий ДЯГИЛЕВ