Новости
На пороге грандиозных перемен. Какие задачи решит Ангарский округ благодаря программе социально-экономического развития
- Ангарские Ведомости
В последних числах июня Ангарск узнал о решении, за которое бился на протяжении долгих семи лет. Наш округ получит финансирование из областного бюджета, которое без всяких оговорок можно смело назвать заслуженным. В рамках принятой программы социально-экономического развития крупных городов Иркутской области в Ангарск будет направлено 2,4 млрд рублей для реализации важнейших задач, подступиться к которым ранее было тяжело либо практически невозможно. О том, как создавалась программа и какие перспективы она открывает для ангарчан, в беседе с нашим журналистом рассказал мэр Сергей ПЕТРОВ.
Тернистый путь первопроходцев
- Сергей Анатольевич, справедливо ли будет сказать, что именно наш округ являлся главным вдохновителем создания программы социально-экономического развития крупных городов? Какова предыстория?
- Всё так. Ангарск сыграл ключевую роль в инициировании этого процесса. Предыстория уходит корнями в 2016 год, когда мы начали системную работу, чтобы побудить региональные власти внести изменения в систему распределения налоговой базы. Как известно, в этой части законодательством закреплено преимущество муниципальных районов над городскими округами. Норматив зачисления доходов от собственных налогов в местную казну для первых установлен в 1,5 раза выше, чем для вторых. Эту разницу Ангарск прочувствовал после объединения в городской округ. Наши полномочия ничуть не изменились. Прежней осталась и территория - свыше 1,1 тысячи квадратных километров и 14 населённых пунктов. При этом из-за законодательного неравенства ежегодно муниципалитет недополучал порядка 300 млн рублей. В такую цену нам обошёлся путь здравого смысла. Объединяя район в округ, мы прежде всего стремились уйти от двоевластия и бессмысленных политических дрязг на территории в сторону поступательного развития муниципалитета. Нам удалось не только существенно повысить эффективность работы, но и сэкономить значительные средства на содержании дублировавших друг друга ведомств, административных зданий и проведении муниципальных выборов. Мы были первопроходцами. Оценив положительный опыт Ангарска, сегодня областные власти мотивируют районы объединяться в округа, предлагая им норматив даже выше того, который у них есть сейчас. У нас не было подобных преференций.
- Начало попыток нашего округа инициировать пересмотр норматива выпало на губернаторство Сергея ЛЕВЧЕНКО. Несложно догадаться, что эти усилия встречали сопротивление в руководстве региона.
- Успехи Ангарского округа, и правда, были костью в горле для отдельных чиновников в самых высоких кабинетах региональной власти. Тем не менее в 2018 году нам едва не удалось продавить изменение норматива. Дело дошло до принятия решения Законодательным Собранием. К сожалению, перевес голосов оказался на стороне тех, кто не поддержал изменения в распределении налоговой базы. Что особенно разочаровывает, в поддержку предложения, которое бы дало возможность округу дополнительно получить около 800 млн рублей, не высказался ни один депутат областного парламента от Ангарска. Многое поменялось, когда регион возглавил Игорь КОБЗЕВ. Стал возможен открытый диалог в поисках выхода из данной ситуации. Было решено двигаться не в сторону изменения нормативов, а по пути создания механизмов компенсации. Так начала зарождаться программа социально-экономического развития крупных городов Иркутской области. Поскольку Иркутск как столица региона имеет иную доходную базу, в первую очередь программа создавалась в интересах Ангарска и Братска. Это два опорных города Иркутской области, в каждом из которых проживает более 200 тысяч человек.
- Насколько трудоёмким получился процесс разработки программы?
- Эта работа велась девять месяцев. Проект документа шесть раз корректировали. Программа прошла через множество согласований различных ведомств. В результате в мае финальная версия документа была одобрена председателем правительства Константином ЗАЙЦЕВЫМ, а в июне, опять же не без помех со стороны некоторых депутатов от Ангарска, получила поддержку Законодательного Собрания. Программа рассчитана до 2025 года включительно. За это время Ангарск получит из регионального бюджета 2,4 млрд рублей. Ещё порядка полумиллиарда на реализацию задач программы добавляет муниципалитет. Объём областного финансирования сопоставим с ежегодным размером собственных доходов округа и примерно равен той сумме, которую мы недополучили за семь лет. Для Ангарска это беспрецедентное событие.
Благоустройство охватит весь город
- За два с половиной года Ангарск сможет направить на социально-экономическое развитие своей территории около 3 млрд рублей, 400 миллионов - уже в этом году. Как формировался список задач, которые будут решаться в рамках программы?
- В описании программы чётко прописан блок задач, на которые могут идти средства. Одно из важнейших условий - начатый замысел обязательно должен быть воплощён в жизнь за 2,5 года. Именно поэтому, к примеру, в программу не попал такой значимый этап работ, как проектирование. Это довольно дорогостоящие мероприятия. Скажем, на проект реконструкции автомобильного виадука в Мегете муниципалитет потратил свыше 14 млн рублей. Но поскольку, делая проекты для новых задач, мы не можем быть уверены, что финансирование на их реализацию в рамках региональных и федеральных проектов дойдёт в сжатые сроки, от этой строки в программе пришлось отказаться.
Порядка 75% обозначенных задач, которые мы теперь сможем решить благодаря принятой программе, не могли попасть в областные и федеральные проекты. Взять хотя бы внутриквартальные проезды и многочисленные подъездные пути к детским садам, поликлиникам, учреждениям культуры. Большинство из них в ужасном состоянии, тем не менее для них нет специализированных проектов на региональном и федеральном уровнях. Сейчас мы имеем возможность взяться за их ремонт. В рамках программы социально-экономического развития 700 млн рублей мы направим на ремонт транспортных артерий, которые по своим параметрам не соответствуют участию в нацпроекте «Безопасные качественные дороги». Например, участок улицы Глинки от Карла Маркса до Мира, относящийся к дорогам местного значения, не попал бы в нацпроект, но благодаря программе мы его отремонтируем. Кроме того, большой объём дорожных работ затронет внегородские территории. Среди нерешаемых прежде задач и ремонт асфальтового покрытия на территории образовательных учреждений, и обустройство дворовых хоккейных кортов, и давняя больная тема - оснащение современным оборудованием цеха полуфабрикатов на Комбинате детского питания, и многое другое.
Другие 25% задач в теории могут быть решены с помощью региональных и федеральных программ, но в рейтинговых списках они находятся так далеко, что их реализация откладывалась в долгий ящик. Строительства детской школы искусств в Мегете стоимостью более 300 млн рублей мы бы ждали ещё много лет, но сейчас это вопрос скорого времени. То же касается и капитального ремонта второго корпуса школы №37 - бывшего здания гимназии №1. Сложно предугадать, когда бы мы подошли к верхним строчкам рейтинга в этом вопросе. Но сегодня у нас есть возможность оперативно преобразить здание, чтобы обеспечить дополнительные места в школе для ребят из активно застраивающихся по соседству микрорайонов.
Ещё одна масштабная точка приложения сил - благоустройство. В рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» ежегодно, помимо дворовых территорий, в Ангарске преображается порядка пяти скверов. Благодаря программе социально-экономического развития только в 2023 году мы сможем дополнительно обустроить ещё 11 общественных пространств. Работы охватят весь город. На следующий год планы ещё более амбициозные.
- Есть вероятность, что программа продолжит работу после 2025 года?
- При обсуждении проекта изначально речь шла о пятилетнем сроке реализации программы. Этот временной промежуток пришлось урезать только потому, что бюджет Иркутской области принимается на три года. Я очень надеюсь, что ответственные лица не забудут о существующих договорённостях. Впрочем, для положительного решения необходимо, чтобы в Законодательном Собрании работали депутаты, которые не просто изображают надзорную деятельность, а действительно радеют за благополучие Ангарска.
Вместе с тем всё чаще с высоких трибун, в том числе от президента, мы слышим о системном недофинансировании муниципалитетов. Зреет уверенность, что в недалёком будущем решение об изменении норматива для самодостаточных территорий, коей, безусловно, является Ангарский округ, будет одобрено.
Максим ГОРБАЧЁВ