Одинаковых мастеров не штампуем. Преподаватель Дарья МАКАРОВА о том, сколько разных красок в характерах её учеников

Ангарские Ведомости

Зелёная лужайка, гора пончиков, послеобеденный чай и карусель. На такое идеальное свидание Спичечник Берт однажды пригласил Мэри Поппинс, нарисовав сказочный мир мелками на тротуаре. Мы же отправились в школу искусств №4 в полной уверенности, что найдём человека, который чудесным образом сочетает в себе лучшие качества обоих персонажей детской книги.
Наши надежды оказались ненапрасными. Вот она, леди, что способна в несколько штрихов создать любое чудо в пустой комнате. В художественном отделении школы искусств Дарья Макарова преподаёт с 2007 года.
Шары нарисованные - радость настоящая
- Дарья Николаевна, я подозреваю, слова о том, что вы родились с кистью в руках, будут весьма условным преувеличением?
- Да, я из семьи художников. Папа - резчик по дереву, мама - завуч художественного отделения нашей школы. Поэтому самыми любимыми игрушками в детстве для меня были краски и карандаши. Если что-то не получалось нарисовать, я бежала за помощью к маме. Наблюдала и за тем, как работал папа. Иногда незаметно подкрадывалась так, чтобы ему не мешать, и рядом пробовала что-нибудь выстрогать из дерева. Неудивительно, что в 10 лет моим вторым домом стала эта школа искусств. Детские работы времён обучения у меня до сих пор в архиве хранятся. Впоследствии я окончила Иркутское художественное училище и Иркутский национальный исследовательский технический университет. По первому образованию декоратор-оформитель, по второму - искусствовед.
- А как вернулись в школу искусств?
- Мне было всего 18 лет. Решила попробовать себя в роли педагога, проверить, моё это или стоит идти дальше? Сначала взяла одну группу самых маленьких художников, потом ещё одну, потом прибавились ребята постарше. Сама не заметила, как затянуло. За 17 лет работы в школе ещё ни разу об этом не пожалела.
- Воспитанники норовят переносить на мольберты элементы современной подростковой культуры, в которой они «варятся»?
- Наиболее ярко это проявляется в первом классе. Приходя в школу, нетерпеливые ребята думают, что сейчас сразу начнут рисовать персонажей из аниме или компьютерных игр. Даёшь задание нарисовать классический портрет, а на бумаге возникают лица с огромными глазами, как из японских мультфильмов. Тут уж приходится договариваться: сначала разучиваем академический портрет, а потом черёд для всего остального. Через некоторое время дети обязательно приносят из дома рисунки аниме и разные шаржи, хотят похвастать да услышать моё мнение. Я, конечно, всех хвалю.
- Вместе со своими учениками вы ведь оформили одну из комнат Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Это была спонтанная волонтёрская акция?
- С такой идеей на меня вышли знакомые одной из родительниц. Прознав об этом, все наши ребята наперебой начали спорить, кто пойдёт. Ещё бы, такая возможность - настоящая взрослая практика! Но всем участвовать в акции было нельзя. Скрепя сердце я отобрала пять девчонок-четвероклассниц. Задача оказалось не из простых. На всё про всё у нас был один день. Работали с утра до вечера. В результате у нас получилась замечательная детская комната с нарисованными воздушными шарами на стенах. После Центр помощи наградил наших девчонок грамотами и шоколадками. Я их такими уставшими, но счастливыми давно не видела.
Мальчишки на вес золота
- Процесс создания живописного полотна - это полёт вдохновения или монотонный труд?
- По-разному случается. Бывает, волну поймал и на одном дыхании сотворил что-нибудь этакое. Вот только достигать результата кропотливым трудом приходится гораздо чаще. Особенно когда дело касается работы с гобеленом или росписью батиком. Наверняка вас это удивит, но зачастую труд художника связан с высокими энергозатратами. Не все ребята готовы выдерживать эта нагрузки. Кто-то бросает школу, кто-то едва ли не через слёзы рисует картину, а ты, как мама, подбадриваешь ребёнка: «Вот увидишь, эту работу сделаешь, а следующая ещё лучше выйдет». Некоторые девчонки меня буквально мамой и называют, хотя им уже по 16-17 лет.
- Талант в детях виден сразу или порой ему требуется время, чтобы пробить себе дорогу?
- Для примера, Насте ГРЕВЦЕВОЙ всё легко давалось с первого класса. Девочка побеждала на различных конкурсах, дважды была отмечена стипендией именного фонда нашего мэра Сергея ПЕТРОВА, а в этом году стала стипендиатом губернатора Иркутской области. Куда более извилистое начало творческого пути выдалось у Тани ПОБОТАЕВОЙ. Первые годы она была крепкой хорошисткой, но не демонстрировала выдающихся успехов. А затем девочка «выстрелила». Подпитываемый упорным трудом талант накапливал силу и прорезался во всей красе. В этом году Таня удостоилась стипендии мэра. Вместе с Настей она представляла Ангарск на региональном этапе молодёжных Дельфийских игр России. У каждой девочки выработался свой уникальный стиль. В их работы я даже кисточкой не лезу.
- К слову о стиле. Когда вы видите перед собой растущий талант, не возникает подспудного желания в чём-то его чуть скорректировать, отшлифовать характер работ под то видение прекрасного, которое вам ближе?
- Если ребёнок уже овладел основами, я даю полную свободу самовыражения. Зачем наседать над ним, пытаясь «ломать» под себя? Мы же не штампуем одинаковых мастеров, а позволяем раскрыться ребятам, каждый из которых неповторим. Если бы вы побывали на одном из наших занятий, стали бы свидетелем того, как дети без стеснения включают музыку и поют песни. Так ребята ищут нужный настрой для работы. В нашем репертуаре всё - от рока до классики. Иногда в дверь кабинета просовывается чья-нибудь голова и удивлённо спрашивает, мол, неужели здесь музыканты обосновались?
- Вы не раз упомянули о своих воспитанницах. А мальчишки-то есть?
- Парней очень мало, и лишь единицы из них доходят до дипломной работы. Можно сказать, они на вес золота. Алексей КУРКУТОВ - в буквальном смысле. Несколько лет назад молодой человек окончил нашу школу, а сегодня со всей страстью отдаёт себя ювелирному искусству.
- Получается, правило «художник должен быть голодным» у вас работает далеко не всегда?
- В будущем выпускники становятся преподавателями, дизайнерами, архитекторами. Когда я только начинала работать в школе, всё переживала: вдруг я не смогу дать всего объёма знаний и навыков тому единственному ученику из группы, который всё-таки рискнёт идти учиться дальше по специальности художественного профиля? С годами чем чаще я видела огонь в глазах ребят, тем проще стало справляться со страхами. Потом стала узнавать, что из каждой группы моих выпускников в двенадцать человек, художественная профессия стала фундаментом взрослой жизни не для одного-двух, а для четырёх-пяти молодых людей. Для меня такие новости как бальзам на душу.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА