Осознанный родитель + компетентный педагог = счастливый ребёнок Психолог Денис ЯЦКЕВИЧ о том, почему дошколята - сигнальные маяки

Ангарские Ведомости

Советскую киноленту «Усатый нянь» помнят и любят многие. Но когда музыкальная комедия превращается в непридуманную жизнь, тут массовый обыватель начинает задаваться ворохом вопросов. Воспитатель - мужчина? Как? Зачем? Для чего?

Уже почти семь лет мифы о преподавателе-мужчине в дошкольном учреждении успешно разбивает педагог-психолог детского сада комбинированного вида №19 Денис Яцкевич. В мае на областной выставке «Мир семьи. Страна детства» Денис Фёдорович представил проект «Осознанное отцовство».
- Денис Фёдорович, согласитесь, достаточно редкое явление, когда педагог дошкольного учреждения - мужчина. Как получилось, что жизненный путь привёл вас в детский сад?
- Изначально чётко обозначился мой интерес к психологии. В конце 90-х я получил образование психолога-консультанта, но в профессию не пошёл. С тех пор мне довелось попробовать себя в нескольких сферах деятельности. Кроме того, в течение шести лет я находил применение своим силам в приходе храма Успения Божьей Матери, где нёс послушание старосты, был певчим на клиросе, а затем и алтарником. Вроде бы прошёл все ступени. Однажды Отец Георгий обоснованно заметил: «Пора тебе, Денис, дальше двигаться. Какой шаг сделаешь следующим?». Тогда я вновь вспомнил о психологическом образовании. Решил упрочить знания и поступил в высшее учебное заведение. Супруга в то время работала воспитателем в детском саду, и однажды заведующий дошкольным учреждением Ольга Николаевна БУДАЕВА предложила поработать педагогом-психологом с детьми. Мне это было интересно, и я согласился.
- Как родители ребят отнеслись к тому, что педагог - мужчина? Вы ощущали настороженность с их стороны?
- Настороженных взглядов не встречал. Скажу больше, если кто и переживал, так это я сам. Мне предстояло вникнуть в суть профессии, понять настоящую роль педагога-психолога в детском саду. Благо коллеги и родители с этим не торопили. Мне дали время сориентироваться. Когда же стало получаться действительно помогать детям в связке с родителями, кирпичик за кирпичиком складывалось и доверие.
- Если подробнее, с какими сложностями вы столкнулись на первых порах?
- У меня в голове картинка не складывалась. Казалось бы, я отец с большим опытом. Своих детей пятеро. Практически все уже выросли, сейчас младшей дочери 14 лет. Но тогда, придя в систему образования, я понял, что это совсем другая история. В специфике образовательного процесса было необходимо разобраться. В деле осмысления своего предназначения мне помогла метафора кубика Рубика. Как известно, его сборка начинается с центра. Первая удачно собранная сторона - это сам педагог. Дальше собираются грани других цветов, которые можно сравнить с ожиданиями руководства детского сада, надеждами родителей, интересами детей, запросами педагогов. Всё это должно быть в соответствии. Педагогу важно слышать и понимать запросы всех участников воспитательного процесса, краеугольная задача которого - эмоциональное благополучие ребёнка.
- По ребёнку, который приходит в садик, видно, что у него дома проблемы?
- Малыши не надевают на себя социальные маски, их настроение - раскрытая книга. Бывает, что ребёнок просто сегодня не в духе, и тогда он сам об этом скажет. Случается, что ребёнка что-то глубоко ранит или беспокоит. Тогда меняются его поведение, характер взаимоотношений с другими детьми, сам ребёнок меняется. Где-то об этом просигнализируют воспитатели, где-то родители зададут вопрос, где-то психолог сам заметит неладное. Распознать источник проблемы и убрать его тоже можно по-разному. В качестве примера расскажу одну историю.
Ко мне обратился воспитатель, которого беспокоило поведение одного из малышей. Прихожу в группу на занятие по лепке. На первый взгляд, ребёнок выглядит вполне обычно и вызывает только добрую улыбку. Но затем я перевожу внимание на фигурку персонажа, которую мастерит малыш. Ребёнок налепил на лицо человечка вычурно большой нос и огромные губы. После занятий говорю воспитателю, что, возможно, есть какая-то проблема на уровне носогубного треугольника. Малыш будто сигнализирует о неполадках в данной области. Чтобы мама правильно восприняла пожелания, в личной беседе с ней начинаю с позитива, а уж потом перехожу к сути: «У вас замечательный ребёнок. Прекрасно общается со сверстниками. Слышит и откликается на просьбы взрослого. Единственная рекомендация - покажитесь отоларингологу». После похода к врачу выяснилось, что приблизительно месяц назад дома малыш затолкал в нос колёсико от машинки. Уже началось нагноение. Благо, всё обошлось.
- О чём зачастую переживают дети?
- Чаще и больше всего малыши переживают, когда что-то не ладится у родителей. Дети приходят в этот мир с миссией сохранить семью. Потому разлад в родительских отношениях дети подсознательно воспринимают как личную ответственность. Ещё раз акцентирую на этом внимание: дети - не источник проблемы, а сигнальный маяк. Порой достаточно обсудить сложившуюся ситуацию с родителями в поисках её разрешения без вовлечения самого малыша. Если проблему удаётся нивелировать, эмоциональное самочувствие ребёнка автоматически выправляется.
- Судя по вашим ответам, складывается ощущение, что педагог-психолог в дошкольном учреждении взаимодействует с родителями едва ли не больше, чем с детьми.
- В какой-то степени это действительно так. Мы достаточно тесно работаем с родителями в разных форматах: в виде собраний, индивидуальных консультаций и даже семейного клуба. Этот формат действует в ряде детских садов Ангарска в рамках реализации социально-просветительского проекта Школы осознанных родителей «Азбука счастливой семьи». Изучая и прорабатывая материалы программы, нередко на подобных встречах родители проговаривают свои проблемы. Самая личная из них - чувство вины. Родители напрасно начинают заниматься самоедством, если что-то не ладится в воспитании ребёнка. Мамы и папы внушают себе, что недостаточно хороши для своего чада. Это тупиковая нить рассуждений, ведь совершенных людей в принципе не бывает. Хорошо, что такие собрания позволяют родителям вслух высказать всё, что наболело, и понять: есть и другие люди, которых мучают те же самые терзания. К слову, на одном из мероприятий семейного клуба у нас родилась замечательная формула: осознанный родитель + компетентный педагог = счастливый ребёнок.
- Расскажите о вашем проекте «Осознанное отцовство».
- Он родился в 2018 году. К тому моменту я отработал в дошкольном учреждении уже два года. На очередной установочной сессии методического объединения педагогов-психологов прозвучала идея: раз теперь в одном из детских садов Ангарска работает педагог-мужчина, будет логично активизировать работу с папами дошколят. Вместе с нашим учреждением в работу включились детские сады №37, 74 и 101. Силами четырёх педагогов-психологов мы поработали с литературой, провели анкетирование пап и разработали для них программу мероприятий с целью большего вовлечения в воспитательный процесс. Через три года мы представили результаты нашей работы на первом муниципальном форуме отцов. Их высоко оценили и рекомендовали нам развернуть проект на весь городской округ. В таком формате мы проработали ещё два года, а в 2023-м при поддержке Управления образования подали заявку и получили статус региональной инновационной площадки. Теперь наш опыт будет транслироваться на дошкольные учреждения всей Иркутской области.
В процессе работы проекта я выявил для себя интересную закономерность. Если с каким-то предложением детский сад обращается к семьям, как правило, откликаются только мамы - папы остаются в стороне. Но если обратиться напрямую к отцам, в мероприятии участвуют семьи целиком. Показательный тому пример - «День синички». Казалось бы, обычное мероприятие, которое зачастую выливается в то, что кормушки для птиц делают… мамы с детьми. И мы решили специально обозначить: сначала папы вместе с детьми мастерят кормушки, а мамы процесс изготовления фотографируют. После проведения выставки кормушек в детском саду мы их общими усилиями развесили в выходной день в парковой зоне. В результате традиционная церемония развешивания кормушек в парке превратилась в полноценный семейный праздник. На него пришли многие папы, которые в этот раз были в центре внимания и чувствовали свою значимость.
Другой пример. В 2021 году мы впервые провели акцию «Вместе с папой в детский сад». В ней приняли участие без малого шесть десятков дошкольных учреждений Ангарска. В назначенный день малышей в детские сады привели не мамы, а папы и дедушки. С утра в группах звучали посвящённые отцам песни, были организованы тематические фотозоны, дети дарили папам подарки, изготовленные собственными руками. Вы бы слышали, сколько тёплых слов и благодарности после мероприятия педагоги получили от наших родителей!
Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Любовь ЗУБКОВА