Сто лет - не возраст. Жизненный пути Галины МОТОРИНОЙ

Ангарские Ведомости

«Ой, я до этого не доживу!» - как часто мы сами ставим себе границы того, чего смогли бы достичь! Но глядя на Галину Васильевну МОТОРИНУ, понимаешь, что нет ничего невозможного. Мы встретились в преддверии её столетнего юбилея, но больше 80 лет этой женщине ни за что не дашь!
Бодрая, с горящими глазами, легко передвигающаяся не только по квартире, но и даже по улице - Галина Васильевна до сих пор является председателем Совета ветеранов Юго-Западного района Ангарска, где устраивает мероприятия, ведёт личные приёмы. В её подчинении находится 13 первичных ячеек, членов которых она называет «мои девчонки». И никак иначе, ведь эти бабушки моложе неё!
А как она рассказывает! Никаких попыток напрячь память, как будто всё происходило вчера, а не более полувека назад.
Крестьянское воспитание
Тридцатые годы прошлого столетия практически уничтожили крестьянство как класс. Крепких, грамотных, любящих землю, умеющих трудиться от зари до зари мужиков признали кулаками - мироедами, их высылали с насиженных мест, забирая всё заработанное тяжким трудом. Не обошла эта доля и Луку БАЙГУШЕВА, деда Галины Моториной.
Лука Степанович слыл в крупном бурятском селе Тарбагатай зажиточным человеком: два дома, амбары, полные запасов, разная живность.
- Он ведь очень знающий был человек, владел научными приёмами выращивания растений. Знал, когда сеять, пахать, убирать. Поэтому в суровых условиях природы Забайкалья умудрялся выращивать рекордные урожаи. При этом никогда не держал батраков, с хозяйством справлялся с помощью дочерей, их мужей и внуков. А ещё умел врачевать животных и людей - на основе берёзового дёгтя, смешанного с лечебными травами, делал чудодейственное лекарство, вылечивавшее любую кожную болезнь. И никогда за это не брал денег. Местные буряты его очень любили. За лечение одаривали баранами, звали на свои праздники в качестве почётного гостя, - вспоминает Галина Васильевна.
Она была дедовой любимицей - первая девочка после нескольких внуков. Пухленькая, косы цвета спелой пшеницы, веснушки, голубые глаза... Её так и прозвали куколкой. Лука Степанович учил Галю кататься на лошади, возил в поля, где рассказывал о крестьянской науке.
Но особенно тёплые воспоминания Галина Васильевна сохранила о своей маме, дважды матери-героине - Евдокии Лукиничне. Она родила 8 детей, но выжили только четверо сыновей и дочка.
Женщины тогда старели рано, непосильная работа, бесконечные роды подрывали здоровье. Но баба Дуся, как её называли на селе, сумела, несмотря на все тяготы, сохранить ту самую душевную красоту, любовь к ближнему, сострадание, которыми всегда славились русские женщины.
- Если в село приходили странники, их отправляли сразу к нам. Знали, что мама и накормит, и на ночлег пустит. А какие у неё были методы воспитания! Раньше ведь с детьми не церемонились - и ругали, и ремнём били, а наша мама, если провинимся, позовёт к себе и один на один проведёт беседу. Ругаться матом в нашей семье было строго запрещено, - рассказывает Галина Моторина.
И слёзы наворачиваются у неё на глаза при воспоминании, как мама несколько дней не могла встать с кровати от шока, который испытала, когда ночью раскулачивали её отца. У неё был только один вопрос: «За что?!» А вокруг стояли плачущие дети и просили: «Мамочка, не умирай!».
Но оказалось, что без так называемых кулаков, их грамотного отношения к земле, хозяйству, в колхозах жизнь лучше и веселее не стала. Луку Степановича через два года вернули из ссылки, но это был совсем другой человек. Вместо крепкого мужчины приехал старик, который не оправился от потрясения до конца жизни. Но зла не помнил. Начал всё заново, занял пост заместителя председателя колхоза и поднял пришедшее было в упадок коллективное хозяйство, которое стало славиться на всю округу своим животноводством и выполнять план по поставкам зерна государству.
Прожив долгую и трудную жизнь, Лука Степанович умер в 96 лет.
Повзрослели за один день
Из дома Галина Васильевна уехала в 15 лет, с трудом оторвавшись от родителей и любящих братьев. Поступила в Петровске-Забайкальском в педагогический техникум. Первый год плакала по ночам - так скучала по семье. Но справилась с собой и закончила учебное заведение с золотой медалью.
В день выпускного студенты с утра поехали на грузовичке в поля набрать цветов, чтобы украсить спортивный зал для праздника. Директор техникума Иван Иванович заказал в ресторане еду - он очень любил этот выпуск, считал его лучшим.
- Мы только приготовились отмечать, как вбегает тетя Нюся, уборщица, и кричит: «Включите радио!» Так мы узнали, что началась война. Выпускной превратился в митинг, девчонки плакали, а ребята сразу сказали, что пойдут защищать Родину, - вспоминает Галина Васильевна.
На следующий день выпускники в полном составе явились в военкомат. Но повестки выдали только парням, а девушкам сказали, что они на войне пока не нужны.
По рекомендации своих педагогов, краснодипломница Галя поступила в Читинский пединститут. Но учиться не смогла - сильно голодала. А поддержки ждать было неоткуда - братья ушли на фронт, а мама сама изматывалась до предела, работая на колхозных полях. И тогда Галя попросила, чтобы её отправили учительницей в начальную школу.
Так она попала в малокомплектную школу рабочего посёлка Кадала, где
была единственным учителем. В ветхом здании, две комнаты которого едва могла нагреть буржуйка, у учеников, сидевших за партами, пар шёл изо рта, поэтому занимались в одежде. Здесь тоже жизнь была не сытая, и молодая учительница делилась с изголодавшимися детьми своей скудной пайкой хлеба.
Но даже в такие тяжёлые годы могут быть и счастливые моменты. В 1943 году Галина Васильевна познакомилась со своим первым мужем, служившем в секретном полку по охране тоннелей. Через год в семье появилась дочка. Увы, война догнала Галину и в тылу. В 1944 году мужа отправили на Белорусский фронт, где он погиб. Вскоре от тяжёлой болезни умерла и дочь. Чтобы не сойти с ума от горя, молодая женщина вернулась в родной Тарбагатай, под мамино крыло. Устроилась работать бухгалтером на завод.
- Победу встретила на коне - поехала в совхоз выдавать деньги рабочим. Кстати, по дороге встретила колонну пленных немцев, они пытались на меня посмотреть, но охрана строгими окриками запрещала им головы поднимать. По совхозу промчалась вихрем с криками «Победа!». Все радовались очень. Председатель откуда-то бочку с вином прикатил, и все пили и плакали от радости, - рассказывает долгожительница.
Жажда жизни
По настоянию старшего брата, который весь израненный вернулся с войны, Галина уехала в Читу, где её приняли на работу в штаб Забайкальского военного округа. Там она отработала 30 лет, последние 10 лет - в особом отделе. Вынуждена была уволиться по состоянию здоровья, так как врачи посоветовали сменить климат.
- Когда меня провожали, то на прощание в знак благодарности вручили автомобиль «Запорожец». Роскошь по тем временам! - гордится Галина Васильевна.
Вместе с последним мужем Василием Моториным в 1976 году она переехала в Баку, где до 1983 года была руководителем учебно-курсового комбината фабрики пряжи.
Вновь собираться в дорогу заставили дурные вести - мама сильно болела. Поэтому на семейном совете было решено вернуться в Читу, чтобы жить всем вместе. Но вариант обмена на Забайкалье в Баку никак не находился, зато в Ангарске один азербайджанец очень хотел вернуться на Родину.
Так волею судеб Галина Васильевна оказалась в нашем городе. Правда, перевезти к себе маму так и не успела. В возрасте 86 лет Евдокия Лукинична умерла.
- Я очень сильно переживала, плакала, но муж меня всегда поддерживал. Когда вернулись с похорон, сказал, чтобы я больше нигде не работала, а для души, по желанию могу быть общественницей, - вспоминает о пережитом Галина Васильевна.
Но беда не приходит одна - тяжело заболел муж. Галя выхаживала его всеми силами, выбила разрешение спать в больничной палате на топчане, лишь бы быть рядом с ним. Но не сумела вырвать любимого человека из лап смерти. И до сих пор помнит его последние слова: «Ты такая боевая, у тебя такая сила воли, ты должна жить за всех нас! И живи долго!»
Работа не раз её спасала, вот и в этот раз забвение от горя Моторина нашла в труде. Стала председателем товарищеского суда при своём ЖЭКе, возглавила Совет первичной ветеранской организации 8, 9, 10 микрорайонов. В 1996 году стала председателем Совета ветеранов Юго-Западного района.
На вопрос о секрете долголетия Галина Васильевна немного медлит с ответом:
- Я вот тоже иногда сижу и думаю: как один человек может столько всего пережить? Наверное, это заложенная с детства основа - и физическая, и духовная. Мама и дедушка очень любили людей, всегда им помогали бескорыстно. И я стараюсь быть такой же. Я всех люблю, и если даже на моём пути встречается негативно настроенный человек, я сумею его переубедить. Мне ведь лично ничего не надо, а вот за своих ветеранов, если надо, я буду биться. Я же ради работы живу, и мои ветераны - это моя семья, - завершает свой рассказ Галина Васильевна.
Пройдут юбилейные торжества, и она снова выйдет на работу: её там ждут девчонки. Здоровья вам, Галина Васильевна, и долгих лет жизни!
Ирина МОРОЗОВА
Фото Любови Зубковой