Главное, чтобы человек был хороший Преподаватель эстрадного вокала Сергей ТЕМИТ о приоритетах воспитания юных музыкантов

Ангарские Ведомости

В Ангарске многие называют его не иначе как человек-джаз. При этом Сергей Темит отвергает приставшее стараниями людской молвы прозвище, скромно подчёркивая, что не олицетворяет себя с одним лишь джазом.

Сергей Темит - это, прежде всего, преподаватель и основатель эстрадного отделения детской школы искусств №2. Так без сомнений ответят сотни благодарных учеников, которым когда-то наставник показал, как ощущать свободу и уметь импровизировать, причём не только в музыке, но и в жизни.
Пианисты взяли в руки саксофоны
- Сергей Александрович, как зарождалась ваша с музыкой крепкая и взаимная любовь?
- Как это обычно бывает, всё родом из детства. Впрочем, настоящая любовь к музыке пришла не сразу. На дворе был 1967 год. Я учился в 1 классе, и родители решили отвести меня в музыкальный кружок в «Энергетике». Там подрабатывали некоторые преподаватели музыкальной школы №1, и, чего греха таить, они откровенно халтурили. Промаявшись пару лет, я забросил кружок, предпочтя занятиям игру в футбол. Зато уже в 5 классе я сам подошёл к родителям и сказал: «Хочу учиться к музыкальной школе». К тому моменту старший брат и сестра уже успели бросить музыкалку, поэтому на меня особую ставку родители не делали, но и противиться не стали. Удивительно, но уже тогда я мечтал, что когда-нибудь сам буду преподавать в музыкальной школе игру на фортепиано. Мне в жизни очень повезло. Моему становлению помогли замечательные педагоги. В первой музыкальной школе меня взяла на поруки преподавательница сольфеджио Татьяна Фёдоровна БУТУСОВА, а в училище искусств моим наставником стал Владимир Викторович РОМАНЕНКО. Ещё будучи студентом училища, я уже начал работать в детской музыкальной школе №2, вёл младший хор и экспериментальный класс по сольфеджио. В 1997 году у меня возникла идея создать на базе школы новое отделение - эстрадное. Никакой материально-технической базы для отделения тогда ещё не было, зато желания было выше крыши.
- Ведь примерно в то же время родился и эстрадный инструментальный ансамбль «Ассорти»?
- Да, у нас собралась небольшая, но классная компания учеников, юных скрипачей, пианистов и флейтистов. Параллельно я начал открывать для себя джаз. Однажды на основе нескольких джазовых тем, я написал импровизацию. Мы с ребятами сыграли эту солянку, и с тех пор появилось название «Ассорти». Постепенно ансамбль начал утяжеляться. Появились саксофоны и тромбоны, на которых, впрочем, никто из нас играть не умел. Дело было в ноябре. Я говорю молодёжи: «В декабре мы должны выиграть областной джазовый конкурс». Так пианисты взяли в руки саксофоны, я и сам сделал то же самое. Мы занимались каждый день. У всех глаза горели! Всего за месяц мы с нуля научились играть, а в декабре с компиляцией Херби ХЭНКОКА «Остров Канталупа» взяли и выиграли областной конкурс.

Операция: пригласить БУТМАНА в Ангарск
- Расскажите о детском фестивале «Джаз-Олимп», идейным вдохновителем которого вы являетесь. Как он появился?
- Начнём с того, что джазовые конкурсы и фестивали Иркутской области начинались в Ангарске. В Иркутске ничего подобного ещё не было. Но затем взрослый фестиваль «Джаз на Ангаре» перекочевал в областной центр, превратившись в «Джаз на Байкале». Тогда я уже мечтал о проведении детского фестиваля в Ангарске.
Эта идея витала в голове года четыре, пока мы с Юрием КУРТИЛОВЫМ не представили предложение на конкурс грантов АЭХК. И в 2005 году выиграли! На первом фестивале переполненный зал нашей школы собрал 370 юных музыкантов из семи регионов России. В этом году состоялся юбилейный XV фестиваль «Джаз-Олимп». За эти годы джазовый праздник обзавёлся своими традициями, своей историей. Хочется, чтобы он и дальше продолжал жить именно на ангарской земле.
- В 2015 году вам удалось зазвать на «Джаз-Олимп» Игоря Бутмана. Как у вас это получилось?
- Я с Бутманом познакомился в 2010 году на фестивале «Джаз на Байкале», рассказал ему о нашем фестивале. В год десятилетия «Джаз-Олимпа» мы вновь повстречались с Игорем, и я предложил ему стать почётным гостем ангарского форума. К счастью, в его загруженном календаре нашёлся свободный день, чтобы приехать в Ангарск. Он, конечно, произвёл фурор. Игорь мастерски считывает настроение зала и играет понятную для публики музыку. Ведь у нас на фестивале выступали и иностранные исполнители, в том числе родоначальники джаза - американцы. Но их игра всё ещё остаётся недоступной для большинства наших людей. Бывало, ко мне подходили земляки и, кивая на зарубежного гостя, спрашивали: он уже играет или ещё репетирует? Вместе с тем, подобные фестивали потихоньку открывают взрослым ангарчанам глаза на джазовую музыку. Когда они видят, как ребёнок от горшка два вершка выходит на сцену и не по-детски вжаривает на саксофоне, это производит впечатление. Пожалуй, все молодые отечественные джазовые исполнители, которые сегодня на слуху в России и в мире, когда-то выступали на «Джаз-Олимпе».
Мои ученики не должны идти к репетиторам
- Можно ли научить ребёнка без вокальных данных?
- Научить петь можно каждого. Сколько на моей памяти было ребят, которых выгнали со всех студий с ярлыком непригодности! Ничего, начинаешь шаг за шагом ставить ребёнку опору, искать его вокальное нутро. В то же время главное не то, какие умопомрачительные ноты ты способен взять. Главное - харизма. Ты должен быть интересен зрителю. А ещё в музыке нечего делать без желания. Бывает, приходят звёзды, но без трудолюбия они быстро гаснут. Зато если ты готов пахать, а дома твою страсть к музыке поддерживают родные, практически в ста процентах случаев ты добьёшься результата. В противном случае и браться за эту авантюру не стоит. Очень многое зависит и от педагога. У меня есть правило: мои ученики не должны идти к репетиторам. А иначе зачем я нужен?
- Назовите то самое важное, чему вы стараетесь научить ребят на своих занятиях.
- Как ни странно, не тонкостям восприятия музыки и вокальным приёмам. Мне радостно, если в первую очередь удалось взрастить хорошего человека. Если из юноши получился замечательный музыкант, но никудышный человек, значит, все труды насмарку. Может, это и неправильно, но нередко я вообще советую ребятам не выбирать профессиональный путь музыканта, потому что это тернистая дорога, которая далеко не всегда ведёт к вершинам. Те немногие из моих учеников, кто всё-таки решается рискнуть, сейчас на первых ролях. А другие выпускники успешно реализуют себя в других сферах, и при этом музыка всё равно сопровождает их по жизни.
Максим ГОРБАЧЁВ