Новости
С виду человек, а сердце собачье. Театр «Чудак» приглашает на встречу с профессором Преображенским и Шариковым
- Ангарские Ведомости
Балуют любителей театра в этом сезоне наши народные артисты. Недавно мы аплодировали гоголевскому «Ревизору», а 5 мая в ДК «Нефтехимик» театр «Чудак» представит очередную премьеру - «Собачье сердце» по повести Михаила БУЛГАКОВА.
Чёрт не чёрт, но существо мистическое
- Спектакль состоится в рамках фестиваля «Ангарская оттепель», он посвящён памяти почётного гражданина города, заслуженного работника культуры Леонида БЕСПРОЗВАННОГО. 6 мая ему бы исполнилось 90 лет, - напоминает режиссёр театра «Чудак» Александр ГОВОРИН.
Про историю пса Шарикова, которого превратили в человека, слышали все. Если литературное произведение не прочитали, то фильм посмотрели наверняка. Оценили красоту языка, разобрали на цитаты фразы персонажей. Сейчас это произведение в репертуаре многих театров.
- «Собачье сердце» не пьеса, а повесть, потому важно, кто написал сценарий. У нас это сделал Георгий КРЮКОВ, член Союза драматургов, наш человек, ангарчанин. Раньше он занимался в «Синей птице», играл в спектаклях Леонида Беспрозванного. В пьесе будут сцены, которых нет в повести. В первоисточнике был их зачин, а мы осторожно его развили, сохранив атмосферу тех лет, стиль изложения, прекрасный булгаковский язык.
Кто-то заметит, что это вольный подход к повествованию, но режиссёр имеет на это право. Не судите строго: повесть - это повесть, фильм - это фильм, а спектакль - сценическое действие, другой вид искусства, в нём есть свои особенности. Одни герои появляются, другие исчезают. Помните, кто такой Клим Чугункин в повести? Это персонаж, у которого взяли сердце и гипофиз для Шарика. Мы его ввели в полотно пьесы. Чёрт не чёрт, а может, бес, но явно существо мистическое, - замечает Александр Анатольевич.
У существа немного слов, он поведает, что имеет три судимости, но его каждый раз освобождали, потому что происхождение позволяло. Неведомый герой появляется в разные моменты, незаметно, исподволь выполняет определённые действия, становится частью происходящего. А куда от него денешься? У него с Шариковым крепкая связь. Он присутствует всегда, хотим мы этого или нет. К тому обязывает жанр - мистическая драма. А как иначе? У Булгакова без мистики не обходится ни один сюжет.
Неведомые силы вмешивались в работу над спектаклем, водили по кругу.
- Впервые за 20 лет работы у меня не получалось сохранить 20-секундный рекламный ролик для спектакля, - рассказывает художник Вячеслав ПРОШИН. - Неизвестно, как и по какой причине вкрадывались ошибки, шли помехи, искажения, которых быть не должно. Как будто кто-то мешал, подножку ставил.
Современные идеи в историческом антураже
В пьесе заняты около 20 персонажей. Среди них главные:
профессор Преображенский - Владимир ПУТЯТО, Борменталь - Евгений СЕМЁНОВ, Швондер - Сергей МЕТЁЛКИН, Шариков - Антон БОЧКАРЁВ, горничная - Юлия РЕЙКА, кухарка - Ирина КАЛУГИНА, существо - Максим ПРОКУШЕВ. Остальные роли эпизодические, но запоминающиеся.
Представитель ЧК, охраняющий профессора, будет сидеть среди зрителей и даже участвовать в действии. Его роль будет исполнять сценарист - Крюков Георгий Борисович. Когда-то он работал в школе, и ученики за глаза звали его КГБ. Есть некая связь.
- Не люблю, когда народные артисты ползают на коленках, изображают собачку, потому животных на сцене не будет. Действие начнётся с операции, - рассказывает Александр Говорин. - Вместо Шарика будет звучать его голос, и это голос заслуженного артиста России, актёра Малого театра, воспитанника театра «Чудак» Василия ДАХНЕНКО.
Василий хорошо известен как актёр дубляжа, занимается озвучиванием зарубежных кинофильмов, российских и зарубежных мультфильмов и компьютерных игр, его голосом в России «заговорил» Джуд Лоу.
Когда лет семь назад Василий Дахненко с Малым театром приезжал на Вампиловский фестиваль, он побывал в Ангарске. Новость о его приезде быстро распространилась среди учеников лицеев, гимназий, они в очередь выстроились за автографами.
Большая роль в спектакле отведена свету, музыке и антуражу.
- Люблю интересные крючки, которые никоим образом не участвуют в действии, но при этом создают атмосферу, - замечает Вячеслав Прошин. - В спектакле профессор и его помощник используют столовые приборы XIX века, о чем свидетельствует клеймо мануфактуры. Раньше они принадлежали семье Леонида Беспрозванного и достались ему от мамы. Именно такими вилками с костяными ручками могли есть профессор Преображенский и Борменталь.
Скоро исполнится 100 лет со времени написания повести, а она по-прежнему актуальна. В ХХI веке мы научили компьютер принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Но ведь машина - всего лишь наше отражение. Не создадим ли очередного монстра с мышлением и сердцем Клима Чугункина? Но это мои субъективные размышления. Посмотрите спектакль и сделайте свои выводы. Кстати, билетов на премьеру осталось немного.
- На зрителей грех жаловаться - на каждом спектакле залы полные, - отметил Александр Говорин.
Ирина БРИТОВА