Родители, играйте со своими детьми! Педагог-психолог школы №5 Лариса МЕДВЕДЕВА о бескрайней вселенной детской психологии

Ангарские Ведомости

Труд этих наставников в каком-то смысле можно сравнить с делом сапёра, только вместо минного поля - нежный и хрупкий мир детской психики. Порой одного верного слова может хватить, чтобы спасти ребёнка от шага в пропасть. Порой одного неверного слова достаточно, чтобы в эту пропасть подтолкнуть.

Школьные педагоги-психологи подчас больше родителей знают о том, что творится на сердце ребёнка. Один из таких настройщиков детских душ - педагог-психолог школы №5 Лариса Медведева.
На наших занятиях не существует слова «неправильно»
- Лариса Владимировна, когда вы почувствовали, что профессия педагога-психолога - ваше призвание?
- Получая образование в Ангарском педагогическом училище, я отчётливо понимала, что хочу работать учителем начальных классов. Но после училища судьба привела меня в детский сад комбинированного вида. Здесь я работала воспитателем группы продлённого дня, и, как правило, сложных детей приводили к нам. Здесь я начала заниматься с детьми, у которых были стойкие нарушения в обучении и поведении. Работала с детьми, отличавшимися повышенным уровнем агрессии, для которых придумывала игры с подушками. Изучала, как помочь учащимся, у которых из-за психосоматики поднималась температура. Всё больше погружаясь в профессиональную психологическую литературу, я поняла, что мне хочется не просто помогать ученикам выполнять домашнюю работу, не просто гулять на прогулке, но и оказывать им психологическую поддержку. Для этого нужны знания.
Мне становится не по себе, когда вижу объявления о том, что можно получить образование психолога за год обучения. Я училась этому шесть лет и продолжаю учиться по сей день, постоянно читаю что-то новое и пополняю багаж навыков и методик.
Сегодня я прежде всего делаю ставку на профилактику суицидального риска. Человек должен жить и, преодолевая трудности, находить ресурсы наслаждаться жизнью - нет ничего важнее этого! Мною разработана авторская программа профилактики суицидального риска, по которой работаю уже 12 лет. Также делаю акцент на психологической безопасности образовательной среды, чтобы ребёнок комфортно чувствовал себя в стенах школы и не подвергался буллингу.
В школу №5 я пришла в 2009 году, о чём за прошедшие годы ни разу не пожалела. Для меня очень важен процесс общения с детьми. Я не люблю рутину. Одно и то же занятие всегда проходит по-разному: какой-то элемент добавишь, какой-то уберёшь, где-то больше сработаешь на дисциплину, где-то - на саморегуляцию. Никаких шаблонов. Для меня каждый следующий день в школе - новая, ещё не изученная страница жизни.
- Тяжело ли школьному психологу заслужить доверие детей?
- Интересно наблюдать, когда ребята в первый раз приходят ко мне на занятия в сентябре. Сидят, сгорбив спины, глядят настороженно - дети привыкли, что их будут оценивать. Живя в системе «лайков», представители подрастающего поколения больше всего боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. Но наши занятия построены в игровой форме, а игра не требует оценок. Важен сам процесс общения и проживания внутри игры. На наших занятиях не существует слова «неправильно», а ученикам младших классов я всё время пишу в дневнике: «Молодец!». Постепенно осознавая, что здесь нет оценивающих взглядов, ребята распрямляют плечи и всё больше тебе открываются.
Иногда в доверительной беседе за закрытыми дверьми слышу такие вещи, которыми дети не всегда готовы поделиться с родителями. Для ребят уже сам момент проговаривания потаённых проблем - как сбросить камень с души. В своём деле я считаю это самым ценным результатом.
Я редко отправляю детей к психиатру. Моя задача - помочь здесь, на месте. Все проблемные ребятишки в школе у нас на контроле. Но бывает и такое, когда приходится отправлять ребёнка к другому психологу, потому что меня он никак не воспринимает. (К примеру, замечательные специалисты работают в психологической службе «Зеркало».) Это надо воспринимать спокойно и не заниматься самоедством. Психолог, как и учитель, не может подходить каждому ребёнку.
- Дети боятся ошибаться?
- Опять же, боятся негативной оценки окружающих. Есть ребята, которые могут ответить на уроке, только держась за парту. Но стоит их вызвать к доске, как ученики впадают в ступор. В таких случаях я советую коллегам-учителям: пусть ребёнок отвечает за партой, не нужно его травмировать. Бывают и обратные примеры, когда ученик в тетради изложение не напишет, зато, стоя у доски перед зрителями-одноклассниками, он, как заправский артист, такой монолог выдаст! Так пусть лучше устно пересказывает, если ребёнку так сподручнее.
- Учебный год неминуемо движется к экзаменам. Как вы помогаете ученикам выпускных классов в этот стрессовый период?
- С ребятами 9-11-х классов, показавшими на диагностике высокий уровень тревожности, в марте мы обязательно проводим специальные тренинги, на которых я рассказываю, как экстренно помочь себе, если на экзамене ты начал впадать в панику. Это и массаж ладоней и пальцев, и различные методики переключения внимания. Определённые страхи детей мы анализируем с помощью кинопедагогики. Разбирая специально подобранные видеоматериалы и мультфильмы, ребята начинают понимать, что многие их фобии гипертрофированы. К таким занятиям я всегда ищу интересные для детей формы.
Помню, как на заре своей работы нашла дыхательную гимнастику. Начала показывать школьникам, как правильно дышать диафрагмой, и очень скоро поняла, что детям это не заходит - скучно. Не поверите, сейчас мы и водой через трубочки бурлим, в «дутибол» играем с трубочками, и мыльные пузыри надуваем, и на горящую свечку дуем так, чтобы огонь не затухал. Такие игровые технологии не только вызывают интерес у ребят, но и учат их контролировать дыхание.
Также среди любимых детьми форм занятий рисование двумя руками и упражнение на чувство ритма. Конечно, сперва не всем удаётся их освоить. Но я говорю ребятам: «Не отчаивайтесь, в следующий раз обязательно получится. У Ларисы Владимировны тоже не всегда всё ладится». Упражнение с метрономом, где нужно двумя руками под заданный ритм простучать определённую последовательность комбинаций, у меня до сих пор на отлично не получается.
Психолог - не волшебник
- Что самое непростое в работе педагога-психолога с современными детьми?
- В программе 9-х классов у нас есть занятия по теме «Мои эмоции». Этому разделу посвящаю три урочных часа и за время занятий я точно лошадь в мыле. Очень сложно вытаскивать из ребят эмоции. Современным детям трудно выражать свои чувства. Теперь живые эмоции им заменяет базовый набор смайликов, а на смену традиционному личному общению, которое мы раньше получали во время игр на улице, пришли откорректированные при помощи «Т9» сообщения в мессенджерах. Когда выхожу на перемене в коридор, порой замечаю тишину. Школьники уже почти не носятся по этажам, играя в догонялки. Вместо этого они зачастую сидят в рекреациях без всякой физической активности, уткнувшись в экраны своих гаджетов. И вроде бы все вместе сидят, а каждый - в одиночестве.
- Насколько опасно такое погружение в интернет-пространство для детей?
- Сам по себе интернет может сыграть как плохую, так и добрую службу. Всё зависит от того, как его использовать. Ввиду своих возрастных особенностей дети, и правда, достаточно быстро втягиваются в воронку депрессивного контента. Об этом я часто говорю на собраниях с родителями. Нужно заменять подобные ресурсы совместным времяпрепровождением, которое будет интересно ребёнку. К примеру, сейчас со вторыми классами мы разучиваем уже порядком подзабытую игру в городки. Специально закупили для неё необходимый инвентарь, разучили с ребятами правила и с наступлением ясных деньков выбираемся играть.
Каждый папа точно так же может пойти с сыном на улицу поиграть в лапту или взять его в гараж ремонтировать автомобиль, а мама вместе с чадом может почитать книжку. Есть немало способов увлечь ребёнка чтением. Можно добавить игровую составляющую: читать текст на скорость или по очереди читать слова с открытыми и закрытыми слогами. Здесь взрослый может нарочно делать ошибки, вставая на позицию ребёнка, а тот не только учится читать, но ещё и контролирует: «Мама, ты неправильно прочитала». Всё это можно осуществить - было бы время, которое, как правило, не находится.
Ограждаясь пресловутой фразой «я же работаю», родители нередко дают ребёнку игровой планшет и нанимают репетитора. Потому что так проще. Надо понимать, что репетитор - это посторонний человек. Грустно, когда мы, педагоги, становимся ребёнку ближе, чем родители. Если вы сейчас не хотите проводить время со своими детьми, потом не удивляйтесь, почему, будучи подростками, дети от вас отстраняются.
- Что делать, если ребёнок испытывает переживания из-за того, что у него не складываются дела с каким-либо школьным предметом?
- Я всегда говорю учителям: если ребёнок не тянет в учёбе, нужно постараться помочь ему найти другую область приложения сил, в которой школьник будет успешен. Пусть это будет внеурочная или кружковая деятельность. У нас есть ребята, которые не успевают в учёбе, но на спортивных соревнованиях собирают россыпь наград. Есть дети, практически не обучаемые по отдельным предметам, зато бальными танцами они занимаются так, что всюду побеждают. Направляя ребёнка в то русло, в котором он сможет расправить крылья, чувствуешь себя ювелиром-огранщиком алмазов, ведь двух одинаковых детей, как и двух одинаковых бриллиантов, на свете не бывает. Да, не каждого ребёнка получается скорректировать. Расстраиваешься, если не удаётся помочь. Главное - не забывать, что психологи не боги и не волшебники. Наша профессия не всегда окрашена в светлые тона, но всегда интересная и захватывающая.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ