Новости
Без них не построится яхта, без них встанет завод Преподаватель Алексей БИРЮЛИН о цифровых мирах и перспективных студентах
- Ангарские Ведомости
За IT-технологиями будущее. Этот вывод последних лет, строящийся на исследованиях рынка труда, только набирает вес. Сегодня уже и первые лица государства во всеуслышание говорят о том, что стране нужны квалифицированные кадры для развития цифровой экономики и создания технологического суверенитета России.
И мы точно знаем одно из мест, где воспитывается IT-будущее нашей страны. Отправляемся в Ангарский политехнический техникум. Здесь уже более 20 лет взращивает высококлассных программистов преподаватель спецдисциплин Алексей Бирюлин. Студенты Алексея Ивановича не только становятся призёрами и победителями всевозможных олимпиад и чемпионатов, но и находят работу в крупных компаниях.
Рецепт успеха: меньше теории - больше практики
- Алексей Иванович, это стереотип, что компьютерные технологии - исключительно дело молодёжи?
- С электронной вычислительной техникой я знаком уже 52 года. Мой отец был военным, и наша семья разъезжала по всей стране от Сахалина до Великого Новгорода. После школы я написал в военкомат рапорт для поступления в Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище. Хотел в радиотехники пойти, но ввиду хороших оценок меня отправили на факультет вычислительной техники. Я сперва расстроился, но, как говорится, с подводной лодки деваться некуда. Так вот, на факультете мы в числе прочего изучали ЭВМ второго поколения. Знаменитый «Минск-32» тогда был базовой вычислительной машиной. Её площадь занимала почти весь этаж, а комната операторской, в которой за телеграфными аппаратами сидели 15 женщин, была, по сути, клавиатурой. Сюда я приносил текст программы, который набивался на телеграфной ленте. С ней я направлялся уже в другую комнату, где находился процессор. ЭВМ считала и выдавала коды ошибок, которые распечатывались на большом принтере.
Дальше в моей жизни были долгие годы, посвящённые службе в Вооружённых силах и противовоздушной обороне страны. 22 августа 1988 года по назначению я впервые приехал в Ангарск, а в 1992-м решил оставить службу в звании подполковника. В тот момент нависла перспектива очередного перевода в другую воинскую часть, а мой сын как раз учился в десятом классе. Настала пора остановиться и заняться чем-то другим.
И вновь судьба свела меня с вычислительной техникой. Я открыл фирму по ремонту и обслуживанию кассовых аппаратов. Параллельно с этим в Москве по частям купил свой первый компьютер. Основная трудность заключалась в том, что тогда ещё было не достать необходимой технической литературы. Благо на помощь пришла отличная база знаний, полученная в советские годы.
Наконец, в 2001 году меня пригласили возглавить вычислительный центр Ангарского политехнического техникума. На тот момент вычислительный комплекс находился в другом корпусе с маленькими классами. В том корпусе не было ни одного компьютера. Предстояло оснастить кабинеты новыми ПК, соответствующими возрастающим требованиям. В этом кропотливом деле мне помогали и сами студенты, и спонсоры. В процессе я замечал, как у ребят горят глаза, как они засыпают меня вопросами. В свою очередь мне и самому становилось всё интереснее вести занятия, а с 2006 года я полностью ушёл в преподавательскую деятельность.
- Наверняка найдётся немало молодых людей, окончивших школу, которые скажут, что на уроках информатики они откровенно зевали, пока учитель не проявлял сострадание, разрешая им поиграть в какую-нибудь «стрелялку». Как сделать занятия по программированию нескучными?
- Первое время я тоже с этим сталкивался, но очень скоро понял, что упор на теорию, постоянные контрольные и запретительные меры в виде ограничения доступа в интернет не помогают увлечь молодёжь. Поэтому я практически отказался от лекционных форматов и записей в тетрадь. Вместо этого я прихожу на занятия и сразу даю практическое задание. Когда у студентов появляется возможность поработать руками и создать элемент компьютерного кода, тогда у них и мысли в головах начинают оживать. От меня как от преподавателя требуется направить эти мысли в правильное русло. Тетрадь ведь всё выдержит, а если ты допустил ошибку, работая с виртуальной машиной, твой промах сразу будет видно.
- Такой подход определил успех ваших учеников на олимпиадах разного уровня?
- В 2006 году мы отправились на первую для нас областную олимпиаду и сразу заняли два призовых места. В следующем году чемпион Приангарья Павел КУРУТОВ поехал в Уфу уже на всероссийский финал. Я специально договорился с директором техникума, что мы поедем поездом, чтобы было время спокойно подготовиться. На финале многие участники были опытные и выступали уже не в первый раз. В процессе выполнения заданий Паша шёл на третьем месте, но я сказал парню не сдаваться и не выходить из кабинета, пока не закончится время. В результате Павел сдал последние задачи в заключительные пять минут и занял первое место. В те годы подобная победа позволяла поступить практически в любой вуз страны без экзаменов, но Пашу воспитывала одна мама, и выбрать для обучения Москву у семьи не было материальной возможности. Поэтому Павел отправился в Томск, где поступил на престижное направление «Информационная безопасность».
Наши ребята побеждали на региональном чемпионате и в 2019-м, и в 2022 году. Один из недавних героев - Дмитрий ВНУКОВ. Во время чемпионата парня заметили потенциальные работодатели. Дима ещё не успел закончить обучение, а ему уже предлагают работу на ангарском предприятии.
Общение с молодёжью - моя прививка от старости
- Вы ощущаете, что сегодня растёт спрос на IT-специалистов?
- Конечно! Это видно даже на бытовом уровне. Мы живём во времена бурно развивающихся интернет-сервисов. Многие задачи, для урегулирования которых раньше нужно было куда-то идти, сегодня решаются в несколько кликов по экрану мобильного телефона. Все эти сервисы должен кто-то создавать и обслуживать. Мне часто поступают звонки от работодателей, которым требуются высококлассные специалисты. Предложения я отправляю выпускникам, с которыми стараюсь поддерживать связь, а они уж принимают решение. Так или иначе, наши ребята, которые учились не спустя рукава, всегда востребованы.
Для примера приведу несколько историй. Один выпускник работает в иркутской фирме, которая занимается яхтостроением. Он программирует всю электронную начинку будущих судов. Позже эти яхты продают даже за рубеж. Зарплату парень получает очень достойную, а ведь когда-то начинал с того, что в этом кабинете учился программировать обычные контроллеры.
Ещё один мальчишка в Иркутске занимается настройкой систем автоматизации для кафе и ресторанов. Хорошо помню, как на последнем курсе он всё переживал, что его никто на работу не возьмёт. Дабы вселить в парня уверенность, я даже помог ему резюме на будущее составить. Затем наступил май. Защита диплома не за горами, а студент пропал. Мы забили тревогу. Оказалось, молодого человека одна иркутская контора к себе позвала. В ту пору все ещё работали на Windows Server 2008, а мы в техникуме уже начали изучать более современный Windows Server 2012. Потому-то наш парень играючи, словно на пианино, разобрался с проблемами в системе компании. Его даже без диплома на работу были готовы взять, но я всё-таки уговорил студента довершить начатое и получить образование.
Бывает и такое, когда даже лучшим выпускникам кажется, что они выбрали не ту дорогу. Целая эпопея произошла с Иваном ЦВЕТКОВЫМ. Парень окончил техникум с красным дипломом, но в доверительной беседе признался: «Алексей Иванович, замучился я, не хочу связывать жизнь с компьютерами. Я лучше ремонтом автомобилей займусь». Думаю, жаль, конечно, но это его выбор, который нужно уважать. В результате встретились с Иваном через год, и он рассказал о своих странствиях. Парень пробовал себя в двух автомастерских разного калибра, но везде ему доставалась лишь копеечная работа. Помыкавшись пару месяцев, Ваня обратился в Центр занятости. Уже через несколько дней ему ответили, что завод металлообработки ищет начальника вычислительного центра. Конкурс 15 человек на место. Директор собрал у всех резюме и отпустил. Ещё через пару дней звонок: «На заводе сервер встал, вся работа остановилась. Поможешь?». Иван приехал, оживил систему, а директор и говорит: «С понедельника выходи - работа твоя».
- Наши ребята наверняка и в мегаполисах не теряются?
- Да, немало наших студентов успешно покоряют крупные города. К примеру, один из выпускников, Евгений ЛОБКОВСКИЙ,сейчас работает начальником отдела программирования в большой московской фирме. У него 30 человек специалистов в подчинении. Ребята доказывают, что не из тундры приехали и владеют всеми передовыми технологиями в IT-сфере. Скажу больше, профильная литература, которая сегодня выпускается в стране, за нами не поспевает. Те задачи, которые там описываются, мы уже освоили. С другой стороны, и наши выпускники, которые сейчас учатся в вузах, иногда жалуются, что в техникуме было интереснее, а в институтах ребята нередко вынуждены изучать старенькие языки программирования и больше заниматься теорией, чем практической работой с виртуальными машинами.
Я стараюсь держать руку на пульсе, чтобы давать ребятам более сложные задания, и они не перестают прогрессировать. Понятное дело: то, чем мы занимались в 2006 году, семечки для современных студентов. Здорово наблюдать, как из незадачливых новичков вырастают большие профессионалы. А ещё общение с молодёжью - моя прививка. В этом году мне уж 70 лет стукнет, а я не чувствую себя стариком.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА