О Байкале, шоколаде и здоровье педагогов. Как ангарчане отправляются в большую науку со школьной парты

Ангарские Ведомости

Разве можно «залипать» в экраны своих смартфонов, покуда ещё не разгаданы все тайны нашей планеты? По такому принципу живут юные Мечниковы и Менделеевы Приангарья. А тайн у природы всё больше. К примеру, как объяснить зиму в апреле? Ломая голову над этой и другими ребусами, талантливые любознательные школьники со всего региона отправились в Ангарск. 31 марта наш округ принял IV Областной полимодальный научно-методический форум естественно-научных дисциплин.

Традиционно форум проходит на базе школы №37 при содействии Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований и Управления образования Ангарского округа.

- На этот раз работа наших площадок посвящена Году педагога и наставника, потому особое внимание на форуме будет уделено вопросам защиты здоровья наших учителей, - в приветственном слове к участникам подчеркнула директор школы Ольга ЖЕЛТОНОГОВА. - Очень надеемся, что в следующем году удастся вывести форум на всероссийский уровень. 

Впрочем, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что география мероприятия вышла далеко за пределы Иркутской области. Форум объединил более 350 человек. Это воспитанники детских садов, учащиеся школ и учреждений дополнительного образования, родители, педагоги и научные сотрудники, представляющие не только все уголки региона - в работе площадок приняли участие даже эксперты из Бурятии и Санкт-Петербурга.

Впервые в рамках форума состоялись и заочные конкурсы. К примеру, детвора отправляла работы на конкурс рисунков «Царство симметрии», посвящённый 550-летию со дня рождения физика, астронома и математика Николая Коперника. 30 из 88 работ представили дошколята. Даром что возраст, задача перед детьми стояла по-настоящему взрослая - изобразить в своих рисунках симметрию, которая встречается во взаимодействии человека с окружающим его пространством. 

Другой заочный конкурс был подготовлен специально для педагогов. Специалисты делились с коллегами авторскими методическими разработками: сценариями уроков, внеурочных занятий и классных часов. 

Пожалуй, наиболее богатым по своему многообразию получился конкурс презентаций проектно-исследовательских работ. Под началом своих наставников дети рассматривали вопросы физики, химии, географии, ОБЖ, экологии и здоровьесбережения. Чтобы понять, насколько разноплановыми выдались презентации, достаточно сказать, что восьмиклассник школы №37 Роман ПЕТРОВ занял первое место с изысканиями по теме «Беспозвоночные эндемики озера Байкала: коловратки», а девятиклассница того же учреждения Софья ОРЛОВА взяла второе место, поведав экспертам итоги своего исследования качества шоколада.

Общей теме форума созвучен и предмет обсуждения в рамках круглого стола «Здоровый педагог - здоровые дети: новые вызовы, эффективные практики». Участники делились своим опытом: как управлять рабочим временем, чтобы справляться с пиковыми нагрузками, как органично интегрировать в рабочий режим простые комплексы физических упражнений. В качестве одного из экспертов с докладом выступил старший научный сотрудник лаборатории биомоделирования и трансляционной медицины ФГБНУ ВСИМЭИ Михаил НОВИКОВ.

- В 2020 году сотрудниками нашего института было проведено пилотное исследование, цель которого - дать оценку факторам школьной среды и выявить влияние стажа и уровня преподавательской нагрузки на состояние здоровья учителей, - объясняет Михаил Новиков. - Среди заболеваний у педагогов наиболее часто встречается хронический ларингит, причём после 15 лет стажа в профессии риск развития патологии возрастает в 6 раз. В меньшей степени, но всё же со стажем у педагогов увеличивается и риск развития артериальной гипертензии, а нарушения работы позвоночника и опорно-двигательного аппарата дают о себе знать уже через 4-5 лет преподавательской деятельности.

Анна КАЛИНЧУК