Идите в баню. К нам едет «Ревизор» - встречайте в Ангарске 7 апреля

Ангарские Ведомости

В ДК «Нефтехимик» осмелились замахнуться на Николая Васильевича, понимаете ли, нашего Гоголя! Он создал комедию «Ревизор» 188 лет назад. И, представляете, с тех пор мало что поменялось! Как сказано в афише, «свитерок надень, имя измени…» Нас ждёт встреча с изрядно помолодевшим Иваном Александровичем Хлестаковым.

Режиссёр спектакля - Ирина ЗНОБА. Перед премьерой дел у неё невпроворот! Чтобы не терять времени, первый вопрос в интервью она сама себе задала.
- Почему обратилась к классике? Потому что я люблю театр. Люблю хороших режиссёров, актёров. Видела много театральных постановок и сама в них участвовала.
На добрых историях Театра сказок, в котором Ирина Зноба руководитель, режиссёр и актриса, выросло не одно поколение ангарчан. Кроме того, Ирина Александровна пишет сценарии к театрализованным представлениям и шоу.
- С возрастом накопился опыт, пришло понимание жизни, сложилось своё отношение к людям, событиям. В своей профессии, не постесняюсь этого сказать, достигла определённых высот, поняла: мне есть что сказать. А поскольку терять уже нечего, имею право высказаться о том, что волнует.
Представить на сцене гоголевского «Ревизора» Ирина Зноба мечтала лет десять. Читала пьесу, смаковала фразы, восхищалась, как же всё верно подмечено! Но повседневные дела, суета сдвигали всё на потом. И только в пандемию начала складываться картинка.
- Захотелось постебаться. Посмеяться - это по-другому, а стёб жёстче - публичный эпатаж, - замечает режиссёр.
- Пьеса Гоголя в пяти действиях. Если ставить её по классическому варианту, надо разворачиваться масштабно: создавать дорогие декорации, шить костюмы по моде начала XIX века.
- Декорации - это часть замысла режиссёра. Потому был найден вариант, где создано вневременное пространство. У нас действие происходит в бане, на грани абсурда. Жанр эксцентрики лучше всего позволяет выразить, что меня бесит, неприятие чего во мне заложено генетически. Лицемерие, прогибание перед вышестоящими, приспособленчество, фальшь, и всё это ради сохранения тёплого места. В этом мнение Гоголя и моё полностью совпали.
- А как же текст, речевое своеобразие драматического произведения?
- В пьесе бессмертного «Ревизора» мы не изменили ни словечка, текст абсолютно гоголевский и ничего лишнего.
- Что нового? Чему бы удивился даже Николай Васильевич?
- Поскольку у нас эксцентрика, мы решили добавить хореографии.
С такой задачей смогла справиться только Ольга ШЕРСТУК, хореограф-постановщик, ведущий хореограф школы танцев Evolvers из Красноярска. В Ангарске её знают - она была председателем жюри на проекте «Танцы на DKN38». Наше предложение её заинтересовало, а работа увлекла. В итоге танцевальные постановки, которые она мастерски воплотила на сцене, раскрывают эксцентричность поведения героев.
По сценографии меня консультирует молодой художник из Санкт-Петербурга Марк БОНЗА. Его сценография минималистична, но вполне отражает идею и атмосферу спектакля. Недавно подсказал, как сделать финал. В конце пьесы письмо читают не персонажи, а… неожиданный момент для публики - сам Хлестаков. Это работает на смысл, на идею. Но не буду раскрывать все секреты - зрители сами увидят, как развиваются события.
- У каждого режиссёра своя версия Хлестакова. У вас он какой?
- Мне Хлестаков симпатичен. Он далеко не дурак, у каждого из персонажей находит ниточку, за которую можно дёргать, чтобы тот действовал по его усмотрению. Хитрец прочухал внутренние страхи героев пьесы, воспользовался ими и откровенно всех дурит. А они повелись на его игру, поверили «сморчку какому-то».
- Кто играет в пьесе?
- Наши родные ангарские артисты: Андрей и Наталья АНДРИЕНКО, Андрей ТРУСОВ, Алексей ГАВРИЛОВ, папа и сын АБРАМЕНКО, Антонина КОКОШНИКОВА, и я тоже буду на сцене. Сейчас у нас задача максимум - не обмануть лучшие ожидания зрителей.
- Над кем посмеёмся?
- Сразу замечу: конкретизировать не моя стихия. У меня нет никаких аналогий, привязок к странам, городам, людям. На сцене всё, что хотел сказать Гоголь про Россию-матушку. Смеяться будем над собой и своей глупостью. Будет и весело, и очень грустно!
Ирина БРИТОВА