Настоящая классика не может быть скучной. Концертмейстер Елена МАЛЯНОВА о том, как в наушниках юных ангарчан играет Сергей РАХМАНИНОВ

Ангарские Ведомости

Не секрет, что человек воспринимает окружающий его мир при помощи шести видов чувств. Но немногие знают, что с палитрой ощущений недостаточно родиться. Подаренные тебе природой «датчики» нужно ещё и настроить на правильный лад. Взять хотя бы наш слух. Без ювелирной подгонки это лишь плоские и невыразительные отражения звуковых волн от различных поверхностей. Но стоит только довериться мастеру, как ты начинаешь слышать иначе, слышать душой.

В поисках волшебника, способного творить подобные чудеса, мы отправились в школу искусств №3. Здесь работает известный концертмейстер Елена Малянова. Вот уже 40 лет эта сияющая улыбкой женщина остаётся для юных ангарчан надёжным проводником через тернии будней к мелодиям звёзд.
Всё началось с маминых пластинок
- Елена Владимировна, вы с детства знали, что ваше предназначение - музыка?
- Представьте себе, да! Буквально с дошкольного возраста. Я родилась в Омске, но всё моё детство прошло в Байкальске. Там ещё в саду я начала давать импровизированные концерты для малышни и воспитателей. Наверное, безудержная любовь к пению передалась мне от мамы. У неё не было музыкального образования, зато имелся природный талант. К тому же мама обожала оперетту. У нас хранилось множество пластинок, и те произведения я помню до сих пор. Мы с мамой всегда пели, когда выполняли дела по дому. Так вот, родители отправили меня в местную музыкальную школу по совету музыкального руководителя из детского сада. В школе я встретила замечательную преподавательницу Клавдию Михайловну ТЕТЕРИНУ. Она так красиво пела, что на занятиях не было ребёнка, не влюблённого в её голос. Пожалуй, её пример во многом послужим компасом в моей судьбе.
Дальше следовал музыкальный педагогический колледж, оконченный с отличием. Родители настраивали меня попробовать силы в качестве преподавателя музыки в детском саду. Но на одной из практик я поняла, что в детском саду мне будет скучно. Полярные ощущения я испытала во время школьной практики. Перемена между уроками. В коридоре стоит гул, учинённый оравой активных непоседливых школяров. Увидев эту картину, я поняла: это то, что мне надо!
В город нефтехимиков я перебралась вслед за женихом-ангарчанином. Здесь первым местом моей работы стала школа №29. Об этом времени у меня остались самые тёплые воспоминания, но тогда я ещё была на пути к своей главной мечте - преподавать хоровое пение. Попутно я окончила институт, после чего меня пригласили в музыкальную школу №1, где мне посчастливилось поработать вместе со знаменитым концертмейстером Лидией Георгиевной ГАЙДАЙ. А в 1996 году, после рождения дочери и декретного отпуска, жизнь и музыка связали меня со школой искусств №3.
- Вы обмолвились о том, что вести хоровое пение было вашей мечтой. А в чём сокрыта магия хора? Со стороны наблюдателя хоровой коллектив сродни сложному музыкальному инструменту, а роль концертмейстера похожа на работу мастера-настройщика.
- Чтобы петь в хоре, необязательно обладать шикарным природным голосом. Мы помогаем всем детям овладеть необходимым минимумом, дабы они имели возможность выступать и слышать всю красоту хорового многоголосья. А магическое заклинание звучит так: вместе - мы сила! Что неподвластно одному, под силу коллективу. В хоре нивелируется робость отдельных артистов. Если ты чувствуешь, что не можешь взять ноту, то просто доверяешь сделать это тому, у кого точно получится. Не испортить общее исполнение - тоже искусство.
- Долгие годы вы руководите двумя хорами с большой историей. Это хор младших классов «Первоцвет» и хор старших классов «Ровесник». С ребятами какого возраста вам проще работать?
- Скажу так: со всеми детьми заниматься безумно интересно. Другое дело, что специфика работы отличается. Коллективы находятся на разных ступенях подготовки, а значит, имеют и разные задачи. Более того, роль играет не только возраст. 10 лет я руководила хором мальчишек, и для них требовалось подбирать особый репертуар - песни про котиков-зайчиков им, конечно, были неинтересны. Зато как они выкладывались, исполняя патриотические композиции, - любо-дорого смотреть!
С малышами мы больше играем. Особенно это касается самых первых занятий. Для них разработаны упражнения, которые учат ребят даже не петь, а кричать. Каждый голос имеет определённый диапазон, и певец должен им овладеть. На это требуются годы. Для начала дети должны понять, как работает их голосовой аппарат. В этом помогает методика, разработанная выдающимся исследователем Виктором Вадимовичем ЕМЕЛЬЯНОВЫМ. Сперва упражнения применялись им для лечения людей, по какой-то причине потерявших голос. Затем выяснилось, что такие занятия дают отличный развивающий толчок юным певцам. В свою очередь ребятам старшего возраста эти упражнения позволяют разогреть голосовые связки.
- На каких сценах приходилось выступать «Первоцвету» и «Ровеснику»?
- Мы участвуем во всех городских мероприятиях. Кроме того, у нас проходит ежегодный фестиваль, на котором мы представляем новую программу, обязательно включающую в себя вершину хорового мастерства - пение а капелла. В последние годы набирают популярность уличные выступления. Наши излюбленные концертные площадки, на которых мы дарим радость горожанам, - площадь у Музея Победы и крыльцо родной школы искусств. В рамках различных конкурсов нам довелось выступать на сценах всего Приангарья. Несколько раз ребятам удавалось продемонстрировать свой певческий талант на конкурсах в Новосибирске и Улан-Удэ - из дальних поездок мы привозили призовые места.
В этом году наши хоры уже успели поучаствовать в двух онлайн-конкурсах. На областном форуме «Самоцветы Сибири» девочки из «Первоцвета» заняли первое место, а «Ровесник» стал лауреатом второй степени. Приятной неожиданностью стал успех «Первоцвета» в статусном онлайн-конкурсе, который проводит Казанская государственная консерватория - ещё один диплом второй степени у ангарчан.
Вокальные занятия укрепляют здоровье
- Как хоровое пение обогащает жизнь ребят?
- В первую очередь, это не только великий труд, но ещё и удовольствие, которое ты можешь сам себе создать. Если не получаешь от дела никакой радости, зачем им вообще заниматься? Кроме того, пение укрепляет детское здоровье. Мы дышим правильно, с задержкой, как рекомендуют врачи.
Что особенно греет душу, работая в хоре, ребята учатся быть ответственными за общее дело. Казалось бы, нас много. Некоторые могут подумать: ничего страшного, если кто-то из певцов не придёт на концерт. Как бы не так! Хор - это сложный организм, в котором всё взаимосвязано. Отсутствие одного ребёнка способно разрушить весь выстроенный баланс.
В этом плане современные дети очень отличаются от своих сверстников двадцатилетней давности. Тогда ещё сызмальства в умах откладывалось, что общее дело превыше всего. Сейчас дети больше думают о себе, что в каком-то смысле хорошо, но, с другой стороны, это сильно их разъединяет. В то же время совместная работа в хоре всё-таки даёт ребятам понимание того, что мы все друг от друга зависим. Умение слушать и слышать окружающих очень помогает им во взрослой жизни.
Наконец, самое главное, классика воспитывает хороший вкус. Вырастая, дети уже имеют эту прививку. Об этом могу судить даже по собственной дочери. Она не пошла музыкальной дорогой и получила инженерное образование. Тем не менее её тянет посещать оперные и балетные постановки, концерты органной и симфонической музыки. Хочется верить, что среди наших воспитанников множество подобных примеров.
- Как сделать так, чтобы классика не казалась детям скучной?
- А ведь ничего не требуется делать. Настоящая классика не может быть скучной. Те произведения, которые мы исполняем, нравятся не только мне, но и ребятам. Они живут в этой музыке. К примеру, сегодня с младшими девчонками под стать погоде за окном распевали «Зима недаром злится…» на стихи Фёдора Тютчева. Это сложное произведение с двухголосием от первой до последней ноты. Но дети поют его с удовольствием, потому что это красивая композиция. А вот, скажем, с ребятами старшего возраста нам интересно разучивать произведения Павла Чеснокова. Он писал много музыки для церковных песнопений в жанре хоровых миниатюр. В этих небольших по объёму композициях заключена и большая сложность. Похожая история и с произведениями Сергея Рахманинова. Да, во время репетиций приходится повозиться, но девочкам это нравится. Они знают, что справиться с таким вызовом - значит показать высший пилотаж. Мы воспитываем детей с уважением к классической музыке. Стоит нам произнести слово «классика», как у ребят тут же расправляются плечи - они гордятся тем, что способны это исполнить.
- За столько лет в профессии случается, что вы предпочитаете музыке тишину?
- Конечно, случается. Когда поёшь с утра до вечера, порой нужно ненадолго остановиться. Вот только сделать это куда труднее, чем сказать. Бывает, даже не можешь уснуть - продумываешь, как ребята могли бы исполнить то или иное произведение. А в голове раз за разом кружатся мотивы, пока, наконец, не родится решение. Так всю ночь сам с собой и пропоёшь.
- Что вы больше всего любите в своём деле?
- Прежде всего, саму музыку и общение с детьми. От ребят ты черпаешь оптимизм и радость восприятия жизни, которую многие люди с возрастом начинают терять. А ещё в нашей школе замечательный коллектив. В этой профессии не задерживаются случайные кадры, которым всё равно. Школа искусств - место притяжения профессионалов, фанатично преданных музыке и стремящихся поделиться её светом с юными ангарчанами.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА