Свет в оконце. О чём вам расскажет театральный кассир

Ангарские Ведомости

Вопреки расхожему мнению, театр начинается не с вешалки, а с кассы - небольшого окошечка, где за стеклом сидит приветливая женщина, готовая поведать вам обо всех спектаклях в афише. Её красочные описания драм и комедий не заменят никакие интернет-рецензии. Они способны заманить в зрительный зал даже самого отъявленного «сухаря».
В первый понедельник марта свой профессиональный праздник отмечают театральные кассиры России. По такому случаю мы побеседовали с Любовью СИМОГОВОЙ. Сегодня Любовь Фёдоровна работает смотрителем в Музее минералов, а до этого на протяжении 27 лет именно она первая рассказывала ангарчанам о постановках и концертах, создававших фурор во Дворце культуры «Нефтехимик».
- Любовь Фёдоровна, ведь, придя когда-то в «Нефтехимик», вы не сразу стали театральным кассиром?
- Да, с Дворцом культуры судьба связала меня в 1990 году, и первое время я курировала работу видеосалона. Как раз в ту пору они начали массово появляться в нашем городе. В небольших залах крутили зарубежные фильмы на видеокассетах. Подобные салоны функционировали и в ДК. Я не только продавала билеты, но и ставила фильмы, присматривала за порядком в зале. Затем был период, когда я ездила с нашим народным театром «Чудак» на гастроли в качестве администратора. Какое-то время в «Нефтехимике» даже уборщицей подрабатывала. А в кассу села в 1993 году и много лет отработала вместе с напарницей Ольгой Дмитриевной ШАГУН.
- Работа кассира в ДК больше напоминает монотонный труд с отбиванием билетов или эта должность всё-таки оставляет пространство для творчества?
- Начну с того, что мы работали не только театральными кассирами. Кассиры выдавали зарплату, принимали арендные платежи, выдавали расходные ордера. В общем, на наших плечах лежала немалая финансовая ответственность. С другой стороны, будни театрального кассира, конечно, связаны с общением со зрителем. Кассир должен знать весь репертуар, чтобы быть для гостя театра первым советчиком. Когда в Ангарск стали массово приезжать театры и концертные группы из Москвы и других крупных городов, первое время нам приходилось обходиться лишь краткими аннотациями. Зато постановки наших коллективов мы знали наизусть. В былые времена на сцене «Нефтехимика», помимо многочисленных ярких вокально-танцевальных коллективов, выступали не только народный театр «Чудак» и детский Театр сказок, но и театральная студия «Родничок». Нередко зрители приходят не на событие, а на конкретного артиста. К примеру, нас при выборе концерта люди часто спрашивали: а Сергей ИГУМНОВ поёт? Участие Сергея традиционно является залогом аншлага.
- Театральные кассиры так много рассказывают о больших спектаклях окружающим, а сами успевают посмотреть?
- Увы и ах! По крайней мере, в мою бытность кассиром крупные постановки гастролирующих театров начинались в 18.30, а мы в это время ещё вели расчёт проданных билетов. В лучшем случае иногда удавалось забежать на второе действие. Вот так, другим расскажешь, а сам не посмотришь.
- Бывало, что билеты на спектакль разлетались за день?
- Да, и, как ни странно, не на именитые столичные театры, а на наши доморощенные труппы. Наибольшим ажиотажем пользовались постановки Театра сказок под началом режиссёра Ирины Александровны ЗНОБА. Это сейчас зритель обзавёлся привычкой брать билеты заранее, а раньше большинство мест расходилось за считанные часы до спектакля. Так вот, порой на представления Театра сказок билеты разлетались за 30 минут - все 600 мест с балконами. Подчас очередь к кассе начиналась ещё на улице, а для тех, кому не достались заветные билеты, мы подставляли стулья в зале.
- Какой он, ангарский зритель?
- Он разный. Мамочек с детьми мы сразу отнесём в отдельную когорту. Что касается спектаклей «Чудака», раньше на них зачастую шёл возрастной зритель, но со временем и молодёжь распробовала. Замечательная тенденция, только одно смущает: далеко не все молодые люди умеют грамотно излагать свои мысли. Это затрудняет дело, когда стараешься посоветовать им посмотреть ту или иную постановку. Впрочем, есть большая надежда, что театр обогащает внутренний мир ангарской молодёжи.
- Какое главное воспоминание вы храните о периоде работы в «Нефтехимике»?
- Прежде всего вспоминаю атмосферу, царившую в коллективе. Она согревала холодные каменные стены и делала «Нефтехимик» вторым домом. Мы дневали и ночевали в театре. Даже сами на сцене выступать успевали. Продадим с Ольгой Дмитриевной все билеты на Театр сказок и бежим переодеваться к своему действию. Какие мы только роли не играли!
Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Любовь ЗУБКОВА