Новости
Судьбою вызвана к доске. Ангарских педагогов наградили региональным знаком «Почётный наставник в сфере образования Иркутской области»
- Ангарские Ведомости
Моя подружка Танька была на год старше меня, соответственно и в школу пошла раньше. И за год своего первоклассничества все уши мне прожужжала: Ольга Николаевна то, Ольга Николаевна это. Жизнь в школе оказалась настолько интересной, что я с нетерпением ждала 1 сентября и допытывала подругу, что надо сделать, чтобы точно попасть в класс к Ольге Николаевне? Получалось вроде несложно, надо было только подойти к той женщине, которая во время праздничной линейки поднимет карточку с буквой «Б». Так и сделала. Мы ж не знали тогда, что один учитель ведёт свой класс четыре года. Но у Ольги Николаевны мне всё равно удалось поучиться - она подхватила наш класс на второй год обучения. И вот тогда я полностью разделила Танины восторги.
Спустя пару десятков лет работа в газете вновь свела меня с Ольгой Николаевной БЕКЕШКО, учителем начальных классов школы №36, и вот передо мной всё те же добрые глаза и обаятельная улыбка.
- Ольга Николаевна, с большим удовольствием поздравляю вас с заслуженной наградой - знаком «Почётный наставник в сфере
образования Иркутской области»! Как думаете, за какие заслуги вас наградили?
- Я 21 год (одновременно с преподаванием в начальной школе) проработала методистом по начальному общему образованию в Центре обеспечения развития образования Ангарска. Меня туда позвала Елена Леонидовна НИЗИЕНКО, которая на тот момент была начальником Управления образования и подбирала людей в свою команду. Я тогда работала в инновационном учреждении «Начальная школа - детский сад №1» под руководством ещё одного легендарного директора Татьяны КОЙСИНОЙ. Какое это было время! Мы горели, дневали и ночевали на работе. Вводили новые методики обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Работая методистом в ЦОРО, я организовывала для учителей нашего города различные семинары, круглые столы, профессиональные конкурсы, курсы повышения квалификации, мастер-классы, открытые уроки. Мы выстроили целую систему работы с педагогами по повышению уровня их профессионального мастерства. Говорят: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».
Когда стало известно, что меня наградили, я получила много поздравлений от моих коллег - учителей нашего города, которые разделили со мной эту радость. Спасибо всем, что не забывают!
- Работа педагога нелегка. Что привело вас в эту профессию?
- Интересно, что в детстве я, мои дочка и внучка не играли в школу и не мечтали связать свою жизнь с педагогикой, но, наверное, это было какое-то предопределение свыше, что мы все стали учителями. У нас педагогическая династия, которая началась с дяди, маминого старшего брата, - он был учителем. В начале Великой Отечественной войны ушёл на фронт и в 1941-м пропал без вести под Москвой.
Из детства помню своё постоянное одиночество: мама, воспитатель детского сада, всё время была на работе, и, понимая всю сложность профессии, говорила мне: «Дочка, учись на музыкального руководителя! Дети пришли, ты занятие провела и свободна». Но после школы я поступила в Черемховское педагогическое училище и стала учителем начальных классов. Дочь работает в школе учителем английского языка, внучка тоже освоила профессию учителя начальных классов.
- Хоть раз было сожаление о выборе профессии?
- Не то чтобы сожаление, скорее удивление. Ещё будучи молодым педагогом, видела родителей, которые выстраиваются в очередь, чтобы отдать ребёнка именно ко мне в класс. Думала тогда: ну почему выбирают меня, ведь есть учителя гораздо опытнее, я же не делаю ничего особенного.
- Советское образование считалось одним из лучших в мире, но в последние годы оно подвергается постоянному реформированию. Что лучше - старое или новое?
- Советское образование действительно было достойным. Как и везде, в нём были свои плюсы и минусы, многое зависело от педагога. Мне очень нравилось работать по программе «Школа 2100». Когда я её освоила и начала внедрять, то жалела, что прежние мои дети по ней не учились. Знаю, что были учителя и родители, которых не устраивала эта программа, но по ней надо было работать не по содержанию, а по технологии. В ней для каждого ученика, в зависимости от его способностей и уровня усвоения материала, был предусмотрен свой объём знаний. Иной же учитель, не до конца разобравшись в технологии этой программы, предлагал всё её содержание каждому, что, действительно, создавало трудности в обучении у некоторых детей.
Прелесть «Школы 2100» ещё и в том, что она учила ребёнка самому искать информацию, анализировать, систематизировать, а затем применять знания на практике, формировала сильного ученика. Эти навыки необходимы при дальнейшем обучении и просто в жизни. До сих пор использую в своей практике некоторые элементы из «Школы 2100».
Сейчас дети учатся по программе «Школа России», рассчитанной на усреднённого ученика. Во многом она похожа на ту систему, по которой нас учили в детстве: разжевали и положили в рот - делай, как показано в примере. Творческий подход к образованию в ней практически отсутствует, но и здесь всё зависит от учителя-профессионала.
- За десятки лет через ваши руки прошли, наверное, тысячи детей. Как изменился усреднённый, «стандартный» ребёнок?
- Сейчас очень много методик раннего развития, и, хочу отметить, по сравнению с детьми 80-х, 90-х годов многие приходят в школу более развитыми, читающими, пишущими, считающими. Но вместе с ними в классе сидят дети, не наученные вышеперечисленному. И в этом сложность для педагога. Пока он занимается на уроке с одними детьми, другим скучно, ведь они всё это уже знают. И вот «Школа 2100» как раз предусматривала такие случаи. В её рамках можно было выбирать уровень заданий и давать их в зависимости от способностей разным детям.
- Так всё-таки надо ребёнка перед школой учить считать и писать?
- Я придерживаюсь мнения, что этому должны научить в школе. Но если ребёнок еще до первого класса тянется к получению знаний, ни в коем случае нельзя его тормозить. Но и заставлять нельзя. Иначе он придёт в школу, а ему уже ничего не интересно. Хотите подготовить ребёнка к учёбе - развивайте мелкую моторику: рисование, раскрашивание, лепка. Читайте ему книги, ходите в театр, на выставки, наблюдайте за окружающим миром, разговаривайте - в общем, делайте всё, что может вызвать желание задавать вопросы и узнавать новое.
- Сотовые телефоны у детей на уроках вам мешают?
- Сегодня многие дети просто зомбированы этими гаджетами! Я запрещаю доставать их на уроках. Есть у меня ученики, которые, вместо того чтобы проживать с одноклассникам и учителем урок, с нетерпением ждут звонка, чтобы как можно быстрее достать телефон и начать в нём играть. К сожалению, многие родители не контролируют, что делает ребёнок в телефоне, в каких группах в социальных сетях состоит. Считаю, что родители, особенно в начальной школе, должны строго контролировать виртуальную жизнь своего ребёнка, чаще беседовать с ним, вести задушевные разговоры, предупреждать негативное воздействие гаджета на жизнь своего чада.
- Профессия педагога благодарная?
- Несмотря на все сложности и трудности, да! Действительно, в последнее время отношение к профессии учителя изменилось. Если несколько десятилетий назад на учителя смотрели как на небожителя, хотя многие из нас были моложе родителей своих учеников, то сегодня некоторые мамы и папы относятся к учителю на уровне «вы нам должны и обязаны» и перекладывают на педагога свои обязанности по воспитанию и развитию собственных детей. В одной из ангарских школ был случай, когда молодая талантливая учительница с огромным педагогическим потенциалом уволилась, проработав в школе всего полгода. Свою позицию объяснила одной лишь фразой: «Не хочу любить чужих детей и воспитывать их родителей». Но в целом пиетет перед учителем сохранён. Главное - любить свою профессию и понимать, зачем ты пришёл работать в школу.
- А на самом деле должен ли учитель любить своих учеников?
- В последние годы я задумывалась над этим вопросом и пришла к выводу, что безусловной материнской любовью детей должны любить их родители. А учитель должен уметь выслушать ребёнка, порадоваться его успехам и огорчиться вместе с ним неудачам, найти подход к старательному и ленивому, избалованному и весёлому, доброму и эгоисту. Ко мне часто прибегают на переменке бывшие ученики, на улице здороваются взрослые дяденьки и тетёньки. Поэтому, отдавая ребёнка в первый класс, ищите не элитную школу, а такого учителя, с которым вашему ребёнку будет хорошо и комфортно.
Алёна ЗОРИНА
Фото автора