Искусство для трудоголиков. В «Шари-Вари» шаляй-валяй не получится

Ангарские Ведомости

Вы замечали, что равнодушных к цирку нет? Его или любят, или категорически не принимают. Третьего, как говорится, не дано. Цирк словно проверяет вас на детскую непосредственность и душевную отзывчивость, на способность поверить в чудо и умение раствориться в замысловатом мире фантазий. Если вы способны замереть от страха или от души посмеяться, восхититься грации, смелости и ловкости - значит, цирк открывает двери именно для вас. 

Если ваш ребёнок с горящими глазами и открытым ртом, забыв о сахарной вате, неотрывно смотрит на сцену или манеж, ждите - он может в любой момент спросить вас: «А как стать артистом цирка?». И вот тут мы вам сможем помочь.

Вопреки девяностым
Ангарскому цирку «Шари-Вари» ДК «Нефтехимик» уже за тридцать - он появился в мае 1992 года. За прошедшие с той поры годы коллектив успел стать народным и заслуженным. Воздушная гимнастика, акробатика, жонглирование, эквилибристика, клоунада - жанры, которые подвластны нашим артистам, они ложатся в основу сольных и групповых цирковых номеров.
Все эти годы коллективом управляет Татьяна АНДРЕЕВА, в прошлом ученица Александра ЛАБУНОВА, который стал её первым тренером, затем - Михаила ГРАПОВА, руководителя цирковой студии ДК «Энергетик».
- В начале девяностых мэтры Дворца культуры Михаил Грапов и Пётр ДУДНЯК вынуждены были покинуть коллектив и пришлось нам, молодым и неопытным, подхватить цирковую студию. Тогда директором «Энергетика» была Нэля Васильевна АГАФОНОВА, она в нас поверила и, можно сказать, благословила, - начинает свой рассказ Татьяна Ивановна. - Я с детства люблю цирк, попала в цирковую студию в 12 лет, да так и осталась в ней. Когда в лихие 90-е вся культура приказала долго жить, всё пришло в упадок. Денег не было, зарплату артистам не платили, я всё равно не смогла бросить любимое дело и отказаться от занятий с детьми. Параллельно устроилась на работу, но студию не оставила.
Время показало, что выбор был сделан правильный. Как результат - в 2001 году с формулировкой «За выдающиеся заслуги и плодотворную творческую деятельность» цирковому коллективу «Шари-Вари» было присвоено звание «Народный», а в 2020 году приказом Министерства культуры РФ - «Заслуженный коллектив народного творчества».
Цирком надо болеть
- Татьяна Ивановна, как попасть в вашу студию, есть ли какой-то конкурс?
- Конкурса нет, мы даже не объявляем набор, потому что желающих заниматься в коллективе очень много. Детей принимаем разного возраста. Нашим циркачам от 4 до 30 лет. Вначале даём общую физическую подготовку, а затем выявляем индивидуальные способности каждого ребёнка. Самое главное - цирком надо болеть, надо хотеть трудиться, набивать шишки и синяки.
В работе должен сложиться творческий тандем: наставник, ученик, родитель - тогда всё получится. Наши дети приходят домой - продолжают оттачивать мастерство: жонглируют, повторяют сложные элементы… Иначе никак. Кто не фанат цирка, у нас не задерживается. Мы понимаем, что не всем быть эквилибристами, воздушными гимнастами, но в нашей студии каждый найдёт себе применение, если не лентяй, конечно.
Цирк - многожанровое искусство, требующее полной отдачи. Вот овладел ты эквилибром, а чтобы трюк получился зрелищный - учись жонглировать. Научился играючи обращаться с булавами - учись актёрскому мастерству, чтобы привнести в номер выразительность… Какой ещё вид искусства может совмещать в себе столько направлений?
- Как вы придумываете свои номера? Идёте ли в ногу со временем и какой он, современный цирк?
- Все номера готовятся по-разному. Каждый из них должен быть отражением внутреннего мира исполнителя. Сначала мы приглядываемся к ребёнку, он привыкает к нам - происходит взаимная тонкая настройка. С течением времени начинают проявляться жанровые предпочтения, иными словами, идём от индивидуального к общему. Номера сочиняются и складываются, как пазлы: вот здесь уместно добавить драматургию, здесь чувствуются нотки Чаплина, значит, работаем с его образом, здесь добавляем больше света и спецэффектов…
Вообще, в цирковом номере в первую очередь готовится трюк, оттачивается техника, а затем уже подключается артистизм. Зачастую у нас мало времени, чтобы насытить номер театральной драматургией, главное - трюк, реквизит.
Что касается современного цирка, он стал более технологичным, зрелищным, теперь это цирк шоу, гротеска, где много света, блёсток, инновационных подходов. Артист, конечно, остался, но он должен поражать техникой исполнения, внешними эффектами.
В России сейчас популярен цирк Гии Эрадзе, цирк на Вернадского, который впечатляет не только размерами, но и современным оснащением, где манежи меняются за несколько минут и представления покоряют своим размахом. Безусловно, это всемирно известный Цирк дю Солей, который отказался от участия животных в спектаклях и использует синтез музыки, хореографии и причудливого дизайна.
Лично мне нравится театр абсурда, где происходит взаимодействие человека и предмета, так называемый спектакль на острие разума, когда артист выжимает максимум из предмета, с которым выступает на манеже. Конечно, зрителю нужно шоу, но, кроме него, ещё и умное представление, возможность поразмыслить, для чего артист с этим реквизитом работает, какова история действа? В номере должны присутствовать начало, кульминация и развязка циркового спектакля.
Погладить по голове, поцеловать в щёчку
- Наверняка за столько лет у вас уже сложились свои традиции. Расскажите о них.
- Традиции, конечно, есть. Мы поздравляем детей с днём рождения и дарим клоуна, причём всегда разного: он может быть фарфоровый, из мыла - из чего угодно. Каждый участник вместе с пожеланиями передаёт клоуна по кругу. В конце подарок-талисман попадает в руки к имениннику. Это наш ритуал, он нравится всем. Стараемся, чтобы дети чувствовали себя в коллективе как в большой дружной семье и видели, что преподаватели к ним относятся не только как требовательные тренеры, но и как заботливые наставники, которые способны погладить ученика по голове и поцеловать в щёчку.
Ещё одна из наших любимых традиций - готовить новогоднее представление для родителей, причём эти номера сочиняют сами дети. Мы передаём инициативу лидеру группы и наблюдаем, как ребёнок себя реализует. Так мы учимся доверять друг другу и даём возможность развиваться детским талантам.
- Почему «Шари-Вари»?
- Одно из определений этого слова - кошачий концерт, шум, гам. Ещё есть цирковое значение термина - комико-акробатическое попурри. Это заключительный номер в цирковой программе, когда актёры всех жанров выходят на сцену или в манеж и образуется творческая солянка: кто-то показывает акробатические фигуры, кто-то в воздухе делает сальто, кто-то жонглирует - смотрится как цирковой переполох. Если честно, мне ближе шум-гам, зрелищный калейдоскоп. Я сама такая же, - смеётся Татьяна Андреева.
Про семечки и мадагаскарского таракана
- Татьяна Ивановна, поделитесь цирковыми приметами и расскажите смешной случай из вашей гастрольной жизни.
- Например, нельзя сидеть спиной к манежу. Это больше из соображений техники безопасности, но и как примета работает. Нельзя брать чужой реквизит, нельзя щёлкать семечки перед началом представления, иначе не будет зрителя. Поскольку мы работаем на сцене во Дворце культуры, для нас подходят и театральные приметы: нельзя выглядывать из-за кулис, трогать их руками, за кулисами нужно соблюдать тишину. Ещё нельзя проходить перед артистом, когда он готовится выйти на манеж.
Смешных случаев бывает много, но один вспоминается особенно часто. Саша СТЕРЕНЧУК, наш выпускник, будучи подростком, увлекался животными и разными насекомыми. Он и сейчас не потерял к ним интерес - каких только экзотических экземпляров у него нет! А начинал с малого - змеек и мадагаскарского таракана. Мы поехали на фестиваль в Красноярск, и он в попутчики прихватил с собой этого таракана. Зверь сантиметров пять в длину. Он усадил насекомого в пластмассовый стакан и поставил на верхнюю багажную полку в вагоне. Глянь через какое-то время, а усатый сбежал…Что тут началось! Мы так и не нашли таракана, улизнул куда-то гулять по поезду. Группа всю ночь глаз не сомкнула, дрожали от страха, чтобы этот гад не упал кому-нибудь на голову.
- Кстати, расскажите о ваших гастрольных поездках, о ваших планах.
- География гастрольных маршрутов - от Владивостока до Москвы. Участвовали в международных, общероссийских, региональных конкурсах и фестивалях. Очень люблю эти поездки, обмен опытом. Всегда есть о чём поговорить с единомышленниками. Дети приезжают заряженные, глаза горят, есть стимул развиваться. Даже если не взяли призовые места, зато сколько впечатлений! Хотим продолжать участие в фестивалях. Сейчас, к сожалению, идёт ремонт в цирках Иркутска и Красноярска, а в Улан-Удэ его нет, и мы лишены возможности побывать в стационарном цирке с ареной, а ребятам нужен манеж, ведь это совсем другое ощущение присутствия, чем на сцене. Ещё мы хотим расширить фестиваль «Ангарский манеж», сделать его региональным и бесплатным, чтобы воспитанники из разных городов области приезжали, общались. Организовывать на нашей площадке мастер-классы, приглашать специалистов по акробатике, хореографии, актёрскому мастерству. Иркутский цирк уже три года не проводит подобный фестиваль, и мы чувствуем творческий вакуум.
Маленький трамплин для больших свершений
- Татьяна Ивановна, не одно поколение артистов за это время вы успели воспитать. Наверняка среди них есть известные люди?
- Когда наши акробаты, клоуны и жонглёры приводят своих детей в студию, для меня это ценно вдвойне. Я благодарна за такое доверие. Родители знают, какая у нас атмосфера и чему мы можем научить, а те из выпускников, кто реализует себя за пределами Ангарска, - наша гордость. Видимся, конечно, редко, а если приезжают ребята в отпуск, обязательно заходят в ДК. Родные стены примут. Печеньки, чаёк-кофеёк для них есть всегда! Обязательно заставляем дорогих гостей поработать, провести мастер-класс, чтобы ребята видели, к чему нужно стремиться, как выглядят настоящие артисты, в какой они прекрасной форме. У детей глаза горят, рты открыты, есть пример для подражания. В ДК «Нефтехимик» мы создали ещё один образцовый цирковой коллектив - «Гладиаторы». В нём занимаются мальчишки. У меня целая команда педагогов: Кристина ЮДТ, моя дочь Алёна АНДРЕЕВА, мои выпускники Даша ХОДЗИНСКАЯ, Юлия ЕРМАКОВА. У каждой из них есть своя группа воспитанников. Спасибо девочкам, что остались в родном коллективе и сами стали наставниками.
Я горжусь, что многие наши ребята руководят цирковыми студиями: Лариса ОГНЕВА - в ДК «Энергетик», Александр СТЕРЕНЧУК работает в Иркутске, он фокусник-виртуоз, человек-праздник. Саша не стоит на месте, придумал и развил несколько жанров. У нас ребята в цирковых студиях Москвы, в Росгосцирке работают. Наша выпускница в Екатеринбурге ведёт эквилибр на цирковом отделении при колледже культуры. Для кого-то увлечение цирком стало профессией, и люди нашли себя в жизни. Получается, что мы - маленький трамплин для больших свершений.
Юлия ВАСЕЕВА