Новости
Выбрал школу и ни секунды об этом не пожалел. Андрей КЛИМОВИЧ - победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2023»
- Ангарские Ведомости
Учитель года становиться учителем не собирался. Его классный руководитель, прекрасный педагог и наставник Ольга МАЛЬЦЕВА в гимназии №8 до сих пор припоминает своему выпускнику, как однажды он сказал: «Чтобы я пошёл работать в школу?! Никогда в жизни! Я не смогу, как вы, сидеть над тетрадками, возиться с детьми, положить жизнь на алтарь образования. Стану инженером, буду строить красивые здания». Он действительно поступил в Иркутский государственный университет путей сообщения, учился отлично. Ничто не предвещало перемен…
Неисповедимы пути Господни
- Нежданно-негаданно меня занесло в школу №27 с углублённым изучением английского языка. Друзья пригласили поработать руководителем детской телестудии «Пульс». У меня был опыт съёмки на камеру, создания новостных программ в школьной студии, я согласился, - рассказывает Андрей Сергеевич. - Подружился с ребятами, влился в педагогический коллектив и понял, что попал в свою среду. В 27-й жизнь бурлит, и мне это понравилось, стал участвовать в различных событиях, активностях, творческих мероприятиях.
Но в свободное от учёбы время. При этом он защитил диплом, с отличием окончил университет, поступил в магистратуру, получил очень интересные и выгодные предложения по трудоустройству в строительстве. Казалось бы, всё шло по плану.
- Я написал заявление на увольнение из школы, принёс его на подпись к директору Наталье СТРЕЛЬНИКОВОЙ. Но, вместо того чтобы его подписать, она сказала: «Подожди. Выслушай и моё предложение». Наталья Анатольевна предложила вести уроки по предмету «Основы безопасности жизни», должность заместителя директора по безопасности и обозначила точки роста. Я оказался на перепутье - хотелось всё и сразу: работать в школе, учиться в магистратуре, проектировать здания… Но надо было выбирать. Посоветовался с семьёй, с друзьями. Были те, кто настойчиво отговаривал меня от школы, кто-то, наоборот, почувствовал во мне педагогический потенциал и советовал идти, куда зовёт сердце. А сердце звало к детям. Неожиданно для многих я выбрал педагогику. И ни секундочки об этом не пожалел! Если выбрал новый путь, нужно заново учиться уже по новому направлению деятельности, расти, совершенствоваться. ОБЖ мне очень нравится тем, что вбирает в себя множество знаний из разных областей наук: география, биология, физика, химия, обществознание, медицина, военное дело.
- Если бы вы выбрали другое направление деятельности - строительство, СМИ, - так же энергично взялись бы за дело?
- Я бы остался самим собой. Моё воспитание, характер не позволили бы сидеть на месте. Мне хочется вникнать с суть дела, узнавать новое, внедрять инновации и самому расти профессионально, двигаться вперёд.
Учителя не ставят друг другу подножки
- Замечательное качество. Вам оно очень пригодится на следующих этапах Всероссийского конкурса «Учитель года». А сейчас поговорим о муниципальном этапе. В чём разница между конкурсами учителей ОБЖ и «Учитель года»?
- Предмет «Основы безопасности жизни» имеет свою специфику, прежде всего практическую ориентированность. В конкурсе учителей ОБЖ, помимо теоретических знаний, нужно показать практические навыки: преодоление полосы препятствий, сборка-разборка автомата, реанимация, остановка кровотечения, надевание противогаза, действия в различных ситуациях, когда возникает реальная угроза жизни.
В конкурсе «Учитель года» внимание уделяется методике проведения уроков, знанию предмета, воспитательной деятельности, умению выстраивать деловые и доброжелательные отношения с родителями и детьми. Последний этап, «Педагогический совет», был посвящён государственной политике в области образования. Учитель должен представить свою инициативу в решении задач, которые ставит перед нами государство.
- Были сомнения в победном исходе конкурса для вас?
- Конечно. Я переживал, что участие учителя ОБЖ не в профильном, а в общем конкурсе сыграет против меня. Но на оценках жюри это никак не отразилось.
- Конкурс предполагает соперничество. Кого из участников вы считали самыми сильными конкурентами?
- На конкурс «Учитель года» заявляются все сильные учителя. Соперничать с ними, тем более вступать в открытую конфронтацию, в голову не приходило. Когда есть чёткие критерии оценки работы учителя, нет смысла ставить друг другу подножки. К тому же мы мало взаимодействовали друг с другом. Формат открытого урока, воспитательного события не предполагает участия других конкурсантов. На них присутствуют только члены жюри. Было всего несколько совместных мероприятий, на них я определил для себя наиболее перспективных участников. Это учитель физики из школы №11 в Китое Илья МАРЧЕНКО, учитель физкультуры Екатерина ЦЫГАНОВА из школы №40. У нас сложились дружеские, партнёрские отношения. О том, что я стал победителем, узнал вместе со всеми на награждении. Порадовался за моих коллег - они стали призёрами муниципального этапа.
Смотрите, кто пришёл!
- В муниципальном этапе конкурса был интересный момент: на награждение победителей вышли сразу три учителя-мужчины. Это случайность или тенденция - мужчины пошли в школу?
- В нашей системе образования мужчина в школе - для многих ещё неожиданность. Редкие экземпляры, но они есть, даже в начальной школе! И это правильно! Как показал конкурс, мужчины-учителя ответственные, инициативные люди. О тенденции говорить преждевременно, но их приход в школу говорит о росте престижа профессии.
- Мужчины в основном выбирают сложные высокооплачиваемые профессии.
- Профессиональных сложностей в школе больше, чем на производстве. В семье с одним ребёнком справиться не могут, а у педагогов в каждом классе по 25-30 человек, каждого надо научить, с каждым найти общий язык. Зарплата - вопрос тоже непростой. Кто много работает, на зарплату не жалуются. Нагрузки высокие. Уроки на полторы, две ставки, классное руководство, внеурочная деятельность, подготовка к экзаменам. В учительской зарплате каждый рубль даётся большим трудом. Впрочем, как и на производстве.
- Брать высокую нагрузку есть смысл, когда за спиной надёжный тыл. Вы женаты, есть семья?
- Жена, двое детей - мальчик и девочка. Ребятишки маленькие: сыну 4 года, дочке летом исполнится 2 года. Иногда обижаются, что мне приходится много времени проводить в школе. Арсений забавно ругается: «Да сколько можно ходить на свою работу?!»
- Если вдруг поступит предложение уехать в невероятно продвинутую школу в Москве, Санкт-Петербурге, согласитесь?
- Пока не предлагали и я об этом не думал. У меня в Ангарске много якорей, которые крепко держат: здесь живут мои родители, друзья, семья, гнездо свито. Приходилось бывать в крупных городах в нашей стране и за границей. Как говорил доктор в фильме «Формула любви», «видел я вашу Италию - сапог сапогом». Возвращаешься издалека в Ангарск и понимаешь: я дома. У нас свой ритм и отношение к жизни. Друзья из Москвы приезжают, суетятся, спешат, бегут. Я им спокойно говорю: «Не переживайте, за 20 минут на другой край города доедем». У них ступор - они не понимают, как такое возможно! Я считаю, прежде чем хвалить другие города, посмотрите внимательнее на наш Ангарск, оцените его достоинства. У нас особая архитектура, более спокойное, рациональное отношение к жизни.
По одну сторону стекла с учениками
- Какой, на ваш взгляд, должна быть школа будущего?
- Я приверженец классического образования: учитель всегда должен оставаться учителем, быть наставником, примером для детей. Но школа будущего - школа сотрудничества. От этого никуда не уйти. В мире всё быстро меняется - от технологий до музыкальных предпочтений. Чтобы понимать учеников, надо находиться с ними по одну сторону стекла, быть в тренде молодёжных течений.
- Какими должны стать школьные здания?
- Материальная база - это очень важно. Мы в своей школе это очень хорошо понимаем: теснота сдерживают нас в развитии. Для того чтобы развернуться, не хватает пространства. Идеи искрят, планов громадьё, но они разбиваются о стены. Уроки в две смены, кабинетов не хватает. Вместо того чтобы увеличивать и умножать, приходится делить и вычитать. Но не это главное. Вчера наш любимый учитель Светлана РОМАНОВА сказала сакраментальную фразу, которая определяет наше отношение к работе: «В тех школах, где учителя хотят работать, всё хорошо, а где не хотят работать, там просторное здание не поможет».
Ирина БРИТОВА
Любовь ЗУБКОВА