Герои непроигранной войны. О выводе советских войск из Афганистана

Ангарские Ведомости

Тридцать четыре года назад, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск под развёрнутыми знамёнами пересекла пограничный мост через Амударью, оставив позади пылающий Афганистан. Полностью погасить пожар гражданской войны нашей армии, увы, не удалось - мир в этой стране не воцарился до сих пор. И всё же наши воины исполнили свой долг до конца. Что касается решений правительства Горбачёва, то это другая история, к воинской чести отношения не имеющая.

Ангарская рота
Дата вывода советских войск из Афганистана выбрана как День памяти российских воинов, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В 2010 году этот день приобрёл официальный статус.
По данным Министерства обороны РФ, через горнило Афганской войны с 1979-го по 1989-й год прошли 620 тысяч советских солдат. На сегодняшний день в списках ветеранских организаций Ангарска числится чуть более сотни афганцев.
Накануне памятной даты мы встретились с майором запаса Сергеем АКСЁНОВЫМ, который сегодня неофициально стоит во главе афганского братства в нашем городе.
- Будете отмечать дату?
- А как же! Мы каждый год собираемся, поминаем боевых товарищей, с кем служили плечом к плечу, кто не дожил до сегодняшнего дня. К сожалению, с каждым годом список потерь становится длиннее.
- Встречаетесь возле «бронзового солдата»?
- Нет, у нас есть свой памятный знак - чёрный крест в парке возле Музея Победы. Там мы впервые увековечили память о павших земляках, там и проводим наши встречи.
- Есть ли у ангарских афганцев своя организация?
- Организация требует возрождения. Не хочу погружать вас во все дрязги, но случилось так, что теперь нужно начинать всё с чистого листа. Афганцы представлены как ячейка в Совете ветеранов, но всё-таки есть мысли возродить организацию. Есть вопросы, в которых хотелось бы помогать товарищам более решительно. Сейчас все в основном уже на пенсии, возникают проблемы со здоровьем, много других вопросов, поэтому поддержка, консолидация необходимы.
Старые раны
Воины-афганцы никогда не были избалованы вниманием государства. Крушение империи, тяжелая эпоха перемен, череда региональных конфликтов - в первые десятилетия после вывода войск из Афганистана стране было совсем не до афганцев. Те немногие льготы и преференции, которые были, пришлось чуть ли не буквально выбивать. И если раньше ещё можно было попытаться выбить санаторно-курортное лечение раз в год, то теперь вся поддержка свелась к доплате к пенсии в три с копейками тысячи рублей - лечись, ветеран, как-нибудь сам.
- Много вопросов, требующих внимания. И если ты сам по себе, если за спиной нет организации, поддержки, то решить их практически нереально, - сокрушается Сергей Анатольевич. - Был случай - умер наш товарищ, ветеран боевых действий в Афганистане. У него и воинское звание, и боевые награды, а документы где-то потерялись. Прихожу в военкомат: так, мол, и так, полагается похоронить человека с воинскими почестями. Мне говорят: без документов не можем. Я говорю: ну вы же знаете его, прошу по-человечески - нет, никак. Приезжаю в воинскую часть - там тоже говорят: без приказа военкома не имеем права. Так и похоронили без караула, без салюта. А документы нашлись (они в больнице были), да поздно…
Афганская энергия
Сам Сергей Аксёнов попал в Афганистан в декабре 1982 года.
- Призвали меня в октябре, попал в элитные войска - спецназ разведки. Часть была расквартирована в городе Чирчик под Ташкентом, а уже через два месяца меня перебросили в Афганистан. На следующее утро после прибытия выдали оружие - воюй. Многие навыки приходилось осваивать в боевых условиях.
Попал Сергей Анатольевич в 154-й отдельный отряд специального назначения - тот самый «мусульманский батальон», принимавший участие в спецоперации КГБ «Байкал-79» по свержению Хафизуллы Амина. Но в 1982 году основной задачей отряда была охрана трубопровода из Хайратона в Кабул. Душманы постоянно совершали диверсии, пробивали трубу, воровали солярку, поджигали её. Разведчикам приходилось устраивать засады, проводить большую оперативную работу.
Довелось участвовать в поисково-спасательной операции на перевале Шулухту, где душманы выкрали советских специалистов.
- Месяц мы жили в горах, спали прямо на камнях. Как-то перехватили одного душмана - шёл с ишаком из кишлака в кишлак, вёз рис. Обыскали, но ничего не нашли - оружие, видимо, успел спрятать. Продукты у нас были на исходе, ну и давай мы душманский рис варить, а в середине мешка нашли записку. Душман, оказывается, шёл в банду. Получается, вот по этой записке почти случайно и определили, где пленники.
В августе 1983 года в ходе операции на перевале Саланг, вытаскивая раненого товарища из-под снайперского огня, Сергей Аксёнов получил ранение. За этот бой он был награждён медалью «За отвагу».
- Снится Афганистан?
- Уже нет, пожалуй. Раньше бывало, теперь другим голова занята. Но вообще Афганистан очень сильно повлиял на меня - научил любить и прощать, терпеть и побеждать, дорожить людьми, беречь их. Так что Афганистан всегда в моём сердце. А ещё Афганистан как будто зарядил энергией, дал толчок, появилась активная жизненная позиция. Так меня эта энергия и ведёт по жизни.

Непроигранная война
Участие Советского Союза в афганской войне, пожалуй, одна из самых оболганных страниц современной истории. Только ленивый в последние тридцать лет не высказался, что зря мы полезли в чужую страну. Особенно усердствуют деятели либерального, прозападного толка, для которых вообще всё советское - плохо. А уж всё, что связано с международной политикой, - подавно. О предпосылках и целях введения войск при этом либо не вспоминают вовсе, либо трактуют их превратно.
- Мы действительно исполняли свой долг, - вспоминает Сергей Аксёнов. - Мы прекрасно понимали, с какой целью там находимся, почему и для чего. Не зря нас и теперь в Афганистане вспоминают с уважением даже бывшие враги.
Причины присутствия советских войск в большинстве своём понимали и те жители Афганистана (в основном городские), которые читали газеты, представляли истинную картину происходящего. Но большая часть сельского, неграмотного населения была обманута, запугана эмиссарами ЦРУ. Потом им дали оружие и толкнули на смерть. Моджахедам совсем не важно было, что такое социализм, что такое капитализм, - им было важно умереть в бою. Объяснять им про образование, здравоохранение, социальные гарантии было бесполезно.
Теперь, оглядываясь назад, мы многое можем переосмыслить, понять, какие методы были использованы против нас для ослабления и раскола нашей страны; понять, кто и как принимал в этом участие. Вывод войск из Афганистана, из Германии, уничтожение стратегических видов оружия, приватизация и разграбление промышленности - всё это звенья одной цепи. Воины-афганцы, как и весь советский народ, были преданы, но в войне они не проиграли. И пусть память о воинах-героях, отдавших жизнь, выполняя интернациональный долг, никогда не омрачают слова, что они погибли зря. Нет, не зря! И сегодня мы это видим как никогда чётко.
Сергей НОЧЕВНОЙ
Фото из личного архива С.А. Аксёнова и из открытых источников