Доля труппы - тянуть репку всем вместе. Режиссёр Тагир ХАМИТОВ о вечной классике и юных артистах театра «Родничок»

Ангарские Ведомости

Свыше 130 постановок и уже 14 поколений «родничат» - это несметное богатство, накопленное за 42 года работы одного из известнейших детских театральных объединений не только Ангарска, но и всей Иркутской области. Сегодня выпускников «Родничка» можно повстречать и в театральных институтах от Калининграда до Владивостока, и в мастерских знаменитой «Щепки», и даже на телеэкранах.
Каждого артиста по имени и калейдоскопу детских ролей хорошо помнит он, Тагир Романович Хамитов, режиссёр и создатель театральной студии «Родничок», человек, посеявший любовь к искусству в сердцах тысяч ангарских ребят.

Дебют под крылом «Синей птицы»
- Тагир Романович, откуда началась ваша дорога к режиссёрскому креслу?
- Нам не дано предугадать, что ждёт нас впереди. Вот и я в детстве не загадывал и не грезил о стезе режиссёра детского театра. Магия сцены начала увлекать в восьмом классе, когда Ольга Романовна ДАВЫДОВА, наш преподаватель физкультуры и ученица Леонида Владимировича БЕСПРОЗВАННОГО, создала агитбригаду «Ластик».
Наверное, со временем Ольга Романовна разглядела во мне потенциал. В то же время она понимала, что мне, уличному и не самому послушному мальчишке, не хватало воздуха в отточенном до мелочей художественном материале, с которым работал «Ластик». Поэтому она по-дружески попросила взять меня под своё начало руководителя агитбригады «Фильтр» Александра Ивановича КОНОНОВА. Молодой ангарский режиссёр в ту пору как раз ставил спектакль «Сцены из народного быта». Вскоре дорога привела меня и в народный театр, который тогда ещё не назывался «Чудаком», - уже Леонид Владимирович пригласил поучаствовать в водевиле «Ты - это я». Чем больше я погружался в атмосферу репетиций и постановок, тем явственнее свербела мысль: нужно поступать в институт культуры. Ближайший находился в Улан-Удэ.
- На режиссёра поступали?
- Не угадали. Тогда я очень хотел стать актёром, а с ремеслом режиссёра отношения обстояли сложнее - не знал, с какого бока к нему подступиться. Многое определила практика, для которой в 1976 году я вернулся к Леониду Владимировичу. Он доверил мне поработать с труппой детской агитбригады «Синяя птица». Полтора месяца мы готовили к постановке пьесу по рассказу Аркадия Гайдара «Р. В. С». Кстати, произведение про двух мальчишек - Жигана и Димку, которые нашли и выхаживали раненого красноармейца. Тема детей на войне сегодня, к сожалению, вновь становится актуальной. Премьеру я запомнил навсегда, ведь то была моя первая самостоятельная режиссёрская работа. Причём за короткие полтора месяца репетиций мы с ребятами так прикипели друг к другу, что было очень грустно расставаться. В тот момент я ещё полностью не осознавал, но уже впервые почувствовал, что работа с детским театром может стать делом всей жизни.
Сегодня много говорят о наставниках. А ведь каким замечательным наставником был Леонид Владимирович! Доверив коллектив, он полтора месяца к нам не подходил и не вмешивался в рабочий процесс, хотя наверняка украдкой наблюдал со стороны. Тем самым он позволил мне обрести уверенность и понять, моё ли это. Ещё через четыре года на свет появился наш детский театр. Поначалу у него не было имени, а потом судьба подарила постановку с названием «Родничок». Я сразу понял: это про нас - пробивающаяся сквозь почву жилка, всегда свежая и кристально чистая.
- Долгий путь ребят к детскому театру в «Родничке» начинается с мастерских. На этом начальном этапе проводниками новоиспечённых артистов в театральный мир являются ваши помощники?
- Знакомство с ребятами - крайне важный период, который я не привык отдавать на откуп никому другому. Нужно с первых дней стараться самому находить с детьми общий язык, чтобы в будущем они тебе доверяли. Да, бывает особенно непросто, ведь в 7-8 лет малыши, едва переступившие порог студии, ещё мало понимают, зачем они здесь и что такое театр. Поначалу всё строится скорее на мотивации родителей, уверенных во врождённом таланте своего чада.
В мастерских ребята занимаются три года, и ещё на этом этапе немало детей уходит, со временем понимая, что им неинтересно. Так из ватаги постепенно рождается будущая труппа юных театралов.
На первых порах я знакомлю малышей с русским фольклором: баснями, былинами, прибаутками. За их простотой кроется глубинная народная мудрость. Взять хотя бы сказку «Репка». Она учит нас, что с большим общим делом можно справиться только сообща. Тут пригодится помощь каждого, даже самого маленького. В театре та же суть: вытянуть репку - или поставить спектакль - можно только общими силами. Во многом поэтому мы периодически устраиваем творческие встречи, на которых родители вмести с детьми читают стихи или поют песни. Хочется, чтобы взрослые включались в процесс и понимали, как непросто бывает их ребёнку на сцене.
- Как в столь юном возрасте разглядеть потенциал ребёнка на театральном поприще?
- Первостепенную роль играет желание. Если у ребёнка горят глаза на репетициях, значит, ему многое по плечу. Даже яркий талант без желания очень скоро увядает. Ведь бывают и обратные случаи, когда наши воспитанники долгое время не раскрываются, участвуя лишь в общих сценах, но затем созревают и из некогда малозаметного чада харизма начинает бить ключом. Скажу по опыту: такие дети намного богаче как артисты. Ко времени выхода на первый план они уже успевают внутренне сформироваться.
Никто не любит, когда его поучают
- Большую часть репертуара театральной студии составляют постановки по произведениям, написанным за несколько десятилетий до рождения ваших артистов. Как вам удаётся заинтересовать ими ребят?
- Хорошие произведения тем и отличаются, что злободневны во все времена. К примеру, 26 февраля у нас состоится премьера нового спектакля «Пузырьки». Эта пьеса была написана драматургом Александром ХМЕЛИКОМ в далёком 1966 году. В ней рассказывает о соревновании двух классов в сборе макулатуры. Причём один класс делает это честно, а другой ради результата мухлюет. Тема нравственного выбора при сделках с совестью всегда актуальна. Ещё одна причина детского интереса - классика, с которой мы работаем, это образцы качественной литературы. В текстах Евгения ШВАРЦА или Александра ОСТРОВСКОГО выверено каждое слово. Да, порой приходится подолгу вникать в произведение. Готовясь к постановке «Слуга двух господ», ребята полгода продирались через написанную в стихах комедию Карло ГОЛЬДОНИ. Когда же у них получилось, артисты были в восторге.
Мы пробуем разные жанры. Играем и драму, и абсурд, и музыкальные спектакли. К тому же каждый стоящий материал - живой организм, меняющий свой облик под разным углом. Скажем, гениальное произведение Александра ВАМПИЛОВА «Старший сын» можно поставить и как социально-бытовую пьесу, и как анекдот, и как притчу.
- В подготовке нового спектакля юные артисты - пластилин, из которого режиссёр выстраивает постановку?
- Нет ничего страшнее, когда ребёнок становится бездумной марионеткой в руках режиссёра. Если педагог нацелен только на реализацию собственных амбиций, забывая про детей, из этого ничего хорошего не получится. Каждый спектакль - это разговор с ребятами. В конечном счёте основная миссия детского театра не в том, чтобы научить мальчишек и девчонок искусству игры и перевоплощения. Прежде всего театр помогает ребёнку нащупать интерес к жизни, который он не потеряет с возрастом. Неважно, какие профессии покоряют наши выпускники. Главное, чтобы они нашли любимое дело, в котором стремились бы развиваться. А если захотят вернуться - двери «Родничка» всегда открыты. К примеру, Катя ВЕСНИНА, окончив Ангарский техникум общественного питания, недавно поступила в иркутский институт. Девушку продолжает тянуть в театр, и, улучая свободные часы, она приходит на репетиции и участвует в постановках.
- Тагир Романович, в прошлом году вы отпраздновали 70-летний юбилей. Раскройте секрет, как с высоты громадного профессионального и жизненного опыта не обронить универсальный ключик для общения с артистами любого возраста?
- Со взрослыми я взрослый, с подростками - подросток, с малышами и сам становлюсь ребёнком. С каждым нужно общаться на равных. И главное, излишне не умничать. Никто не любит, когда его поучают.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА