Каждая наша школа обладает своей изюминкой. С каким багажом знаний и достижений ангарская система образования подошла к 2023 году

Ангарские Ведомости

Быть может, кто-то из ангарчан ещё не в курсе новости: 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Указ об этом подписал президент России Владимир ПУТИН.О том, какими событиями в связи с этим наполнится наступивший год, а также о векторах развития образовательных учреждений на территории Ангарского округа, мы поговорили с начальником Управления образования Ларисой ЛЫСАК.

Где пестуют молодых учителей и воспитателей

- Лариса Ивановна, каковы задачи объявленного Года педагога и наставника и почему, на ваш взгляд, для этого календарного цикла выбрана столь широкая формулировка?

- Согласитесь, ведь и само определение роли педагога достаточно обширно. Воздать должное давно необходимо не только школьным учителям и воспитателям детских садов. Свою значимую миссию выполняют педагоги музыкальных и художественных школ, допобразования, тренеры спортивных школ, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений. Тяжело отыскать такого человека, кто время от времени с теплотой и благодарностью не вспоминал бы своего любимого наставника, чьи личностные качества и подход к делу определили наше будущее.

Все мероприятия, которые пройдут в рамках этого года, в первую очередь направлены на укрепление престижа профессии педагога, а кроме того, на повышение интереса к педагогике со стороны молодёжи, ещё выбирающей своё призвание в жизни. С помощью различных форматов мы хотим больше рассказывать как о выдающихся педагогах-ветеранах Ангарска, так и о талантливых учителях, привносящих новое слово в искусство образования.

Сегодня мы осуществляем большую подготовительную работу, встречаемся с работниками образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и СМИ, аккумулируя предложения о проведении возможных мероприятий. В результате должен получиться большой календарный план, который мы намерены презентовать в начале февраля, тем самым дав старт Году педагога и наставника в Ангарском городском округе. Ключевым финальным событием года станет открытие скульптурной композиции педагогу возле педагогического колледжа.

- Вы упомянули о важности повышения интереса к работе педагога среди молодых людей. Не секрет, что вопрос привлечения новых кадров остаётся головной болью для руководителей общеобразовательных учреждений по всей стране. Какая работа в этом направлении проводится в Ангарском округе?

- В последние годы наши школы всё активнее используют такую возможность, как целевое обучение будущих специалистов. Сегодня по целевым договорам в педагогическом институте Иркутского государственного университета учатся более 20 ребят, которые после получения диплома придут работать в ангарские школы.

Мы с нетерпением их ждём и поддерживаем связь с молодыми людьми.

Конечно, путь педагога тернист и заинтересовать в этом выборе старшеклассника - дело непростое. Тем не менее мы наблюдаем положительную тенденцию: поступательно растёт востребованность Ангарского педколледжа. Ежегодно учебное заведение увеличивает количество мест для набора на первые курсы. Надо сказать, Управление образования тесно взаимодействует с колледжем по многим направлениям. Его студенты проходят практику в детских садах и начальных школах округа. Вместе активно работаем и в рамках национального чемпионата рабочих профессий. Ещё до пандемии наш педагогический колледж первым в Иркутской области на базе дошкольных учреждений Ангарска провёл региональный чемпионат Baby Skills. Малыши пробовали себя в трёх компетенциях: «Поварское дело», «Ресторанный сервис» и «Дошкольное воспитание». Сейчас федеральный оператор чемпионата выступает с предложением сделать наш колледж центральной площадкой Baby Skills в Сибири.

Возвращаемся к истокам, но с цифровыми технологиями

- Престиж профессии учителя во многом выражается в новых условиях работы, которые позволяют ему эффективнее вовлекать детей в образовательный процесс. Наши педагоги идут в ногу со временем, осваивая цифровые технологии?

- Сохраняются традиционная классная доска и мел - это добрая классика, которой не нужно исчезать. Вместе с тем на протяжении последних лет на территории Иркутской области и в частности Ангарского округа действительно реализуется поэтапный переход образовательных учреждений на работу с применением современных информационных технологий. Причём речь не только о школах - цифровизация затронула и детские сады. Наши преподаватели с энтузиазмом принимают этот вызов и проходят курсы повышения квалификации, обучаясь владению мультимедийным оборудованием и профильными интернет-ресурсами. К примеру, сегодня на помощь педагогу приходит федеральный портал «Моя школа». Эта платформа является обширной базой учебных материалов по образовательным программам с 1-го по 11-й класс.

Модернизация оснащения ангарских школ происходит благодаря участию нашей территории в проектах различных уровней. Так, в 2022 году пять общеобразовательных учреждений округа получили сертификаты на оборудование кабинетов в рамках федерального партийного проекта «Единой России» «Новая школа» и региональной программы «Качество образования». Школы-счастливчики - №19, 21, 22, 24 и 40. В каждой из них было оснащено по одному классу: химии, физики, биологии, ОБЖ и педагогический. К слову о педагогических классах, это пилотный проект школ №7 и 24. С помощью приобретённых методических пособий у ребят появилась возможность получить представление о профессиях логопеда, дефектолога и учителя-предметника.

Отлично показывает себя федеральный проект «Современная школа». В школах Мегета, Одинска и Савватеевки заработали «Точки роста». В распоряжении учеников теперь есть материально-техническая база Центра образования естественно-научной и технологической направленностей. Также благодаря проекту «Современная школа» на базе школы №10 в прошлом году был открыт кванториум. За счёт федеральных средств в школьные лаборатории поступило оборудование на общую сумму 22 млн рублей. Возможности инновационной образовательной площадки позволят детям и педагогам проводить исследовательские работы высокого уровня. Стоит отметить, что реализация подобных проектов не в последнюю очередь призвана ориентировать молодёжь на выбор инженерных специальностей, столь необходимых экономике страны. Сегодня федеральная политика направлена на развитие среднего профессионального образования. В 2022 году результат такой профориентационной работы ярко сказался и на примере Ангарска. 52% наших выпускников девятых классов выбрали поступление в ссузы округа, предлагающие востребованные специальности.

- В завершение хочется затронуть тему современных трендов российского образования. Насколько органично они вписались в повседневную жизнь учебных заведений Ангарска?

- Церемония поднятия российского флага и исполнение государственного гимна нашими ребятами сегодня являются неотъемлемой часть жизни образовательных учреждений. То же самое можно сказать и о федеральном проекте «Разговоры о важном». Последние мировые события доказывают, что такие нововведения, направленные на патриотическое воспитание молодёжи, давно следовало интегрировать в учебный процесс.

С сентября прошлого года практически во всех школах Ангарского округа приступили к работе советники директоров по воспитанию. Эта практика также реализуется по всей стране. В какой-то мере к советникам по воспитанию можно применить старый добрый термин «вожатые». Это, как правило, молодые специалисты, которые напрямую работают с детьми, помогая воплощать проекты школьников в жизнь, а также привлекая их к просветительским, культурным и спортивным событиям.

Наконец, важнейшее значение для обучения ребят и деятельности педагогов должна оказать федеральная основная общеобразовательная программа, которая утверждена Министерством просвещения России. С нового учебного года каждая школа будет включена в единое образовательное пространство. По всей стране будут внедрены единые федеральные образовательные программы, федеральные учебные планы и федеральные программы воспитания. Надеемся, этот шаг облегчит работу педагога, позволив ему сконцентрировать всё внимание на качестве образования. 

Я уверена, что федеральная основная общеобразовательная программа не нарушит того микроклимата, над которым мы вместе с педагогами работали на протяжении последних лет. Сегодня каждая школа, детский сад и организация дополнительного образования Ангарского округа обладает своей изюминкой, своим лицом. Такого количества уникальных учреждений, пожалуй, нет больше нигде в Иркутской области.

Максим ГОРБАЧЁВ