«От хаоса к прозрачной схеме». Депутаты регионального парламента усиливают контроль за перевозками

Ангарские Ведомости

Ангарская «Автоколонна 1948» - предприятие, на первый взгляд, не испытывающее трудностей с финансами: ухоженная территория, комфортные условия для водителей и, что самое важное, отличные боксы для диагностики неполадок и ремонта автобусов. Но за внешним благополучием скрываются трудности, для преодоления которых требуется помощь региональной власти. Проблемы транспортной отрасли парламентарии обсудили на Общественном совете при Законодательном Собрании Иркутской области.

На экономическом надрыве
Каждый день на дороги округа выходит 168 автобусов. Они обслуживают не только городские, но и пригородные маршруты. Серьёзная оптимизация работы транспортников позволила значительно снизить расходную составляющую: за счёт объединения на одной площадке нескольких предприятий удаётся экономить на коммунальных платежах и счетах за мойку автобусов. Дешевле для каждого их участников кластера стали топливо, запчасти и комплектующие, которые закупаются по оптовой цене. Однако сокращать расходы больше некуда: лимит исчерпан, а издержки транспортной отрасли растут каждый день. Сначала на экономику предприятий тяжёлым грузом упала пандемия, которая заставила искать скрытые возможности для экономии при низком пассажиропотоке, а потом - санкции и растущие из-за них цены практически на всё.
- Автопарк предприятия остро нуждается в обновлении. В ценах нынешнего года для замены автобусов «Автоколонны 1948» потребуется 3 млрд рублей. Без участия федерального бюджета и поддержки региональной власти это сделать нереально, - рассказал депутатам Законодательного Собрания во время выезда на транспортные предприятия Ангарского округа генеральный директор «Автоколонны 1948» Сергей ШАРКОВ.
Если с автобусами в пределах округа всё понятно - расписание соблюдается, каждую транспортную единицу диспетчер видит на карте, а пассажир может, используя специальное приложение, выйти на остановку по времени, то с междугородними перевозками возникла некоторая неразбериха.
Помимо большого рейсового автобуса из Ангарска в Иркутск и обратно, раньше можно было уехать на маршрутке. В начале этого года региональная власть заинтересовалась «автобусом-призраком» из Ангарска. В ходе одного из прямых эфиров местные жители рассказали о маршруте №373, который курсирует по маршруту «Ангарск - Иркутск». По словам очевидца, когда микроавтобус выезжает из города на трассу, водитель зачем-то снимает указатель маршрута и дальше едет без него, а на заднем стекле автобуса прикреплена табличка «Заказной».
Сейчас жители города нефтехимиков отмечают, что микроавтобусов на остановках практически не видят, а их «старшие братья», которые ходят по расписанию, в пиковое время подъезжают настолько полные, что приходится пропускать несколько автобусов, чтобы уехать хотя бы стоя. Цена проезда в одну сторону - 130 рублей, хотя ещё в апреле билет стоил 110. Транспортники обещали не поднимать стоимость до конца года. Пока слово держат. Учитывая, насколько тяжело городским перевозчикам сдерживать рост цен, межмуниципальные маршруты живут также на экономическом надрыве.
Комфортно и безопасно
О том, чем живут транспортники, занявшие нишу межмуниципальных перевозок, шла речь на заседании Общественного совета при Законодательном Собрании Иркутской области. В работе приняли участие депутаты областного парламента, представители регионального правительства и надзорных ведомств, сотрудники правоохранительных органов и общественных организаций.
Перед тем как заняться обсуждением текущего положения дел, парламентарии вместе с председателем регионального парламента Александром ВЕДЕРНИКОВЫМ погрузились в будни иркутского автовокзала. Его услугами ежедневно пользуются около тысячи человек. Руководство старается усовершенствовать работу, в том числе внедряя онлайн-продажи билетов на некоторые маршруты, заботится о доступности и безопасности каждого пассажира. Но нелегальные перевозчики всё равно подрезают крылья и нагло врываются в выстроенные отношения и взаиморасчёты между легальным, гарантирующим безопасность проезда транспортником и пассажиром, спешащим по делам.
Есть вопросы к перевозчикам и у представителей правоохранительных органов. Так, врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей ГЛЫЗИН рассказал, что с начала этого года в регионе произошло 68 ДТП с участием автобусов. Более половины из них - по вине водителей пассажирского транспорта. При этом депутат Наталья ДИКУСАРОВА обозначила проблему с техосмотрами, пройти которые можно не во всех населённых пунктах. Иногда водители вынуждены ехать для этого в соседний район. Кроме того, участники заседания отметили необходимость обновления подвижного состава и обеспечения подготовки профессиональных водителей.
- Несмотря на все сложности, в Иркутской области удалось сохранить пригородные и межмуниципальные автобусные маршруты, однако ситуация далека от идеальной, потому что существующая система перевозок не соответствует современным реалиям жизни. Говорить о её быстром развитии в таких условиях невозможно, - подчеркнул председатель Общественного совета при Законодательном Собрании Алексей СОБОЛЬ.
- Это социально значимый вопрос. Необходимо уходить от хаоса в перевозках к единой понятной и прозрачной схеме, тем более есть положительный опыт других регионов. Наша общая задача - сделать всё необходимое, чтобы были внедрены высокие стандарты перевозок, чтобы людям было комфортно и безопасно. Речь в том числе идёт и о нелегальных перевозчиках, которые забирают часть прибыли у официальных перевозчиков, не позволяя улучшать качество транспортных услуг, - добавил Александр Ведерников. Он же предложил разработать комплексную систему перевозок.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима ЛОБАНОВА, в ближайшее время в регионе начнётся реализация пилотного проекта по навигационному контролю за автобусными перевозками. Это позволит отслеживать весь путь следования, соответствие заявленному маршруту, время остановок и простоев. Поможет вести аргументированный диалог с перевозчиками при проверках и в случае поступления жалоб от пассажиров.
Итогом дискуссии стало решение об усилении парламентского и общественного контроля за организацией регулярных автобусных перевозок. Кроме того, депутаты Законодательного Собрания предложили правительству Иркутской области рассмотреть вопрос о разработке и утверждении комплексной схемы организации дорожного движения, которая в том числе позволит участвовать в федеральных программах. Среди предложений также разработка единой универсальной социальной карты для льготных категорий граждан и общая стратегия борьбы с нелегальными перевозчиками.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА
Кстати
В Иркутской области может появиться беспилотный транспорт
Комитет по собственности и экономической политике Законодательного Собрания поддержал инициативу об установлении в регионе экспериментального правового режима по перевозке грузов и пассажиров беспилотным транспортом. Заседание прошло под председательством главы комитета Николая ТРУФАНОВА.
Как рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга ЗОЛОТАРЁВА, участниками проекта может стать 41 субъект России, в том числе Приангарье. Регионам предоставят полномочия по закупке высокотехнологичного оборудования, изготовлению и изменению конструкции беспилотного транспорта, в том числе с использованием систем больших данных и искусственного интеллекта. Эксперты отметили, что для реализации проекта Иркутской области необходима модернизация дорожной сети. Комитет поддержал проект постановления и рекомендовал рассмотреть его на октябрьской сессии Заксобрания. По словам руководителя профильного комитета Николая Труфанова, вхождение в этот проект позволит развивать цифровые технологии на территории нашего региона.