Новости
Мэрри Поппинс, здравствуйте! Как учительница начальных классов Светлана БИЧЁВИНА использует светлую магию во благо детей
- Ангарские Ведомости
Зайдя в кабинет 4 «В» класса лицея №2, мы первым делом обратили внимание на шляпу, которая прикинулась спящей на одной из книжных полок. Да, мы не сошли с ума. Шляпа и правда прикидывалась, что спала, подглядывая за нами одним глазом из-под нависающих век. Этот бездвижный наблюдатель – точь-в-точь распределительная шляпа Хогвартса из знаменитой саги о Гарри Поттере.
А вот и она, главная волшебница этих мест. Видно, слухи нас не обманули. Для ребят каждый урок Светланы Васильевны Бичёвиной - это путешествие в сказку. Сказку, в которой извилины и фантазия в головах малышей неизменно начинают «чесаться», как заведённые.
Современные дети раньше взрослеют
- Светлана Васильевна, расскажите, когда вы обнаружили в себе желание вступить на тернистый учительский путь?
- Это произошло ещё в детстве. Помню, как с малых лет твердила маме, что буду учительницей. Конечно, затем мечта не раз менялась. В разные периоды юности я хотела быть то бортпроводницей самолёта, то актрисой театра и кино. Но когда пришла пора окончательно выбирать свою дорогу, я вновь вернулась к самой ранней и заветной мечте. Если вдуматься, профессия педагога и в особенности учителя начальных классов похожа на театр одного актёра. Поэтому, чтобы вовлечь ребят в сказку, необходимо самой стать волшебницей. Эту роль доброй чародейки для десятков почемучек я впервые на себя примерила в 2002 году.
- Что оказалось для вас самым непростым, когда вы только начали работать?
- Вижу, и сегодня молодые специалисты сталкиваются с той же проблемой - очень непросто научить детей слышать. Первоклашки не сразу отвыкают от вольготных будней в детском саду. Далеко не все малыши могут с первых недель приспособиться к урочной системе и необходимости высиживать занятия с перерывами на зарядку. Поначалу возникали сложности в том, чтобы организовать ребят. Для меня как человека, который является для себя самым большим критиком, это казалось провалом. Но очень скоро мне удалось найти контакт с непоседами.
- Поспевая за учениками, педагог должен сам чему-то учиться?
- Человек всю жизнь учится, а преподаватель и подавно. Курсы повышения квалификации и вебинары - это наша проза жизни. Многие идеи черпаются в общении с коллегами, причём не только из Ангарска. Например, я время от времени списываюсь с одним педагогом из Москвы и даже с учителем начальных классов из Германии. У них совершенно иначе выстроена система начального образования. В школу немецкие дети идут значительно раньше, чем наши. Зато на изучение азбуки они тратят два года, тогда как мы управляемся уже к середине первого класса.
- А у детей чему-то учитесь?
- Конечно! Недавно как раз беседовали об этом с учениками. Без сомнения, у ребят можно поучиться искусству быть мобильным. Да и вообще, каждый первоклашка, стоя на школьной линейке в День знаний, уже обладает своим внутренним миром. Дети все разные, и мы учимся менять себя, подстраиваясь под вселенную малышей. Вспоминаю забавный эпизод, произошедший много лет назад. Мой первый выпуск. После 4 лет начальной школы ребята готовятся отправиться в пятый класс. Волнуясь, я напутствую ставших мне родными детей, желаю им удачи в будущем. И этот отчасти даже немного грустный момент разряжает один из мальчиков. Со всей серьёзностью в голосе он сказал: «Светлана Васильевна, неужели вы так ничему и не научились? Мы-то в пятый класс идём, а вы снова в первый!»
Не вижу себя без профессии
Сегодня малыши чем-то отличаются от тех ребят, что вы учили 10-20 лет назад?
- Современные дети начинают раньше взрослеть. Раньше ребята в начальных классах были совсем ещё ангелочками. Сегодня ученики в 4 классе уже рассуждают о серьёзных проблемах, видят и слышат вокруг разговоры на политические темы и сами пытаются в них участвовать. При этом дети могут постоять за себя в дискуссии. Была ситуация: ученики спровоцировали разговор о ситуации на Украине, тогда один из ребят отрезал, что не хочет участвовать в этом диалоге, поскольку у него там живут родственники. Во многом общество создаёт условия для столь скорого взросления, и обидно, что тем самым у малышей отбирается детство. В этих обстоятельствах на плечи педагогов ложится задача научить детей справляться с теми огромными потоками информации, которые вываливаются на них из гаджетов. Мы показываем, что компьютер и телефон можно с интересом использовать для своего обучения и саморазвития.
- Насколько родители погружены в образовательный процесс? Или скидывают всё на плечи учителя, а там хоть трава не расти?
- Боюсь сглазить. Мне всегда везло с родителями ребят. Отзывчивые и инициативные, они - моя подмога во всех делах. Родители помогают организовать праздники, экскурсии, готовят с детьми проекты. К тому же, сегодня взрослые начитаны в области педагогики и психологии и не закрывают глаза, когда возникает какая-нибудь щепетильная история. Родители по-настоящему участвуют в воспитании своего чада.
- С давно повзрослевшими учениками вы на связи?
- Ребята не забывают первого учителя, навещают, пишут в соцсетях. Это приятно. С кем-то можем случайно встретиться в магазине или в поликлинике. Тогда обязательно перекинемся парой слов. Несколько лет назад один из выпусков сделал мне сюрприз. Ребята прислали на электронную почту свои нынешние фотографии и попросили подписать каждого ученика. Не смогла узнать только одну выпускницу. Оказалось, отличница - Надя СВИРИДОВА. Как же Надя изменилась!
- Наверняка не удаётся оставлять работу за пределами дома. Как к этому относятся родные?
- Работы приходится брать на дом очень много, это правда. Но у меня потрясающая семья. Муж, сын и дочка всё понимают. Мама - учитель, этим всё сказано. В то же время я, как могу, стараюсь уделять близким всё свободное время. Тетради и поурочные планы тоже можно ненадолго отложить.
- Светлана Васильевна, раскройте секрет, как работая в режиме 24/7 эмоционально не выгореть?
- Такая опасность подстерегает не только в учительской профессии. Кроме работы, в жизни человека обязательно должно быть место хобби. Например, я люблю вышивать, а ещё танцую в коллективе Дворца культуры «Современник». Но, наверное, моя вакцина от перегорания ещё и в другом. Я не вижу себя без профессии. Если вдруг нахожусь на больничном, сердце за ребят уже неспокойно. Как они там? Переписываемся в мессенджерах, прошу учеников позаботиться о цветах в классном кабинете. Не забуду первые уроки по видеосвязи, когда мы только свыкались с работой на дистанте. Ребятишки приносили в кадр своих игрушечных зверей, знакомили с ними одноклассников и меня. Было заметно, как дети скучали по школе. Как тут перегореть?
Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Любовь ЗУБКОВА