Два чебурека за 32 копейки. Юбилей отмечает человек-праздник Павел СКОРОХОДОВ

Ангарские Ведомости

Телерадиоведущий, бард, один из самых узнаваемых голосов Ангарска, создатель интеллектуальной игры «Золотой телёнок», муж, отец, дедушка. У этого человека множество ипостасей, в каждой из которых он преуспел. Но сам себе наш сегодняшний гость даёт ещё одно определение: человек-праздник.
Тут и не поспоришь. Все, кто знает Павла Скороходова, без сомнения, подтвердят, что любая грань жизни шоумена дарит яркие эмоции окружающим его людям. 12 августа Павел Скороходов отмечает юбилей - 55 лет. Знаковую дату с двумя отметками «отлично» ангарчанин отпразднует творческим вечером под символичным названием «Как молоды мы были».
- С друзьями-музыкантами мы подготовили песенную программу из известных, но незатёртых песен 70-х, 80-х и 90х годов, - рассказывает Павел. - Эти композиции будут вплетены в рассказы с воспоминаниями о моём детстве, юности и молодости. Мы постараемся погрузить зрителей в те времена, по которым многие из нас скучают. Оставим место для всей палитры эмоций, чтобы гости вечера смогли не только от души посмеяться, но и по-доброму погрустить, а может, даже чуть-чуть поплакать.
Творческий вечер Павла Скороходова состоится в ДК «Нефтехимик», начало в 18.30. Билеты в продаже. Ну а пока мы без особого труда уболтали человека-праздника на одно из самых любимых занятий в его жизни и тоже немного поностальгировали.
Турниры по шахматам во дворах
- Павел, вспомните свои детские ощущения, когда ваша семья только переехала из Новосибирска в куда более скромный по размерам Ангарск.
- Мне тогда было 12 лет, и я сравнивал города в каких-то очень конкретных вещах, как удава в попугаях. Например, в Новосибирске на тот момент действовало 50 автобусных маршрутов, а в Ангарске - 5. Или в Новосибирске работало 40 кинотеатров, а в Ангарске - 7. Меня очень впечатлило другое: к 1979 году до крупнейших городов Сибири уже добралась эпоха продуктового дефицита, поэтому я был шокирован всё ещё сохранявшимся изобилием на ангарских прилавках. Колбасы, сливочное масло, шоколадные конфеты, которых в Новосибирске было днём с огнём не сыскать.
- Вкус детства для вас - это…?
- В ту пору в народе гуляла полушутливая и в то же время невесёлая поговорка: хлеб с солью - это бутерброд, хлеб с сахаром - пирожное. Так и жили. Самым вкусным деликатесом, конечно, была сгущёнка, а самым большим гастрономическим открытием лично для меня стали чебуреки. Я учился в школе №31, и на большой перемене мы с одноклассниками бегали в чебуречную на улице Горького. Там за 32 копейки можно было купить два вкусных жирных чебурека. Они и без того были большими, а уж детворе казались просто гигантскими. Что это была за вкуснотища! В Новосибирске я не пробовал ничего подобного. И по сей день где-нибудь в городе мимоходом люблю чебуреками полакомиться. Интересно, что во многих общепитах Ангарска до сих пор сохранилась та самая рецептура.
- Сегодня родители всё чаще сетуют, мол, уговорить чадо погулять на улице - гиблое дело. Подозреваю, в ваше детство ребятню, наоборот, было тяжело загнать домой?
- Мы жили в 85 квартале и, по ощущениям, тогда детей в окрестностях проживало втрое больше, чем сейчас. Только в нашем доме соседствовали 10-15 пацанов и девчонок примерно одного возраста. В выходные и каникулы с утра и до вечера мы рубились в обычные дворовые игры того времени: футбол, хоккей, «ножички», «банки» - у каждого порядочного пацана для этой игры дома хранилась своя палка. Плюс к этому повально все посещали спортивные секции. Вот я сперва занимался баскетболом, а потом переключился на бокс. Сейчас это непросто себе представить, но практически все дети во дворе умели играть в шахматы, и мы проводили собственные турниры. Дома тоже было чем заняться. Тут тебе и домашняя фотолаборатория, и библиотека. В детстве я запоем глотал советскую классику, а в конце 80-х, когда в книжные магазины хлынула зарубежная литература, начал зачитываться Александром Дюма, Жюлем Верном, Конан Дойлом и Гербертом Уэллсом. До сих пор в подкорке сидят остатки тех книжных знаний, которые и сегодня очень помогают в подготовке вопросов для «Золотого телёнка».
- Кстати, как родилась эта игра, по сути, ставшая общегородским клубом интеллектуалов?
- Я с детства интересовался составлением кроссвордов, причём подходил к процессу по-научному. Какие-то кроссворды печатались в ангарских газетах, что-то я даже отправил на «Поле чудес». Затем изредка устраивал семейные викторины для друзей, но со временем этот азарт затух. С новой силой я загорелся интеллектуальными играми в 2010 году, когда до Иркутской области дошёл тренд на проведение квизов, а Толя КЮРС организовал презентационную игру для ангарских журналистов. Наша команда радийщиков победила, а мне жутко зашёл новый формат, и я взялся за дело. На первую игру «Золотого телёнка» буквально под ручку удалось привести 30 человек, а на одном из последних юбилеев участвовало уже 166 игроков. В этом году «Золотому телёнку» 12 лет.
До сих пор волнуюсь, выходя на сцену
- Гитара пришла в вашу жизнь в 16 лет в стройотряде. А кто стал вашим проводником в бардовскую песню?
- В этом плане мой первый и главный учитель - Владимир ВЫСОЦКИЙ. Чуть позже ориентиром стал Александр РОЗЕНБАУМ. С этих исполнителей я начал открывать для себя мир авторской песни. В армии по какому-то наитию я написал свои первые песни, и с тех пор каждый год рождается несколько произведений. Пишу, только если строки требуют вылиться на бумагу. Если не идёт - над музой не измываюсь.
- Помните первое выступление перед большой аудиторией?
- Такое не забудешь. 1990 год, фестиваль авторской песни на станции Дачная. Я приехал с багажом песен из армии, полный уверенности, что их обязательно нужно показать кому-то, кроме родных и друзей. Тогда слова «фестиваль» и «концерт» были для меня чем-то манящим. Несколькими годами спустя точно так же я рассуждал уже о радио и телевидении. В обоих случаях это казалось чем-то недосягаемым, и всюду я оказался неправ. Не боги горшки обжигают.
Что до выступления, то я «выполз» на сцену перед огромной поляной, которую забили несколько тысяч человек. От волнения у меня тряслась нога, я забывал слова и путал аккорды. В общем, испытал настоящий стресс. Признаться, до сих пор сидит эта заноза в груди, когда выхожу на сцену. Казалось бы, столько лет уже выступаю, но к встречам со зрителем невозможно привыкнуть.
- А какой концерт запомнился самой благодарной публикой?
- В начале нулевых друзья-барды из Иркутска организовали турне по БАМу. И вот наша весёлая компания приехала в Магистральный. Это посёлок городского типа, в котором тогда проживало десять тысяч человек. Концерт состоялся на местном стадионе, и на нём собрались всё те же десять тысяч зрителей. Абсолютно каждый житель Магистрального пришёл нас послушать - настолько люди, оторванные от большой цивилизации, истосковались по живому контакту с артистами. От переполненных трибун исходила бешеная энергетика, которую посчастливится прочувствовать далеко не каждому исполнителю.
- Вашим детям передалась любовь к бардовской песне?
- С дочерью у нас нет музыкальных пересечений, она своё девчачье слушает, а вот сына вольно или невольно заразил бардовскими микробами. Семён ведь ещё пацаном ездил со мной на фестивали и даже выступал. Поэтому, хоть сейчас он больше слушает рэп, в авторской песне тоже разбирается.
- А вы к рэпу как относитесь?
- Заранее не брюзжу. Всё-таки наши родители тоже когда-то хватались за головы от наших музыкальных предпочтений. Я подхожу с профессиональной точки зрения и стараюсь вслушаться в текст. Бывает, что встречаю в строках современных исполнителей хорошие мысли или неизбитые образы. Тогда почему бы это не оценить?
Что останется после нас?
- Вас не коробило, когда однажды окружающие вас люди более младшего возраста стали обращаться к вам по имени-отчеству?
- Молодые коллеги по радиостанции впервые стали уважительно растягивать моё имя до Пал Михалыч, когда мне перевалило за сорок. Я нормально к этому отношусь, потому что адекватно оцениваю свой возраст. К тому же «прививка» мне была поставлена ещё в 20-летнем возрасте, когда я работал на Ангарском заводе полимеров. Мы с коллегами-электриками шутки ради решили друг друга называть исключительно по имени-отчеству. Слесари обалдели, глядя на это зрелище. А нам это так понравилось, что при встречах мы до сих пор только так здороваемся.
- На какой вопрос вы будете искать ответ в 55?
- Всё чаще задумываюсь, что останется после нас? Благодаря фрагментам материальной культуры мы имеем представление о людях, которые жили несколько тысяч лет назад. Своего деда или прадеда я вижу на бумажных снимках. А сегодня весь мир окончательно ушёл «в цифру», и через сотни лет все данные о нас могут исчезнуть. Как поётся в одной хорошей бардовской песне, «после нас на этом свете лишь две строчки остаётся, да страничка в интернете». Эта мысль не оставляет меня равнодушным.
- Какой уголок Ангарска вам ближе всего?
- Для меня весь Ангарск родной. Недавно приехал из Адлера, и в этом городе мне было некомфортно. И архитектура, и толпы людей на улицах - всё не моё. А в Ангарске хоть в старой части города, хоть в «квартале», хоть в спальных районах - везде чувствую себя как дома.
Максим ГОРБАЧЁВ