На органы не разберут! Александр ДУМИЧ о том, как он стал донором костного мозга

Ангарские Ведомости

В середине июля в город пришла хорошая новость. Ещё один ангарчанин смог сдать свои стволовые клетки и спасти чью-то жизнь. Донором костного мозга оказался сотрудник Ангарского мясокомбината Александр Думич. Нашим читателям он рассказал, как проходит процедура и почему важно вступать в национальный регистр доноров.
- Александр, расскажите немного о себе. Интересно знать, кто становится донором костного мозга.
- Мне 33 года, я коренной ангарчанин. Учился в школе №39, потом в училище олимпийского резерва. С детства занимаюсь греко-римской борьбой. Стараюсь вести здоровый образ жизни. Вредных привычек не имею.
- Вы - кадровый донор станции переливания крови. Это значит, что посещаете это учреждение уже много лет. А когда вы впервые сюда пришли?
- Это было в 2007 году. Тогда с моим двоюродным братом случилось несчастье и нужна была кровь. Я сдал один раз, потом другой, так и начал сдавать постоянно. У меня мама кровь сдаёт и брат тоже. Был период, когда я два или три года кровь не сдавал. Как-то подсчитывали со знакомой, что если бы тогда этого перерыва не было, то уже бы насдавал то количество крови, которое необходимо для присвоения звания «Почётный донор».
- Что вас побуждает несколько раз в год ходить и сдавать свою кровь?
- В первую очередь это, конечно, желание помочь людям. А потом как-то в привычку вошло. Раньше на станции переливания сладкий стол накрывали, чай можно было попить. Потом шоколадки давали. Ну и компенсация, она была всегда. И ещё справка, освобождающая от работы.
- Вот, кстати, хотела про эти выходные спросить. На предприятии, где вы работаете, нормально к ним относятся, не возникает конфликтов?
- Конфликтов никогда не было. Просто не всегда получается взять эти выходные тогда, когда ты хочешь, особенно это касается лета. Оно и понятно: сезон отпусков, людей и так не хватает.
- О том, что можно стать донором костного мозга, вам рассказали на станции переливания крови?
- Да. После очередной сдачи ко мне подошла медсестра, дала в руки брошюрку и рассказала, что есть такой национальный регистр - своеобразный банк доноров костного мозга. Спросила, не хотел бы я в него вступить. Я согласился. У меня взяли дополнительный анализ.
- Когда вы узнали, что ваши стволовые клетки подходят другому человеку?
- В национальный регистр я вступил два года назад, а звонок из Кировского НИИ гематологии и переливания крови поступил месяц назад. Позвонила девушка и сказала, что есть очень большая вероятность, что мои стволовые клетки могут подойти тяжелобольному человеку, но нужно сдать дополнительные анализы.
- Анализы у вас брали там же, на станции переливания крови?
- Нет. В этот раз меня направили в офис компании «Инвитро». Как я понял, у них с научно-исследовательским институтом какой-то договор. Анализ этот расширенный. Взяли 12 пробирок крови и мочу. Через четыре дня, когда пришло подтверждение, что клетки мои подходят, со мной связался доктор и объяснил, как будет проходить процедура. Я заполнил анкету и подписал соглашение. После этого началась процедура покупки билетов, так как сама сдача стволовых клеток происходит в Кирове.
- Вы знаете, кому трансплантировали ваши стволовые клетки?
- Это конфиденциальная информация. Знаю только, что это женщина 1971 года рождения, страдающая раком крови. В данное время она находится на лечении в Санкт-Петербурге.
- Расходы на покупку билетов, проживание и питание взяла на себя принимающая сторона?
- Да, мне оплатили такси до аэропорта, сам перелёт, проживание и питание в гостинице. Гостиница, в которой я жил, находилась в трёх минутах ходьбы от НИИ гематологии и переливания крови, что было очень удобно. Кстати, когда я приехал, врачи сказали, что из Иркутской области и Ангарска уже несколько человек становились донорами костного мозга. Процедура всегда проходила гладко и с первого раза. Такая же ситуация с донорами из Дагестана. Из чего доктора сделали вывод, что в этих регионах живут самые здоровые люди.
- Расскажите про саму процедуру сдачи костного мозга, что она собой представляет?
- Как мне объяснили в НИИ, раньше костный мозг брали напрямую посредством пункции из тазобедренной кости. Процедура эта проходит под общим наркозом. Сейчас более распространён метод, когда с помощью медицинского препарата «выгоняют» клетки костного мозга в кровь и собирают их уже оттуда. После того как я прибыл в центр, мне на протяжении трёх дней вводили лекарства, чтобы концентрация стволовых клеток в крови была максимальной. Затем в день донации в вены на обеих руках вставили катетеры. Из одной руки брали кровь, через специальный аппарат прогоняли и вливали в другую руку. Процедура очень похожа на сдачу плазмы. Когда у тебя берут кровь, прогоняют её через центрифугу, отделяя плазму, и потом вливают оставшиеся компоненты крови обратно. Только сдача плазмы занимает 40 минут, а сдача стволовых клеток - 6 часов.
- Не испытывали дискомфорт, когда вот так, с двумя трубками неподвижно сидели?
- Нет, дискомфорта не было. Катетеры были мягкие, вставлены удобно. Можно было сидеть и печатать что-то в телефоне, пить чай или смотреть телевизор. После процедуры мне вкололи витамины, для того чтобы не было чувства слабости. В общем, всё прошло хорошо. Вечером следующего дня я уже вылетел в Ангарск.
- Через какое время после сдачи стволовых клеток их количество в организме донора приходит в норму?
- Врачи говорят - от 10 до 14 дней. Так что у меня уже всё в норму пришло.
- Вы первый раз в Кирове были? Было ли время посмотреть местные достопримечательности?
- В Кирове я до этого ни разу не был. Это красивый город с богатой многолетней историей. В течение трёх дней, пока мне кололи препараты, я гулял по улицам, посещал достопримечательности и музеи. Побывал в музее космонавтики Циолковского, музее палеонтологии, в Вятском художественном музее имени Васнецовых.
- На работе как отнеслись к тому, что ради донации вам придётся на неделю уехать?
- Отнеслись хорошо, я бы даже сказал, с одобрением. Ведь когда ты сдаёшь кровь, по большому счёту не видишь, кому помогаешь. А тут дело другое. Ты осознаёшь, что в данный момент спасаешь чью-то конкретную жизнь. В Кировском НИИ мне на всё время проведения процедуры оформили больничный. После того как прилетел в Ангарск, я его закрыл.
- В вашем окружении были люди, которые отговаривали вас от процедуры сдачи стволовых клеток?
- Таких не было. Друзья, правда, смеялись. Говорили: «Смотри, у тебя там под наркозом не только костный мозг, но и почку могут вырезать и ещё пару органов». Но это всё больше в шутку, конечно. А если серьёзно, то всем, кто ещё сомневается, вступать в регистр или нет, скажу откровенно: радость, которую испытываешь от осознания того, что спас чью-то жизнь, не сравнить ни с чем. Медицина сейчас шагнула далеко вперёд, все проходит без наркоза и безболезненно. На протяжении всего времени, что вы будете находиться в клинике, вас будут сопровождать настоящие профессионалы. Так что на органы вас точно не разберут.
Наталья ЗАРУБИНА

Кстати:

Бесплатно сдать кровь на типирование и вступить в Национальный регистр доноров костного мозга можно во всех медицинских офисах компании «Инвитро». С 2018 года эта компания является одним из ключевых партнеров Русфонда. Стать потенциальным донором костного мозга может любой здоровый житель России в возрасте от 18 до 45 лет и весом более 50 кг. Для этого требуется сдать 4 мл крови из вены на типирование (исследование генов тканевой совместимости для определения HLA-фенотипа) и заполнить анкету.
Донорство костного мозга — часто единственный шанс на спасение для больного раком крови. Часто бывает, что среди родственников подходящего донора нет. Тогда врачи обращаются в специальные регистры потенциальных доноров, в которых ищут нужные совпадения по генотипу. Шанс на совпадение – 1 из 10 000 случаев. Важно, что для доноров процедура взятия кроветворных стволовых клеток является абсолютно безопасной. Клетки костного мозга полностью восстанавливаются в срок от одной недели до одного месяца.