На собственном опыте. Коллеги из города-побратима рассказали, каково это - превратить несколько больниц в одну

Ангарские Ведомости

Три года назад наш город-побратим Мытищи из Московской области прошёл ту самую стадию развития медицины, на пороге которой Ангарск стоит сейчас - в округе появилась объединённая Мытищинская городская клиническая больница.

Как это было, какие трудности испытали медики и пациенты в переходные к новой структуре месяцы и какие плюсы получили горожане после слияния, рассказал нашему журналисту заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Мытищинской городской клинической больницы Максим МАКСИМОВ.
- Максим Андреевич, в Ангарске планируют объединить три крупных медицинских учреждения - БСМП, горбольницу и перинатальный центр. У вас уже есть определённый опыт, расскажите, пожалуйста, о нём.
- Да, опыт, действительно, есть. В 2019 году Мытищинская городская клиническая больница объединилась с крупными поликлиническими учреждениями. Если изначально больница представляла собой стационар и несколько поликлинических отделений до 50 тысяч прикреплённого населения, то после этого количество пациентов увеличилось в несколько раз. После объединения прикреплённое к больнице население составило 280 тысяч детей и взрослых. Плюс лично у меня есть московский опыт: в 2012 году проходило объединение поликлиник в Москве, я тогда работал заместителем главного врача поликлиники, к которой присоединяли другие филиалы. Можно сказать, мы были первопроходцами всей этой истории с объединением медицинских учреждений в одно юридическое лицо и созданием филиальной сети.
- Как медработники изначально отнеслись к объединению медучреждений?
- Слияние медучреждений, создание филиалов, соединение, объединение - это всегда стресс, в том числе для сотрудников. Медицинские работники присоединяемых медучреждений привыкли работать со своим руководством, но мы с вами понимаем, что в процессе реорганизации главврачи меняются, в новой структуре появляется один руководитель новой объединённой больницы, с ним нужно будет выстроить отношения. Кроме того, у сотрудников возникает непонимание перспектив. Но по опыту знаем: если ведётся адекватная разъяснительная работа, персонал начинает видеть плюсы объединения нескольких небольших учреждений в единое крупное. Всё должно меняться только в лучшую сторону и для врача, и для пациента.
- Как объединение отразилось на пациентах, какие изменения они почувствовали?
- Повышается доступность медицинской помощи, у пациента появляется возможность обратиться не только в свою поликлинику, но и в соседнюю, где есть дефицитный специалист. Естественно, на начальном этапе были сложности в определённых организационных вопросах, связанных прежде всего со слиянием электронных баз медицинских организаций. Но это всё частные случаи, в основном процесс прошёл незаметно. Сейчас Мытищинская городская клиническая больница воспринимается пациентами как единая структура, каждый из них может воспользоваться услугами специалистов по всему городскому округу. Это особенно актуально для жителей отдалённых территорий. Теперь они могут обратиться в любую поликлинику на территории города и получить помощь, хотя раньше, когда они были прикреплены к своей организации, для того чтобы попасть к узкому специалисту другой поликлиники, необходимо было брать направление, обосновывать необходимость. Сейчас всё стало значительно проще.
- Как решили вопрос с нехваткой узких специалистов?
- Эта проблема характерна для многих медицинских организаций практически во всех регионах страны. Коллегам прежде всего хочется пожелать, чтобы не только зарплатой привлекали специалистов, но и какими-то социальными условиями тоже. Люди идут работать не только за деньгами, но и за условиями труда, за программами, по которым можно улучшить жилищные условия. Для нас в этом смысле после объединения ничего не изменилось, мы точно так же ищем узких специалистов, но в рамках одного медучреждения мы можем оперативно перераспределить ресурсы между филиалами и снять напряжение.
- С какими трудностями могут столкнуться пациенты и сами медики в период, когда процесс слияния уже начался, а единого медучреждения ещё нет?
- По опыту столицы мы понимаем, что при объединении возникает вопрос с нормативной базой. Хотя законодательство у нас одно на всех, в учреждениях может быть разный подход к оплате труда, к стимулирующим выплатам, плюс вещи, связанные с лицензированием медицинской организации.
- Сколько времени занял процесс объединения?
- Процесс объединения занимает несколько месяцев, здесь ничего унифицированного сказать нельзя, у каждого свой путь. Многое зависит от того, как прошёл подготовительный этап, в том числе работа, связанная с имущественным комплексом и вопросами изменения структуры учреждения. От качества этой подготовки зависит, насколько ровно и гладко пройдёт весь процесс.
- Какой итог можно подвести сейчас, после трёхлетней работы в едином учреждении?
- Прежде всего, медицинская помощь для пациентов стала более доступной, сократились сроки ожидания. Как следствие - улучшилось качество оказания помощи. Вообще, очень много проблем в медицине связано с невозможностью вовремя попасть к врачу. Из-за этого упускается тот момент, когда болезнь можно захватить на начальном этапе. К тому же у пациента, который долго ждёт помощи, может пропасть желание лечиться. В объединённом медицинском учреждении мы организовали работу таким образом, что при нехватке специалистов в одном звене мы тут же направляем пациента в тот филиал объединённой больницы, где нужный специалист есть. Поэтому в конечном итоге пациенты увидели плюсы лечения в многопрофильном учреждении, где есть возможность получить комплексную помощь и не проходить круги ада, пытаясь попасть на приём к врачу из другой больницы, если в его поликлинике специалист по каком-то причинам принять не может.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА