Пентагон заявил о пожаре. Коммунальная страна в клубке проблем

Ангарские Ведомости

Пробираться через узкие коридоры нужно так, чтобы по пути не обтереть плечами сажу со стен. В кромешных потёмках помогают только телефонные фонарики и перепуганные глаза Мурки. До 29 января ныне серая кошка была абсолютно белой.
Как говорится, ничто не предвещало. Вечер субботы. Мужики пропадают на работе, женщины готовят ужин на общей кухне. А в это время дети, оставшись без присмотра, решили провести эксперимент…

Эксперимент признан неудачным
Уже через пару десятков минут три пожарных расчёта тушили коммунальную квартиру на первом этаже по адресу: квартал 93/92, дом 20. Этот дом ангарчане хорошо знают как «Пентагон». К счастью, людей удалось быстро эвакуировать. Пострадала только жилплощадь. Оба коридора, сушилка и три комнаты покрылись копотью. Где-то обвалились потолки. А комната, в которой начался пожар, выгорела полностью.
- Пока мы были на кухне, ребятишки играли в комнате, - рассказывает хозяйка пепелища Эльвира. Год назад женщина купила эту комнатушку на материнский капитал. - Когда услышала детские крики, я забежала и увидела, как горит микроволновка, а вместе с ней и потолок. Мы с соседками в панике похватали детей в охапку и выбежали на улицу.
Как станет известно потом, малыши засунули в микроволновую печь игрушку. После ликвидации огня часть семей многострадальной коммуналки отправилась искать приюта у родственников, кому-то было некуда идти - они смели сажу с диванов и переночевали, а днём гостили у Андрея из соседней квартиры - его проводка осталась исправна. Когда мы приехали в «Пентагон», электрик управляющей компании как раз бегал по секции со стремянкой, восстанавливая свет.
Среди «невыездных» квартиры оказался и Владимир КРАСАВЦЕВ. Мужчина получает пенсию по инвалидности и пока не представляет, на какие средства восстанавливать комнату.
- Нас с женой вытащили пожарные, а потом вынесли нам вещи, чтобы не замёрзли на улице, - вспоминает Владимир. - После тушения мы зашли домой - пол в воде, потолочная плитка и обои оплавилась. Теперь не знаем, как быть.
Кларе из угловой комнаты повезло чуть больше. Да, цветочки погибли. Зато женщина нашла в шкафу несколько рулонов обоев в запечатанной упаковке.
- Покупала их перед Новым годом. Как чувствовала, - грустно улыбается женщина.
А вот Анна вместе с тремя детьми была вынуждена переехать к свекрови - в комнату на подселение.
- Долго в таких стеснённых условиях мы не продержимся. Сейчас у меня вся голова забита тем, что ребёнку предстоит плановая операция, а теперь нужно ещё и временное жильё искать, - говорит девушка.
Судьбу дома пора брать в свои руки
Чтобы помочь пострадавшим, была создана рабочая группа под руководством заместителя мэра Андрея САФРОНОВА. На первом заседании было решено, что стройматериалами погорельцам поможет администрация округа, к уборке комнат от сажи будут подключены волонтёры, а для решения жилищного вопроса Анне нужно обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Впрочем, чрезвычайная ситуация одновременно стала лакмусовой бумажкой жизни «Пентагона» и причиной рассмотрения других закостенелых проблем дома.
На состоявшейся в администрации встрече жильцы дома, руководители округа и специалисты управляющей компании «Иркутская» обсуждали актуальные вопросы коммунального многоквартирника. Для этого депутат по округу, а вместе с тем руководитель общественной организации «Благо» Юлия БУКРЕЙ даже задействовала юриста.
- Проблемы дома 20 в «дробях» копились годами. За это время у людей сложилось недоверие к депутатам, которые работали на округе раньше, - замечает Юлия Букрей. - Сегодня я вижу, что администрация на деле нацелена помочь жителям в решении вопросов. Работа не скорая, но конкретные задачи намечены.
В числе наболевших проблем - взаимоотношения с управляющей компанией и порядок начисления услуг. Оказалось, что здесь многие обитатели коммунальных квартир по удобной для них логике до сих пор думают, что границы их ответственности определяются лишь площадью комнат. Люди совсем забывают, что общие коридоры также являются их полноправной собственностью. На совещании руководитель жилищной компании озвучила нелестные для потребителей услуг цифры.
- Собираемость платежей по дому - менее 50%. К настоящему моменту накопилось более 5 млн долга, и с каждым месяцем эта сумма растёт, - поясняет директор УК «Иркутская» Наталья ТОРБЕЕВА. На претензии жителей об отсутствии текущего ремонта Наталья Ивановна отвечает: - В декабре каждый наш вызов из этого дома был связан с экстренной ситуацией: то кран прорвало, то канализация засорилась, то трубу протаранили, то стекло разбили. Для того чтобы составлять план работ в перспективе, нужны деньги, которых нет. Ничего не делается просто так.
В качестве примера Наталья Ивановна привела работу вахты, на которую так злятся жильцы «Пентагона». Дело в том, что в тарифе дома деятельность вахтёров оценивается в 8 рублей 86 копеек с квадратного метра. Исходя их этих цифр, ежемесячно на труды трёх консьержей многоквартирник в 220 комнат должен собирать 26 тысяч рублей. Вместо этого работники получают менее 5 тысяч на каждого. В связи с этим остаётся непонятным, как при таком вознаграждении требовать от людей ответственного выполнения своих функций?
Впрочем, всё это только верхушка айсберга. Самая главная проблема дома - в отсутствии активистов, готовых брать на себя ответственность. Уже несколько лет в «Пентагоне» не проводилось ни одного собрания жильцов. А как их провести, если в доброй половине комнат живут субарендаторы с сомнительным прошлым?
Андрей Сафронов поручил специалистам администрации отревизировать список жильцов дома, чтобы расторгнуть договоры с неблагонадёжными нанимателями муниципальных квартир, а кроме того посоветовал активным собственникам создать совет дома и выбрать старшего.
- Вся законодательная база ЖКХ построена на самоуправлении. Любой вопрос решается общим собранием. Без этого никуда не денешься, - объясняет заместитель мэра. - Через месяц, после создания совета дома, мы проведём новое заседание рабочей группы - продолжим разбираться с накопившимися задачами.
Максим ГОРБАЧЁВ
Фото автора