Вспомнили, что у них есть дети. Специалисты по социальной работе о том, как в Ангарске спасают семьи, оказавшиеся в социально опасном положении

Ангарские Ведомости

В рубрику «Гость номера» мы пригласили заместителя директора по социальной работе Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Оксану ТАРАСОВУ. А она позвала на встречу своих коллег. «У каждого из наших работников есть о чём рассказать, поэтому беседа получится интересной и поучительной», - предложила она.
И мы с ней согласились. Встречайте наших гостей - специалистов по социальной работе Наталью БОРОДИНУ, Ольгу СОЛОМОНОВУ, Светлану БОНДАРЕНКО, Марию РУСАНОВУ.

Нетрезвы и социально опасны
- Мы работаем с двумя категориями семей. С теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации в силу определённых обстоятельств. Это многодетные, семьи с инвалидами, пострадавшие от пожаров, наводнений. Там взрослые чувствуют ответственность и стараются обеспечить нормальные бытовые условия и благоприятную психологическую обстановку для детей. Таким мы помогаем оформить документы на пособия, материальную помощь, устроиться на работу, заключить социальный контракт.
Совсем другое дело, когда взрослые пренебрегают нуждами и интересами детей, злоупотребляют спиртными напитками, употребляют наркотики, есть случаи жестокого обращения с детьми. Даже на таких родителях мы не ставим крест, но действуем по другому сценарию, - рассказывает Оксана Тарасова. - Ходатайствуем о переводе их в категорию семей, находящихся в социально опасной ситуации. Привлекаем другие субъекты профилактики: комиссию по делам несовершеннолетних, полицию, специалистов опеки, здравоохранения. Семья в течение полугода находится под пристальным вниманием специалистов каждого из ведомств, которые работают в соответствии с их полномочиями. В зависимости от полученных результатов принимаем решение. Если ситуация улучшается - снимаем с учёта или оставляем на дальнейшем сопровождении. Если дело плохо, не помогло ни лечение, ни кодирование, комиссионно принимаем решение о передаче документов в суд на ограничение родительских прав. Но это в крайнем случае. Мы на родителях не ставим крест, до последнего делаем всё возможное и невозможное, чтобы они одумались, изменили образ жизни, бытовые условия и ребёнок остался в семье, а не был помещён в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
- Мнение детей при этом учитывается?
- С детьми работают психологи, социальные педагоги. Чаще всего ребятишки хотят остаться с родителями, какими бы жалкими в глазах общества они ни казались, - продолжает беседу Наталья Бородина. - В Центре дети сыты, одеты, находятся в тепле, но всё равно оправдывают своих родителей, винят себя, что мама, папа пьют, потому что они себя плохо вели и расстраивали их. Первое время от окон не отходят, ждут, что за ними придут.
- Бывали случаи, когда дети сами приходили в Центр?
- В самые морозы к нам пришёл голодный парнишка в лёгкой осенней курточке и рваных кроссовках. Мама в запое несколько недель. Учителя нам потом рассказали, что он допоздна находился в школе, потому что не хотел идти домой, где постоянные пьянки. Парнишка спокойный, добрый, самостоятельно выбрал другой путь. Мы пытались воздействовать на его маму. Она плачет, обещает исправиться, но в итоге ничего не делает, чтобы вернуть сына.
Узнать бы, где эта кнопка
- Бывает, что родители ради детей меняют себя?
- Редко, но чудеса случаются! Недавно нас удивили многодетные родители. В семье четверо детей, а они пили, гуляли, детей на произвол судьбы бросали. Мы уже сами не верили, что сможем изменить ситуацию. Перепробовали все пути и выходы, забрали детей в социальное учреждение и уже вышли в суд на лишение их родительских прав, а в них как кто кнопку переключил на другую жизненную программу. По щелчку вспомнили, что у них есть дети, взяли себя в руки, закодировались, оба устроились на работу, привели дом в порядок. В итоге родители в норме и дети счастливы. Больше полугода ситуация нормальная. Мы их сняли с учёта социально опасных семей, но всё ещё общаемся, приглашаем на наши мероприятия. Надеемся, что это был для них окончательный урок.
Узнать бы, где эта кнопка находится, чтобы другим помочь! К сожалению, историй со счастливым концом не так много. Примерно три семьи из десяти могут вытащить себя из трясины, но специалисты по социальной работе и этому рады. За остальными глаз да глаз!
- Я всегда говорю нашим девочкам: мы сможем работать с семьями, если нам поверят. Нужен честный, ответственный и дружелюбный подход. Их без нас есть кому пристрожить и кому палкой ударить, - замечает Оксана Ивановна. - Неблагополучных в обществе не любят, настороженно к ним относятся, а мы будем добиваться их доверия.
Не осуждать, а помогать
- У каждого своё понятие о неблагополучии: для одних сигнал бедствия, когда ребёнок мёрзнет на скамейке у подъезда и домой идти боится, для других грязная курточка уже беда - родители за ребёнком не смотрят. Звонят нам, жалуются, просят принять меры. Выезжаем, разбираемся на месте. Насмотрелись всего, - рассказывает Мария Русанова. - Порой заходишь в неухоженный дом: закопчённые стены, грязные полы, обшарпанная мебель, всюду тряпки разбросаны. Родителей дома нет - пашут на нескольких работах, чтобы всех детей прокормить. Времени на уборку не остаётся, беспорядок стал частью их жизни. Но это не значит, что детям плохо живётся. Их в этом доме любят. Ребятишки уроки в школе не пропускают, занимаются спортом, в театре играют. Организовали в их доме дезинфекцию, потребовали навести порядок.
Если детей из этой семьи поместить в чистый, ухоженный реабилитационный центр, они там потеряются, заскучают, будут чувствовать себя несчастными. Поэтому лучше не осуждать, а помогать!
Добрые люди помогают.
- Мы благодарны фабрике мороженого «Ангария» за угощение к праздникам. Спасибо торговой сети «Слата», общественной организации «Родители Сибири», Центру гуманитарной помощи, - перечисляет Оксана Тарасова. - Во время пандемии, когда было особенно трудно, они предоставили продуктовые наборы для нуждающихся семей. Для получения материальной поддержки мы участвуем в конкурсах на гранты. Недавно завершили реализацию социального гранта «Сохраним семью вместе». Средства направили на дезинфекцию жилья, кодирование и лечение родителей, сделали детские кровати и стулья, закупили постельное бельё, пелёнки, средства личной гигиены.
- Людей, способных откликнуться на благотворительные проекты, немало. К Дню матери вместе с парикмахерами, визажистами мы устроили преображение для мам, чьи дети временно находятся в Центре. Предприниматели откликнулись быстро. Зато не все мамы поверили, что этот праздник для них, что им бесплатно сделают причёски, макияж. Важно, чтобы за внешним преображением последовал внутренний перелом, чтобы они сами увидели, что могут быть привлекательными и интересными. Что ребёнок смотрит на тебя с восхищением и гордо ведёт в зал, чтобы показать друзьям, какая ты красивая! - улыбается Ольга Соломонова.
- Помощь всегда во благо?
Простой вопрос смутил специалистов по социальной работе, отвели глаза.
- Не всегда. Всплеск неблагополучия происходит, когда семьи выплаты получают. Не всем это на пользу.
В августе по 10 тысяч рублей на подготовку к школе для каждого ребёнка раздали. У большинства родителей всё до копейки в дело пошло, а кто-то ушёл в магазин за едой и вернулся через неделю без продуктов. Ребёнку завтра в школу, а у него ни ручки, ни тетрадки, и у мамы в кармане вошь на аркане.
- Бесконтрольная раздача денег таким семьям во вред. Помогать надо - это не вопрос, но лучше вещами: школьными принадлежностями, обувью, одеждой, спортивной формой.
- Вы опасаетесь входить в дома неблагополучных граждан? Вдруг там пьющие, агрессивные люди?
- К таким мы ходим с сотрудниками полиции. Но в большинстве семей к специалистам соцзащиты хорошо относятся. Сами знают, как нам приходится работать в дневное и в ночное время, бежать, выручать по телефонному звонку, - ответила Светлана Бондаренко. - Не всем по силам выдержать моральные нагрузки и неожиданные ситуации. Недавно во время рейда нашему стажёру с потолка на голову таракан упал - она сразу передумала на работу устраиваться.
- Нужно обладать сильными волевыми и душевными качествами, чтобы у нас работать. Каждый специалист ведёт порядка 50 семей. Представьте, как бы вы справились с таким объёмом работы? - спрашивает Оксана Тарасова. - У нас есть предложение: внедрить технологию наставничества над семьями. Наставник как друг семьи, который подбодрит, даст нужный совет, порой возьмёт за руку, отведёт в нужное учреждение, поможет заполнить
заявление, собрать документы. Сейчас откликнулась группа взаимопомощи из «Перекрёстка семи дорог». Надеемся, что откликнутся родственники, друзья, соседи семей, которые нуждаются в моральной и организационной поддержке.
Ирина БРИТОВА