«Нет преступлений, которые невозможно раскрыть».Игорь СЕРГЕЕВ об осознанном выборе профессии и нетривиальных уголовных делах

Ангарские Ведомости

В последние дни января двоих сотрудников полиции Ангарска наградили премией Бориса Герчикова. Этого поощрения работники правоохранительных органов удостаиваются за добросовестную службу и раскрытие резонансных преступлений. Один из награждённых - старший оперуполномоченный отделения по борьбе с имущественными преступлениями отдела уголовного розыска Игорь Сергеев.
Своё лицо сотрудникам уголовного розыска открывать нельзя, но вот ответить на несколько наших вопросов один из лучших оперативников города всё-таки согласился.

- Игорь Евгеньевич, чем был обусловлен выбор профессии? Вы из семейной династии или ловить преступников было детской мечтой?
- Среди моих родственников нет сотрудников правоохранительных органов, да и нельзя сказать, что меня в детстве истории про милицию как-то вдохновляли. А выбор профессии - это осознанное решение, принятое уже в зрелом возрасте. Я окончил юридический факультет Иркутского государственного университета, отслужил в армии. Уже там мне рекомендовали работу в силовых структурах. Честно, мечтал работать в ФСБ. Но обстоятельства сложились так, что поступил на службу в полицию. Было это десять лет назад.
- 10 лет - достаточно продолжительный срок. Что держит вас в этой сложной и опасной профессии столь долгое время?
- Изначально это было любопытство. Насмотрелся сериалов про милицию, и хотелось вот чтобы прямо как в кино. Однако наша работа с тем, что показывают по телевизору, имеет мало общего. Потом интерес сменился желанием помочь. Помочь людям, в отношении которых были совершены преступления. Я ведь сначала в отделе уголовного розыска отдела полиции №1 работал. Там на территории сразу по несколько преступлений в день приходилось раскрывать. В основном, конечно, кражи и грабежи. Бывает, общаешься с потерпевшим и понимаешь, что за украденные преступниками вещи ему ещё 5 лет кредиты платить. Конечно, все силы прилагаешь, чтобы похищенное найти. А сейчас это уже интерес. Здесь, в управлении, мы расследуем достаточно сложные дела, которые требуют опыта и квалификации.
- А помните своё первое раскрытое дело?
- Самое первое уже не припомню. Но вот об одном расскажу, зацепила меня эта история очень сильно. Мы над этим делом тогда двое суток без перерыва на сон и отдых работали, понимали, что каждый час на счету. Это была статья 111, часть 3 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Ситуация была в следующем. Сидели на квартире в районе Сангородка трое парней, распивали спиртные напитки. В какой-то момент между ними произошёл конфликт и два приятеля избили своего товарища до полусмерти. Отвели на ближайшую стихийную свалку и сбросили в яму умирать. Сутки он там пролежал. Когда мы начали поиск, эти «друзья» утверждали, что он своими ногами от них пьяный ушёл. Но после того как мы собрали все доказательства, они всё-таки дали признательные показания. Парень тот выжил, но остался инвалидом, на всю жизнь прикованным к постели. А преступникам дали максимальные сроки, до сих пор сидят.
- Над этим делом вы двое суток работали, а бывает так, что преступления раскрываются за день?
- Бывает, что и за пару часов раскрываются. Допустим, если это квартирная кража и все подозреваемые вместе с похищенным имуществом далеко убежать не успели. Вот, например, была как-то кража в одном из общежитий 88 квартала. Воры проникли в одну из комнат и похитили ноутбуки. Мы с коллегами буквально за три часа её раскрыли. Нашли всех подозреваемых, нашли вещественные доказательства и вернули имущество потерпевшим. А бывает так, что преступников годами приходится искать, особенно если действуют они не только в Ангарске, а по всей территории области или даже страны. Нет преступлений, которые невозможно раскрыть. Это всё вопрос времени.
- Вспомните одно из таких?
- Было дело, которое мы в течение полугода расследовали. Ездили по всем городам России, буквально недавно закончили. Удалось вычислить организованную группу, которая занималась мошенничеством при продаже автомобилей. Они в Японии покупали машины без документов, привозили сюда, здесь полностью подделывали все документы и выставляли авто на продажу. Цену назначали ниже рыночной, поэтому в Ангарск за машинами люди приезжали издалека. Потерпевших было около 30 человек по всей России. Некоторые по несколько лет на машинах ездили, до первого осмотра автомобиля сотрудником ДПС. Один из потерпевших узнал, что стал жертвой мошенников, через два года после покупки машины, когда повёз жену в иркутский аэропорт. Его остановили, стали проверять номера. Оказалось, что данные номера были выданы на «Тойоту-Прадо», а ехал он на автомобиле «Ниссан-Сирена». Мужчина, мягко говоря, очень сильно удивился. Мы с коллегой тогда по всем городам проехались, куда эти автомобили разошлись, собирали доказательную базу. К счастью, преступников удалось привлечь к ответственности.
- Понимаю, что профессия очень серьёзная, но какие-то смешные случаи в вашей практике были?
- От нас иногда очень смешно прячутся подозреваемые. Где только не находим: под кроватями, в шкафах, в холодильниках и даже под землёй. Знаете, есть в старых кварталах дома, где в подвал можно пройти прямо из квартиры. Так вот, был у нас такой случай, когда преступник залез в этот подвал, закопался в землю и там сидел. Естественно, дверь сотрудникам правоохранительных органов он не открывал. Мы нашли собственника квартиры, вскрыли замок и буквально за полчаса подозреваемого оттуда вытащили.
- Нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, мошенничества. Можно ли назвать Ангарск криминализированным городом? Выделяется ли он на фоне других городов области?
- Я не скажу, что в Ангарске какая-то особо неблагоприятная криминальная обстановка. Но есть несколько факторов, которые на это влияют. Во-первых, у нас в городе люди живут относительно неплохо. Работают два градообразующих комбината, где сотрудники получают хорошую зарплату, есть несколько других крупных предприятий. А если есть те, кто живёт благополучно, найдутся и те, кто готов на это благополучие посягнуть.
Во-вторых, не надо забывать про тот факт, что Ангарск окружён колониями. Здесь отбывают наказание преступники со всех уголков нашей страны. Как правило, дома этих воров-рецидивистов не ждут и после освобождения многие оседают у нас в городе. Совершают тут преступления и снова отправляются в тюрьму. Был у нас случай, когда человек после освобождения два часа находился на воле, а потом поехал на железнодорожный вокзал, выдернул там у женщины сумку и снова сел. А ещё есть в моей практике такой персонаж, который ведёт подсчёт и совершает преступления так, чтобы ему освободиться летом. То есть после освобождения он из Ангарска не уезжает. Загорает тут, купается, а потом, когда приближаются холода, совершает какое-то незначительное преступление, например, кражу велосипеда. Поскольку у него рецидив, ему дают год-два до следующего так называемого отпуска. На моей памяти он уже несколько раз так делал.
- Премия Герчикова присуждается за раскрытие сложных и резонансных преступлений. А за что в этом году наградили вас?
- Я думаю, за раскрытие дела о двух работающих на территории Ангарска подпольных казино. Это была серьёзная разработка. В течение полугода мы с коллегами буквально жили на работе, для того чтобы собрать доказательную базу и привлечь к ответственности эту организованную преступную группу.
- Кто для вас является примером в работе, человеком, на которого хочется равняться?
- В профессии хочется равняться на заместителя начальника уголовного розыска Юрия Александровича БЕКЕТОВА. С ним я знаком давно, работал под его руководством ещё в территориальном отделе полиции. Это очень хороший человек и очень хороший начальник, такое сочетание качеств в наше время случается редко. Несмотря на то что он в профессии более 20 лет и сейчас занимает должность, которая предусматривает очень большую нагрузку, он никогда не откажет в помощи и всегда найдёт время для прояснения какого-то вопроса.
Беседовала Наталья ЗАРУБИНА