Придётся договориться! 142 ангарских дома будут капитально отремонтированы в 2022 году

Ангарские Ведомости

Пытливые исследователи, желающие узнать всё на свете, выяснили, что примерно раз в пять лет россиянин затевает косметический ремонт в квартире. Капитальные работы на своих квадратных метрах большинство граждан страны морально и финансово готовы делать раз в 10-15 лет.

Многоквартирный дом, как показывает практика, может жить без большого ремонта 50, 60, а то и 70 лет, но всё равно наступает тот момент, когда нужно решиться, потерпеть временные неудобства и провести коррекцию возрастных изменений. У каждого ангарского дома свои «болячки», их нужно вовремя увидеть и включить в смету на капремонт. Третий год подряд в этом помогает собственникам администрация округа, взявшая на себя функции технического заказчика - организации, которая курирует процесс от начала и до конца - от организации общих собраний МКД до подписания актов приёмки выполненных работ.
- Можно подвести промежуточные итоги, потому как говорить об общих итогах пока рано. Сегодня можно смело сделать выводы, что решение о взятии части функций технического заказчика по капремонтам домов от регионального фонда, принятое в конце 2019 года, было правильным. Основная проблема была в том, что мнение фонда относительно перечня работ по капремонту не всегда совпадало с пожеланиями собственников, что порождало множество конфликтных ситуаций, - объясняет заместитель мэра округа Андрей САФРОНОВ. - Есть и ещё нюансы. Когда программа капитального ремонта только стартовала, перечень проводимых работ в рамках капремонта был немного другим. Приведу очень показательный пример. В дом 1965 года постройки в 2017 году зашли бригады и заменили трубы отопления в подъезде. Номинально капитальный ремонт проведён. Эта информация вносится в общую базу. Программа ставила дом на следующий серьёзный ремонт на 2042 год. Никто не подходил и не спрашивал мнение жителей и управляющей организации - в доме, допустим, кровля бежит, фасад неотремонтированный, электрика вся уже в аварийном состоянии, но в тот момент удобнее было заменить трубы и закрыть вопрос. Вот таких перекосов очень много.
- Почему специалисты регионального фонда не отслеживали такие моменты?
- Представляете, сколько нужно сотрудников, чтобы отслеживать каждый из этапов ремонтных работ на территории всей Иркутской области, включая северные районы? Поскольку штата такого не было, случился провал во взаимодействии между специалистами фонда, жителями и управляющими организациями, что приводило к валу жалоб и обращений по поводу некачественного выполнения капремонта и составленного перечня работ. Понятно, что, когда жителям необходимо выполнить кровлю, а им предлагают заменить трубы, появляется негатив.
- Какой выход из этой ситуации?
- В 2020 году мы предложили взять функции технического заказчика по части домов на себя, чтобы попробовать свои силы. Это было 34 дома. Мы получили некоторый опыт, в том числе и взаимодействия. Отметили ошибки, увидели и положительные стороны. В прошлом году мы заключили соглашение с фондом и все дома, которые стояли в срочном плане, взяли на себя. Администрация округа полностью контролирует процесс - от составления перечня до проведения общих собраний, выбора подрядных организаций и подписания актов выполненных работ. Конечно, хотелось бы, чтобы полномочия были переданы вместе с оплатой, но у фонда этих средств не оказалось. Тем не менее мы от своего не отступили, хоть это и серьёзная нагрузка на наших специалистов. В конечном итоге мы понимаем, что ремонты проводятся на нашей территории для наших жителей, поэтому мы обязаны сделать всё возможное, чтобы работы выполнялись качественно и в срок. В прошлом году мы администрировали 86 домов. На 2022 год у нас уже 142 дома в плане выполнения работ - от замены кровельного покрытия, фасадных работ, замены электропроводки до ремонта лифтового оборудования, то есть те работы, которые необходимы конкретному дому. Также мы проводим процедуры по переносу сроков выполнения работ, потому что понимаем: некоторые дома, особенно в центральной части города, находятся в таком состоянии, что они не доживут до того момента, когда будут отремонтированы в плановом порядке.
- Жалоб на качество стало меньше?
- Да, значительно. Для сравнения: в 2019 году было 225 обращений и разного рода жалоб от граждан на качество и сроки выполнения работ, в 2020-м - 115 обращений, в 2021-м - всего 35, включая обращения по переносу сроков проведения работ. Это говорит о том, что предложение, которое мы сделали и по которому достигли соглашения с фондом, было правильным. Исполняя функции технического заказчика, мэрия подходит к ремонту каждого дома индивидуально. Специалисты более качественно взаимодействуют с жителями, советами МКД и управляющими компаниями, осуществляют непосредственный контроль над ходом ремонта, качеством и сроками его выполнения, имеют возможность оперативно решать при необходимости вопросы переноса сроков работ.
- Жалобы какого рода поступают сейчас?
- Проблемой пока остаётся полярность мнений собственников. Провели собрание: большинство проголосовали за то, чтобы заменить кровлю и отремонтировать фасад, а кто-то думает, что фасад можно оставить, но выполнить другой вид работ. С жалобой и предложением идут к нам. Собственники одного из домов 76 квартала составили акт об отказе от ремонта - вот они, отголоски составленной в 2019 году сметы. Есть и вопросы по несоответствию желаемого и возможного. Жители выставляют требования по проведению серьёзные капитальных работ, но финансирования, собранного с этого дома, не хватает. Следующий блок - жалобы на дисциплину подрядчиков. Мы понимаем, что ремонтные работы - это всегда неудобства. Подрядчики разные, бригады разные не всегда добросовестно выполняют свои функции: оставляют грязь после окончания работ, затягивают с ремонтом. Это ежедневные трудности, с которыми мы справляемся, эффективно воздействуя на подрядчика. Проблем очень много. Самая главная - это полярность. А сейчас такими темпами ситуация выровняется.
- Мы помним трудности, с которыми столкнулись ангарчане при замене лифтового оборудования в 2018 году. Разбирательства по этому поводу идут до сих пор. Каким образом работа организована сейчас?
- В 2021 году все работы по замене лифтов были выполнены в установленный в договоре срок. Это первое. Понятно, что те ошибки, которые были допущены в 2018 году, они просто не повторились. Тогда на территорию зашёл неквалифицированный подрядчик, который практически взял на себя невыполнимые обязательства. Сегодня работают компании, которые объективно оценивают свои силы. В 2021 году мы старались не давать закрывать и демонтировать существующий лифт, пока не придет новое оборудование. Как только осуществлялась поставка, давали разрешение на демонтаж. Поэтому тот промежуток, когда жители многоэтажки оставались без лифта, был минимальным. Понятно, что совсем его сократить нельзя, ведь лифт нужно демонтировать и смонтировать новое оборудование, потом идёт многоступенчатая сдача в эксплуатацию, но обойтись малой кровью можно. Не скажу, что, как только мы взяли на себя функции технического заказчика, ремонты стали делаться как по волшебству. Нет, проблемы остались, но решаются они более оперативно хотя бы потому, что курирующий специалист находится не где-то в другом городе, а в соседнем квартале.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА
Кстати
Ремонтировать или расселять?
С серьёзной проблемой столкнулись жители многоэтажки в квартале 207/210. В сентябре 2019 года из-за землетрясения на доме 12 произошло расслоение наружных стеновых панелей. По ходатайствам депутата Думы АГО и запросам администрации капремонт этого дома был экстренно перенесён с 2035-го на 2021 год. Провели обследование, выявили 11 аварийных панелей. Зашёл подрядчик, демонтировал наружный слой и выяснил, что проблема гораздо серьёзнее, чем думали. Пришлось остановить работы, чтобы весной провести ещё одно обследование.
- Той технологией, которая была заложена в техническом решении, ремонт такого объёма выполнить невозможно, поэтому сейчас утеплили, запенили и ждём дополнительного обследования и окончательного решения. Беда не только в том, что не подходит изначальная технология, - найдём другую. Есть более сложная проблема: если делать весь дом, то просто не хватит денег жильцов, а правового механизма использовать иные средства нет. Фонд капремонта тратит на дом столько денег, сколько лежит на счёте конкретного дома. Каждый месяц собственники перечисляют, сумма накапливается, потом на эти средства производятся работы. Собираемость там нормальная, люди платят, но сумма, которая требуется на ремонт именно этого дома, настолько большая, что жители не соберут её даже за 10 лет регулярных платежей. А у дома, кроме этой, есть и другие проблемы. Будем что-то думать, решать, но сначала нужно провести полное обследование, чтобы увидеть весь масштаб бедствия.