Новости
Как живешь, трамвай? В транспортном предприятии снова кадровые изменения
- Ангарские Ведомости
Роман ЛОТОЦКИЙ стал 14 руководителем трамвая (с приставкой и.о.) за последние 11 лет. Предприятие сложное, проблем у него больше, чем достижений. Собственные доходы «Ангарского трамвая» настолько малы, что их не хватает даже на зарплату сотрудников. Сохранение муниципального транспорта ежегодно обходится бюджету округа почти в 100 млн рублей. Этой суммы хватает на то, чтобы кое-как свести концы с концами. Во время обсуждения бюджета на следующий год депутаты Думы округа решились на выездное заседание профильной комиссии, что происходит нечасто, и собрались на проходной транспортного предприятия, чтобы своими глазами увидеть, чем дышит и куда катится «Ангарский трамвай».
Новые вагоны не по карману
- Более 20 лет назад цех был заполнен, за каждым станком стоял специалист. Сейчас выходят 1-2 человека. Оборудование старое, ещё с советских времён, после недавнего сокращения персонала возникли трудности с его обслуживанием, потому что из штатного расписания исчезли ставки электрика и слесаря, - объясняет Роман Лотоцкий. - Ежедневно на линию выходит 13-14 вагонов, а сегодня побежали 11. За месяц 7 водителей ушли на больничный, заменить их некем.
В депо заезжает ярко-зелёный трамвай. - Это один из московских? - интересуются депутаты.
- Да, их по городу уже семь ходит, скоро выйдет ещё один. Два вагона в стадии ремонта, над ними колдуют специалисты предприятия, - рассказывает руководитель.
Столичные трамваи, конечно, гораздо свежее наших, но перед тем как выпустить их на линию, приходится потрудиться. Восстановление стоит от полумиллиона рублей. Чаще всего вагонам нужен косметический ремонт, но случаются и проблемы посерьёзнее - с колесами или электродвигателем, тогда восстановление работоспособности становится дороже.
Московские трамваи выработали свой временной ресурс, отработав 15 лет. Через 4-5 лет каждому вагону потребуется капитальный ремонт, это тоже серьёзные деньги, но эти суммы не идут ни в какое сравнение со стоимостью новых трамваев. Цена вагона с завода почти 30 млн рублей. Чтобы полностью обновить существующий парк, ангарскому предприятию требуется примерно 450 млн рублей. Сейчас интервал движения трамваев составляет около 20 минут, а чтобы перейти в комфортный для ожидающих пассажиров режим, на линию нужно выводить 25-30 вагонов. Их закупка - это дополнительный миллиард рублей.
Не хватает на зарплату
Считаем дальше. Сообща в копилку предприятия ангарские трамваи в будни привозят около 80 тысяч рублей и примерно по 40 в выходные дни. Итого около двух с небольшим миллионов в месяц. Для того, чтобы выдать зарплату сотрудникам, нужно больше 5 млн. Муниципалитету приходится добавлять. Плюс к этому налоговые выплаты, затраты на электроэнергию, тепло и запчасти. Лишнего миллиарда нет! И так сократились как могли. Из-за невозможности содержать офисное здание административную часть перенесли в небольшое строение на территории трампарка, дёшево и сердито. В начале года поработали над штатным расписанием, теперь новому руководителю нужно искать ещё скрытые где-то резервы. На прошлой неделе одна из стен помещения, где ремонтируют вагоны, не выдержала боя с влагой из-за протекающей крыши и отправилась в нокаут. По самым скромным подсчётам ремонт кровли обойдётся почти в полтора миллиона рублей.
В аварийном состоянии находятся и пути, на их восстановление нужны десятки миллионов рублей. Самостоятельно муниципалитет осилить такие объёмы не может, а программы, за счёт которой можно было бы решить вопрос, нет ни на региональном, ни на федеральном уровнях. В 2020 году за счёт проекта «Безопасные качественные дороги» были заменены рельсы на пересечении улиц Иркутская и Олега Кошевого - пока всё. Планы есть, а денег на их реализацию нет. Раньше расходы трамвая на себя частично брали крупные предприятия - АЭХК, АУС и АНХК. Администрация обращается за помощью к комбинатам, но с 2016 года получает один и тот же ответ: «Трамвай нам не нужен».
МУП мог бы получать около 9 млн рублей, сдавая в аренду операторам сотовой связи и интернет-провайдерам опоры контактных сетей для размещения оборудования, но прибыль от договоров субаренды получает коммерческое предприятие «Радий» (сейчас носит название «Магна»), с которым ранее предприятие заключило невыгодный городу договор.
Компания-арендатор платит «Ангарскому трамваю» около 3 млн рублей ежегодно, а зарабатывает на имуществе МУПа, по разным оценкам, в три раза больше. Сегодняшняя ангарская администрация ведёт работу по расторжению договора. Пока идут суды, возмещать выпадающие доходы приходится за счёт муниципальной казны.
- Чтобы трамвай жил, в год ему нужно 122 млн рублей. Сейчас около 30 млн рублей МУП зарабатывает за счёт перевозки пассажиров, включая льготников, всё остальное - субсидия муниципалитета. Предприятие, которое обеспечивает всего 11% городских перевозок, получает из бюджета 100 млн рублей, но и этого недостаточно для сохранения жизнедеятельности «Ангарского трамвая», - говорит заместитель мэра АГО Андрей САФРОНОВ. С приходом нового руководителя «Ангарскому трамваю» удалось немного увеличить ежедневную выручку, но до полной финансовой самостоятельности пока очень далеко.
Пассажиров начали считать
Первым шагом в упорядочении доходов стала система учёта пассажиропотока. Датчики установлены в каждом вагоне. Данные о льготных пассажирах автоматически поступают в «Социальную систему». Также в трамваях смонтированы видеокамеры, что позволяет проверить, сколько человек реально пользуется электрическим транспортом.
Поездку можно оплатить транспортной или любой банковской картой, а также наличными. Финансовые поступления синхронизируются с данными о количестве пассажиров, поэтому схитрить возможности нет. Предприятие прошло не одну аудиторскую проверку, руководители с готовностью принимают и внедряют рекомендации специалистов, чтобы вдохнуть жизнь в «Ангарский трамвай». Депутаты после увиденного также включились в детальную работу. На ближайшем заседании им предстоит озвучить свои предложения по выводу трамвая из кризиса.
Наталья СИМБИРЦЕВА