«От чего-то придётся отказаться». На финишную прямую выходит работа по вёрстке бюджета-2022.

Ангарские Ведомости

- Работа над основным финансовым документом муниципалитета началась ещё в середине года, сейчас мы приблизились к финалу. И если несколько месяцев назад были какие-то надежды на благоприятное стечение обстоятельств, то сейчас мы ясно понимаем, что бюджет-2022 будет очень тяжёлым, - объясняет мэр округа Сергей ПЕТРОВ журналистам во время тематического интервью. - Чтобы вы понимали, бюджет на 60% формируется из доли подоходного налога, который поступает в местную казну. Значительную часть составляет налог на имущество - речь идёт о земельном налоге от предприятий, которые занимают большие площади в черте города. И также добавляется налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения. Это основное. В общей сложности Ангарск имеет немногим более 2 млрд рублей собственных доходов, хотя мобилизует около 41 млрд рублей налогов и сборов. Почувствуйте разницу.

- Почему возникла такая несправедливость?
- Нормативы, установленные пятнадцать с лишним лет назад, сегодня неактуальны. Для исполнения тех полномочий, которые определены Федеральным законом №131, нужны совершенно иные суммы, нежели мы получаем сейчас. Мы системно ведём работу по пересмотру норматива и три года назад даже вышли на принятие решения Законодательным Собранием, но, к сожалению, перевес был на стороне тех, кто не поддержал изменения в распределении налоговой базы. Депутаты регионального парламента от Ангарска после моего доклада не высказали ни одного слова в поддержку инициативы, которая дала бы городу возможность дополнительно получить около 800 млн рублей. Как кто голосовал, мы не знаем, но мнения ангарчан я не слышал, хотя, на мой взгляд, за всю историю пребывания депутатского корпуса в Законодательном Собрании нынешнего, третьего созыва это был самый серьёзный вопрос для города Ангарска. Такая позиция разочаровывает. Депутаты могли принять решение, но не стали.
Законодательно закреплено преимущество муниципальных округов над городскими округами в плане распределения финансов. Нормативная доля подоходного налога в 1,5 раза выше, хотя полномочия не отличаются ни на йоту. Почему жители городских округов должны быть менее обеспечены, чем жители муниципальных округов? Ответа на этот вопрос мы пока не услышали, но продолжаем вести эту работу. Нужно признать, какие-то просветы появляются. Сейчас председатель Законодательного Собрания Александр ВЕДЕРНИКОВ планирует формирование совета по межбюджетным отношениям. Настало время что-то менять.
- Вы говорили о стечении обстоятельств…
- Да. Снижению доходной базы поспособствовала переоценка кадастровой стоимости земли и, соответственно, снижение поступлений от градообразующих предприятий. Это серьёзная пробоина для бюджета, и, безусловно, нам будет непросто этот период прожить. Сократиться придётся и ещё из-за нескольких причин. Возьмём, например, нашу энергетическую компанию. Золоотвал - это гигантские территории в черте города, за них платятся налоги - десятки миллионов. Сегодня энергетики вышли в суд и выиграли его. Золоотвалы по генплану должны быть выведены из городской черты, но они ведь от этого никуда не денутся, где были, там и останутся, только Ангарск со следующего года перестанет получать 80 млн рублей. Констатация фактов!
Да, я согласен, где-то это справедливо, но сейчас нужно понимать, что доходная составляющая налога на имущество совершенно перестала стабильно работать, бюджет худеет. За последние пять лет с перспективой 2022 года у нас порядка 800 млн выбыло из муниципальной казны.
Ещё один пример - «Росатом». Госкорпорация использует федеральные земли, хотя они находятся в черте нашего города. Такая особенность у нашей территории, и этот формат не единичен. Имущественный налог Ангарск не получает. Эту специфику важно учитывать при формировании нормативов, при расчёте бюджетной обеспеченности.
К слову, по официальной информации сайта Минфина, в Ангарске самая низкая бюджетная обеспеченность в Иркутской области на одного человека. Тем не менее мы решаем серьёзные задачи - системно развиваем территорию. Работа ведётся, есть целый пакет задач, которые нужно реализовать для поступательного развития города. Пока удаётся сохранять темпы развития.
- Долго ли удастся их сохранять, если не изменить подход к финансированию городских округов?
- Год мы продержимся, и два продержимся, но вся беда в накопительном эффекте происходящего. Выплыть нам будет очень тяжело после движения по наклонной. У нас в округе 13 населённых пунктов, кроме города. Большая часть из них объективно находится на содержании Ангарска. Надеюсь, созданный в Законодательном Собрании совет изучит всю картину целиком.
Нужно понимать, к чему мы движемся, в каком направлении идём и чего добьёмся с такими параметрами. Спросите людей, где они живут. Они же не скажут, что в Иркутской области, скорее назовут Ангарск, Усть-Кут, Залари, Байкальск. Качество и комфорт жизни человека ассоциируются с его двором, подъездом, микрорайоном, городом, поэтому мы с вами снова упираемся в вопрос о пересмотре нормативов и перераспределении налоговых поступлений.
Ещё одна специфика нашего округа - 20 тысяч ангарчан ежедневно ездят в областной центр на работу и платят налоги Иркутску, хотя пользуются ангарской социальной инфраструктурой. Не раз поднимали вопрос, что налоги нужно платить по месту прописки - он же здесь водит ребёнка в детский сад, гуляет по ангарским паркам, а налоговые взносы отчисляет в Иркутск. Мы же с вами понимаем, что в процессе маятниковой миграции в основном принимают участие люди с высокой зарплатой - за минимальной в Иркутск никто не поедет. Соответственно, Иркутску отчисляются очень приличные деньги. Председатель правительства Иркутской области сегодня делает акценты на то, чтобы с каждым муниципалитетом детально отрабатывать финансовые вопросы, смотреть возможности и реальные потребности. Поэтому, думаю, у нас есть шанс быть услышанными.
Чтобы город развивался, возводил новые объекты и качественно их содержал, мог решать свои точечные задачи, нужны средства. Например, нам, чтобы заделать все ямы во дворах, нужно около 400 млн рублей. Не так страшно, если принять во внимание, что с учётом пересмотра норматива город может одномоментно получить около 800 млн рублей. Поэтому работу, безусловно, будем продолжать.
- Несмотря на все эти сложности, есть место оптимизму?
- Конечно! Сегодня у нас фаза выхода целого ряда проектных работ в самых разных сферах. Идёт работа над строительством нового водозабора и разработкой Чебогорского месторождения, городу это необходимо. Мы понимаем, какими усилиями «Водоканал» готовит для ангарчан качественную воду, когда она на входе не имеет нормативных параметров и должного качества. Ведётся проектирование, выполнена часть работы по бурению водозаборных скважин.
По социальной сфере - проектируется ещё один корпус школы №39, в работе школа в 32 микрорайоне, детская школа искусств в Мегете. Училище №8 как корпус школы №10. Нужно упомянуть о школе в Мегете, под которую уже определён земельный участок.
По спорту - бассейн «Ангара» запустим в следующем году в современном формате. Ждём бюджетного решения ещё по одному объекту - новому физкультурно-оздоровительному комплексу на стадионе «Ангара», планируем в следующем году приступить к его строительству. На следующий год предусмотрен большой объём в сфере строительства и капитального ремонта дорог. Начнём работы на мегетском виадуке - объекте для местных жителей очень важном.
При 2 млрд собственных доходов мы, привлекая средства по различным программам и проектам, наращиваем бюджет до 7 млрд рублей. Но, опять же, мы понимаем, что каждый новый объект предполагает дополнительную нагрузку по его содержанию, на это тоже нужны средства.
Есть проекты, которые реализуются без участия средств местного бюджета. Один из примеров - новый Дворец бракосочетания, в котором нет ни рубля из муниципальной казны. Кроме того, вместе с федеральной компанией ДОМ.РФ разрабатываем проект соединения двух существующих участков набережной, это тоже ближайшая перспектива.
- Если подвести итог, каким всё-таки станет для ангарчан следующий год?
- Давайте поговорим об этом в конце 2022-го, посмотрим, что получилось. Повторюсь, год будет непростым, придётся от чего-то отказаться. В то же время надеюсь, что для Ангарского округа он станет переломным и к 2023 году какие-то изменения в части перераспределения налоговой базы мы увидим. Я в это верю. У нас есть все аргументы, цифры, всё абсолютно прозрачно и понятно. Нужны решения! Только так территория сможет развиваться.
Наталья СИМБИРЦЕВА