Новости
«Мы говорим руками, а слышим глазами!». О праздниках и буднях людей, которые живут в полной тишине, мы поговорили с Татьяной Подкорытовой
- Ангарские Ведомости
Международный день глухонемых людей ежегодно отмечается в последнее воскресенье сентября. Небольшое мероприятие организовали и у нас в Ангарске.
Мы встретились и поговорили с председателем местного отделения Всероссийского общества глухих Татьяной Подкорытовой. Причём поговорили в прямом смысле слова. Татьяна - одна из немногих в организации, у кого частично сохранён слух. Поэтому она и трудится единственным в Ангарске сурдопереводчиком вот уже 11 лет.
Петь руками…
- Татьяна, расскажите, День глухих как в этом году отмечали?
- Мы уже второй год ничего практически не отмечаем, пандемия же. Большими компаниями мы вообще никогда не собираемся. А сейчас даже на какие-то мероприятия приходит от силы 20-30 человек. Все боятся коронавируса, сидят дома. А вообще мы очень активные. Постоянно участвуем в мероприятиях для людей с ограничениями в здоровье, спортивных декадах. Многие посещают зал для адаптивной физкультуры в 85 квартале. Организуем конкурсы и концерты. Да, глухие умеют петь руками!
- А сколько всего человек состоит в организации?
- На сегодняшний день 178, ещё пару лет назад было 190. В основном это пожилые люди. Молодёжь уезжает в крупные города: Новосибирск, Красноярск. Говорят, там возможностей для учёбы больше, работу легче найти.
- Где обучаются глухие и слабослышащие люди?
- В Иркутске есть лицей №17. Там можно выучиться на токаря, фрезеровщика, закройщицу или швею. Есть ещё специальные курсы по обучению вождению автомобиля.
- Не сложно ли глухим на дороге?
- Глухие люди водят очень аккуратно, они ведь не отвлекаются на разговоры или телефонные звонки. Внимательно следят за дорогой и не нарушают правила. Но если вдруг случается какое-то ДТП, всю вину пытаются свалить на глухого, даже если он ехал по своей полосе и по всем правилам.
Работы не боимся
- А как с трудоустройством обстоят дела? Где работают члены вашей организации?
- В основном, конечно, это какая-то мелкая частная работа. Много кто занимается ремонтами квартир, обои клеит. Несколько женщин шьют на дому. Есть те, кто прачками и кастеляншами работает. А если говорить об организациях, то это в основном неквалифицированный труд. Уборщицами несколько женщин оформлены. Мы работы не боимся, а вот работодатели почему-то слабослышащих людей опасаются. Случается так, что глухих незаслуженно обижают. Но ведь если человек не слышит, это не значит, что
он ничего не понимает. Просто надо чуть больше времени уделить на объяснение задачи. И всё это, как правило, вознаграждается добросовестным и усердным трудом.
- Помимо пенсии по инвалидности, что ещё вы получаете, для того чтобы комфортно чувствовать себя в обществе?
- Раз в 4 года для слабослышащих людей выделяется слуховой аппарат. Раз в 7 лет - смартфон и телевизор с телетекстом. А ещё нам положен светофон - специальная лампочка, которая мигает, когда кто-то звонит в домофон.
- Это мы говорим о федеральной помощи. А окружная администрация помогает?
- Всегда. Начать хотя бы с помещения. Ещё четыре года назад наша организация располагалась в 29 микрорайоне на шестом этаже жилого дома. Понятно, что пожилым людям было проблематично подниматься на такую высоту. Мы попросили предоставить другое помещение. Сейчас мы собираемся в Ресурсном центре ЦПОИ в 30 квартале. Занимаем сразу несколько кабинетов на втором этаже. Места для встреч предостаточно, ещё и тренажёрный зал оборудовать получилось. Помещение нам выделили на безвозмездной основе. Если мне нужно организовать поездку на Байкал, провести чаепитие или концерт во Дворце культуры, я всегда обращаюсь в отдел по связям с общественностью. Отказа не было ни разу. Наша администрация умеет слушать даже глухонемых людей. Ещё нам очень хорошо помогал Ангарский завод полимеров. Но в последнее время помощи от предприятий всё меньше. Видимо, в связи с пандемией.
Очень нужны сурдопереводчики
- А обычные люди столь же внимательны?
- Вот здесь самая большая беда и боль глухого человека. Если инвалида-колясочника или слепого человека видно сразу, то глухих от обычных людей с первого взгляда отличить трудно. А ведь мы можем находиться с вами в одном месте - трамвае, магазине или поликлинике. Мы слышим глазами, а сейчас большинство людей в общественных местах ходят в масках. Спрашиваешь в очереди: «Кто последний?». Люди ответят в маску. Кто что сказал - непонятно.
- В некоторых организациях есть электронное табло. С ним легче ориентироваться?
- Да, где-то есть. Но часто бывает, что оно не работает. Тогда вообще непонятно, в какую очередь вставать. Выглянет специалист в маске из кабинета, что-то скажет. Кого он позвал и куда отправил? Вот так по несколько часов в очередях и сидим. В поликлиниках та же проблема. В регистратурах очередь. Подойдёшь к окну, объяснишь жестами, что ты не слышишь, а они начинают просто громко говорить, даже не снимая маски.
- Неужели даже в больницах глухих без очереди не пропускают?
- Сидят по несколько часов и иногда не в тот кабинет. Очень хотелось бы, чтобы приём терапевтов для нашей категории проходил как-то централизованно в специально выделенное время. Мы бы тогда всем составом к специалисту приходили и не отвлекали от приёма граждан в другие дни.
- А много ли людей в нашем городе понимают язык жестов?
- Да только мы и понимаем. Хотя курсы по изучению языка жестов сейчас можно найти даже в интернете. В Иркутске можно пройти трёхмесячное обучение. Но в основном это делают те, у кого родственники не слышат. Вот нам в организацию, например, очень нужен сурдопереводчик. Сейчас я одна глухих по всем инстанциям сопровождаю. Бывает так, что у одного приём в поликлинике, а у другого встреча с нотариусом через два часа. Из-за очередей попасть в назначенное по талону время не получается - встречу с нотариусом приходится отменять. Приходили к нам три сурдопереводчика, но никто надолго не задерживался. Работа эта очень сложная и, к сожалению, малооплачиваемая.
- Татьяна, в чём сильнее всего нуждаются глухие люди?
- В обычном человеческом внимании. Никакого особого отношения мы к себе не требуем. Просто хотелось бы, чтобы люди были более терпеливыми к тем, кто находится рядом. И это касается не только глухих. Нас вообще некоторые называют дикарями из-за слишком активной жестикуляции. Но ведь руки - это наш язык! Разговаривать по-другому мы не умеем.
Наталья ЗАРУБИНА
фото автора
КСТАТИ:
Ангарское отделение ВОГ располагается по адресу: 30 квартал, дом 4, 2-й подъезд. Работает по вторникам и четвергам с 12.30 до 16.00. Тел.: 8(3955) 56-41-37.
СПРАВКА:
Ангарское местное отделение ИРООО "Всероссийское общество глухих" было образовано в 1953 году по инициативе первого ангарского сурдопереводчика Пелагеи Анисимовны РУДЫХ. Для людей со слабым слухом и для тех, кто полностью утратил способность слышать, эта организация стала настоящим окном в мир. В Ангарском местном отделении «Всероссийского общества глухих» инвалиды по слуху получают всестороннюю помощь, здесь они общаются, получают информацию, знакомятся с законами. Средний возраст членов местного отделения ВОГ – 60 лет.