Вся жизнь за кадром

Ангарские Ведомости

Она долго отказывалась делать этот материал. Говорила: «Не люблю себя выпячивать». Но волшебное словосочетание «редакционное задание» всё-таки смогло её переубедить. Фотокорреспондент нашей газеты Любовь Зубкова не привыкла подводить других людей.

Таких мастодонтов журналистики, как она, сегодня в Иркутской области едва ли наберётся на две пятерни удачливого токаря. Профессиональные победы Любови Фёдоровны не раз отмечались наградами различного уровня. Это, безусловно, приятно, но для неё самой гораздо важнее признание обычных читателей газеты - тех, кто становится героями её репортажей. Любовь Зубкова тоскует на постановочных съёмках. Ей гораздо дороже кадры с живыми, ненаигранными эмоциями. С нашим фотокорреспондентом мы побеседовали не просто так, а по большому случаю. На днях Любовь Фёдоровна отпраздновала 70-летний юбилей.
Единственная ученица большого мастера
Видно, ей было предначертано стать фотографом. Ещё в раннем детстве у девочки наблюдалась неординарная жажда к созерцанию мира. А уже в 10 лет маленькой Любе страсть как хотелось держать в руках фотоаппарат.
- В 60-е годы купить фотоаппарат было очень непросто, - вспоминает Любовь Фёдоровна. - И я была на седьмом небе от счастья, когда старшая сестра прислала нам из Новосибирска старенький «ФЭД-2». Правда, во всём посёлке Нижнеудинского района, где мы тогда жили, некому было рассказать, как им пользоваться. Даже работник местного фотоателье не знал, как мне помочь. Поэтому я научилась фотографировать, уже повзрослев и переехав в Ангарск.
Судьба вновь свела Любовь Зубкову с фотографией, когда молодая женщина стала трудиться на Ангарском электромеханическом заводе. Интересно, что поначалу её работа была далека от объективов и фотоплёнок, но очень скоро Любу заприметил главный фотограф завода, пожилой интеллигентный еврей Георгий Фёдорович БЕЛИЧЕНКО. До этого Георгий Фёдорович никогда не брал себе учеников, но, похоже, разглядев необходимые качества в ответственной и старательной девушке, он пригласил Любовь Зубкову работать в заводской фотолаборатории.
- Георгий Фёдорович был очень интересным и разносторонним человеком. Я многое у него почерпнула, за что всегда буду благодарна учителю, - не скрывает Любовь Зубкова.
В то же время нашего фотографа можно смело назвать самоучкой, ведь, чтобы стать профессионалом высокого класса, она перелопатила десятки книг и сотни журналов по фотоделу. Любовь Фёдоровна хорошо помнит, как с помощью любимого, но тяжеленного фотоаппарата «Киев», в который заправлялась бобина с широкоформатной плёнкой, она делала свои первые снимки на предприятии. Помнит, как любила фотографировать передовиков производства за работой (до сих пор Любовь Фёдоровна встречает коллег с АЭМЗ, и они признаются, что хранят в своих альбомах её снимки тех лет). Параллельно фотограф делала первые «пробы пера» в заводской малотиражке «Электротехник».
С приходом 90-х завод стал разваливаться. Денег не платили, начались сокращения. С этого времени десятки тысяч читателей местной прессы снова узнали о Любови Зубковой - фотокорреспонденте, делающем уникальные снимки с главных событий Ангарска.
Снимки с солдатами пропитаны болью
Работа фотографа в те годы упиралась в тотальный дефицит. Фотоматериалы доставались с большим трудом. За двухметровыми рулонами фотобумаги приходилось ездить в Москву. Практически не найти было плёнку и реактивы для проявления снимков. Но разве это преграда для Любови Фёдоровны? Реактивы она по знакомству доставала на ангарском химзаводе, а плёнку - у военных лётчиков на аэродроме «Белая». С этой плёнкой получались кадры изумительного качества.
В 90-е в наш город хлынула волна столичных артистов. Такого наплыва звёзд Ангарск не знал ни до, ни после. Почти все они выступали на сцене ДК «Современник», и с каждым приезжим артистом в ту пору успела поработать наша Любовь Зубкова, причём не только сфотографировать, но и побеседовать. Она даже вела авторскую рубрику «Звёзды с близкого расстояния». Эти интервью с певцами и актёрами многие ангарчане потом аккуратно вырезали и собирали в подшивку.
- Вначале я очень стеснялась подходить к артистам, а потом поняла: чего стесняться? Они такие же люди, - улыбается Любовь Фёдоровна. - Начнёшь со звездой по-житейски общаться, и артист раскрепощается. Помню, как было страшно подойти к Александру РОЗЕНБАУМУ. В то время он строго себя держал - и не подступиться. Вижу, курит возле гримёрки в концертном костюме. Тогда я подхожу и говорю: «Ой, какой на вас костюмчик хороший!» Он засмеялся и ответил: «Да, мне он тоже нравится». Потом мы с ним так хорошо побеседовали! С Михаилом ЖВАНЕЦКИМ удалось поговорить более двух часов. А вот с Аллой ПУГАЧЁВОЙ беседа получилась недолгой - она была очень занята. Зато именно примадонна провела меня на свой концерт, да ещё и в первый ряд. Билеты на неё достать было невозможно, поэтому я подошла к гримёрке и честно сказала: «Алла Борисовна, спасайте! Мне нужно выполнить редакционное задание». И Алла Борисовна спасла.
Ещё одно воспоминание Любови Зубковой о 90-х, пожалуй, самое тяжёлое - эхо Чечни. Любовь Фёдоровна не может забыть самую эмоциональную съёмку в своей жизни, когда от «Нефтехимика» по центральным улицам города «плыли» гробы. Ангарск прощался с погибшими на Северном Кавказе сотрудниками ОМОНа: Николаем КУНЦЕМ, Игорем ГРИГОРЬЕВЫМ и Евгением МАКСИМОВЫМ.
- Каждую отправку солдатиков на вокзале я не могла сдержать слёз, - признаётся фотограф и мама двоих сыновей. - В Первую чеченскую войну 18-летних ребят кидали сразу в пекло.
В этот тяжёлый период Любовь Фёдоровна стала настоящим другом для Ангарского оперативного полка. Она познакомилась с командирами всех воинских частей, работала практически на всех учениях и не раз выручала солдат фотографиями. За активную помощь Министерство обороны даже наградило Любовь Фёдоровну медалью. Со многими из военнослужащих фотограф дружит уже более 20 лет.
Не остановят ни охрана, ни высота, ни электричество
Об этом знают все журналисты города: в поисках особенного кадра Любовь Фёдоровну ничто не может остановить, и даже риск лишиться жизни. За удачным ракурсом бесстрашный фотограф готова перемахнуть через забор, взобраться на покатую крышу, пролезть в нескольких сантиметрах от установок под высоким напряжением и прошмыгнуть мимо охраны.
- Когда в 2006 году на аэродроме в Иркутске разбился самолёт, шёл сильный ливень, - вспоминает фотограф. - Территория, конечно, была оцеплена, но я пролезла через дыру в заборе и на авось пошла через поле. Не знаю, каким чудом, но меня не заметили. А потом я повстречала знакомых пожарных, которые меня спрятали от охраны, подбросили до места, где развернулись события, а потом ещё и вывезли через оцепление. Кроме меня, снимков с той трагедии не было больше ни у кого.
Чтобы ловить в объектив ускользающие мгновения городской жизни, Любовь Фёдоровна старается как можно реже передвигаться на автотранспорте - до сих пор предпочитает бегать по Ангарску на своих двоих или колесить на велосипеде. В 50 лет отчаянная женщина даже прыгнула с парашютом, причём без предварительной подготовки.
Сегодня дома у Любови Зубковой хранится внушительный архив негативов, запечатлевших основные вехи истории Ангарска прошлых десятилетий. Наша героиня надеется со временем заняться оцифровкой обширного фотоматериала, чтобы передать его городу.
Оглядываясь назад, Любовь Фёдоровна откровенно говорит о том, что для неё самый непростой момент в профессии связан с отказом газет от механической фотоаппаратуры и переходом на «цифру».
- Тогда у меня будто забрали часть души, - признаётся фотограф. - Автоматическое нажатие одной кнопки заменило целый творческий процесс. Больше не надо самой выводить экспозицию и диафрагму, устанавливать выдержку и светосилу. Волшебство создания снимка в фотолаборатории также утеряно. И тем не менее я продолжаю беззаветно любить свою работу. Прежде всего за то, с какими замечательными людьми она меня знакомит. В этом мне по жизни очень повезло.
Максим ГОРБАЧЁВ