Ангелы-хранители для Ангарска

Ангарские Ведомости

«Ангарчане - особенные люди. Они, пока человеку добела кости не отмоют, не примут! Зато если примут, этого у них уже не отнять!» - говорит митрофорный протоиерей, настоятель собора Святой Троицы отец Владимир КИЛИН. В начале 1990-х на него тоже смотрели с оглядкой: выдюжит ли? Ноша нелёгкая - быть священником в городе, где верили не в Бога, а в победу коммунистического труда. Ему тогда 29 лет исполнилось, и сан он недавно принял.

Первые шаги к вере
- Что значит Ангарск - безбожный? - не согласен отец Владимир. - Городу всего 70, из них 30 лет над ним сияет православный крест.
В нынешнем году юбилей не только у Ангарска. Три десятка лет - ангарской православной общине и служению отца Владимира.
Он мог бы стать преподавателем Восточно-Сибирского института культуры, режиссёром в театре, художественным руководителем во Дворце культуры, но стал православным священником. Он к этому шёл с детства.
- У слова «ангел» есть значение - посланник, вестник. В моей жизни в городке Назарово было несколько таких ангелов, - рассказывает отец Владимир. - Это мои бабушки. Папина мама - Евдокия Васильевна жила с нами. У неё отняли обе ноги. У меня было послушание: подать ей воды, принести таблетки. На житейском уровне она меня научила молиться, подарила иконку и медный крестик. Я читал ей книги, что у нас были, включая потрясающее произведение Лескова «Соборяне». Потом приехала сестра деда Васса Лукинична с Дальнего Востока, где работала на золотых приисках не по своей воле. Она была очень набожна. С собой привезла старинную церковную книгу в кожаном переплёте. Баба Васса учила меня разбирать старославянские буквы. До сих пор помню, как водил пальцем по старым, заляпанным воском страницам. В 8-ом классе, когда изучали «Слово о полку Игореве», я уже довольно бойко читал на старославянском.
На зимние каникулы родители отправляли меня в Новосибирск «окультуриваться». Двоюродная сестра Танечка перед моим приездом покупала билеты на все концерты и спектакли, которые проходили в городе, и я две недели впитывал театральное искусство.
Мама с папой надеялись, что сын поступит на филологический, а я выбрал театр и уехал учиться в Восточно-Сибирский институт культуры.
Перед отъездом мама написала молитву и велела всегда держать её при себе. Листочек из тетради со строчками, написанными аккуратным почерком, до сих пор хранится у отца Владимира.
Здравствуй, юность в сапогах
После учёбы у него была возможность остаться преподавать в вузе, но так как в институте не было военной кафедры, вырисовывалась перспектива надеть солдатские кирзовые сапоги. К тому времени Владимир Килин был уже женат, они с супругой ожидали рождение первенца.
До армии он успел поработать водопроводчиком в Усолье-Сибирском и худруком в строящемся Дворце культуры в Экибастузе. В нём видели большого культурного деятеля, но военком решил по-своему.
Служить его направили в Украину, город Чернигов, в железнодорожные войска. Это был 1985-ый, а через год произошла авария в Чернобыльской АЭС.
- Наша воинская часть участвовала в работах по ликвидации последствий. Мы были в районе Припяти. Выполняли воинскую задачу, рельсы укладывали, готовили подъездные пути. Отчасти имею отношение к одной из величайших катастроф в истории.
Из режиссёра в священники
После армейской службы он вернулся в Улан-Удэ в свой институт на кафедру, работал со студентами. Среди них немало ныне известных деятелей культуры. В их числе нынешний главный режиссёр кукольного театра им. Образцова Борис КОНСТАНТИНОВ.
Тогда в жизни Владимира Килина появился ещё один ангел - отец Андрей МХЕИДЗЕ. Он казался чудаковатым, мыслил по-другому, людям верил, у него двери в дом не запирались.
- Он объяснял мне важные вещи. Как бывает на картинках из детских книжек: найди охотника среди леса из чёрточек, ломаных линий. Присматриваешься внимательнее и находишь силуэт, - говорит отец Владимир. - Так и я рядом с ним в переплетении жизненных линий увидел Бога.
Вокруг отца Андрея сложилась компания, из шести молодых людей. Их привечали в церкви, представили архиерею. Тогда была одна епархия Иркутская и Читинская. Возглавлял её епископ Вадим (Лазебный) ныне - Митрополит Ярославский и Ростовский.
- Мы размышляли о том, что произойдёт дальше. И в итоге все стали священниками. Тогда было всего четыре семинарии на всю страну, потому учились всему в храмах. В 1991-ом году я пришёл в отдел кадров вуза, написал заявление об увольнении и ушёл читать на клирос. Позже в Иркутске меня рукоположили дьяконы, а затем - в священники. 12 августа 1991 года я получил указ о назначении священником Троицкого прихода города Ангарска. Прихода ещё не было, но уже была община.
Жена с сыном Андреем оставались в Улан-Удэ. Лена ещё доигрывала репертуар в театре. Почти два года мы жили на два города.
Храм в бывшем клубе
Раньше храмы отдавали под клубы, а в Ангарске путём долгих хлопот православной общине передали клуб в 4-ом посёлке. Сначала переоборудовали фойе. Освятили храм малым чином. 28 августа на Успение служили первую литургию. Несколько икон и стены, покрытые тонкими досочками - лакированной лапшой.
- У нас не было специальной утвари, облачения и не было возможности всё это купить. Я, наивный человек, приехал к епископу с длинным списком всего необходимого для службы. Владыка прочёл его, поставил внизу крестик, велел идти и на склад, что найдётся, то и взять. Нашлось немногое. Пришлось искать с миру по нитке. Первая богослужебная книга, которая у нас появилась, была Псалтырь Следованная, переизданная Синодом в начале XX века, похожая на ту, что я читал в детстве. Параллельно со службами, начали собирать иконостас, делать ремонт.
Отец Владимир перебивался, как мог. Ночевал в бывшем кабинете директора, на пыльном диванчике. Прихожане выпросили для него в администрации талоны на питание. Он отоваривал их в ближайшем магазине: пачка чая, литр подсолнечного масла, килограмм сахара. Помните, как это было?
Купола над городом
- Не сожалели, что ушли с прежней работы?
- Некогда было сожалеть. Храм нужно было строить!
Уже был готов эскизный проект. Однако большинству ангарчан в начале 1990-х идея казалась фантастической.
- Приходилось слушать, что нашему городу большой храм не нужен: верующие старухи помрут, и останется он пустовать, - замечает отец Владимир. - Приходилось убеждать, что храм нужен всем, что у детей, которые ходят вдоль забора тюрьмы и вдоль забора храма, создаётся разное впечатление о жизни. Было компромиссное мнение, что храм нужно построить где-нибудь на окраине, подальше от глаз. На что сторонники храма в шутку отвечали: «Драгоценный перстень надевают на палец руки, чтобы его видели, оценили красоту, а не на мизинец ноги, чтобы подальше спрятать». По тогдашнему законодательству не было возможности выделить городскую землю под строительство храма. Мэр Александр ШЕВЦОВ волевым решением вопреки всему это сделал.
Сейчас купола кафедрального собора Святой Троицы вознеслись над городом. Наверное, не самый величественный православный храм, но для нас он самый родной, выстраданный.
Не оправдались худшие опасения скептиков о том, что свято место будет пусто. На праздничных службах он не вмещает всех пришедших помолиться.
Пока отец Владимир рассуждает о проекте «Десять храмов Ангарску», уже слышны испуганные причитания, в этот раз переживают, что на строительство храмов и православного образовательного центра возьмут деньги из муниципального бюджета.
- Проект не предполагает сотрудничества в финансовой части, - объясняет отец Владимир. - Нужны административные решения, чтобы обозначить участки под православные объекты.
В планах строительство храма и обустройство мемориального кладбища первостроителей в 12 микрорайоне. Участок нужно обозначить уже сейчас, пока на могилах не стали строить гаражи.
Отец Владимир рассказывает о планах, а в его мыслях в переплетении линий прорисовывается православный облик нашего города.
- При освещении храма Господь навеки поставляет у его престола ангела, - говорит он. - В Ангарске уже есть ангелы трёх освящённых храмов. Худо ли нашему городу иметь ещё несколько ангелов-хранителей?
Ирина БРИТОВА
Любовь ЗУБКОВА