Деревянная сказка Владимира АНУФРИЕВА

Ангарские Ведомости

Одним из самых лучших резчиков страны признан ангарчанин Владимир АНУФРИЕВ, известный нам как автор небольших скульптур-деревянчиков, которые каждый год украшают «Ангарский Арбат». Мы встретились с мастером, чтобы выяснить, о чём же его деревянная сказка и для кого он её пишет.

- Владимир, расскажите, откуда такая любовь к дереву и когда вы в первый раз взяли в руки инструмент?
- Процесс изготовления деревянной скульптуры я впервые увидел ещё учась в художественной школе. Это была чья-то дипломная работа. Помню, смотрел тогда и оторваться не мог. Но резьбу по дереву нам не преподавали, никаких журналов и книг тоже не было, всему приходилось учиться самому. Вот так взял покрутил-повертел брусок - и лицо женщины получилось. Возможно, именно так душа моя выглядит. Говорят, даже внешне на меня похожа. Потом узнал, что мой дед по отцовской линии бондарем трудился. Так что тяга к дереву у меня на генетическом уровне.
- Как вы поняли, что это увлечение станет вашей профессией?
- После художественной школы окончил архитектурный факультет Иркутского политеха, немного в Тайшете поработал, и судьба в Ангарск вернула. Устроился в отдел капитального строительства на АЭХК. Вот там я уже как скульптор смог реализоваться. С коллективом повезло. Очень талантливые люди там трудились. Это сейчас для подарков брендированную продукцию заказывают, а раньше авторские работы ценились. Сколько я кружек, панно, скульптур различных переделал и не счесть.
- Работали всегда только с деревом?
- Со снегом ещё нравилось работать. Я 20 лет снежные городки возле «Современника» строил. У меня 17 декабря день рождения. К этому времени я старался фигуру Деда Мороза уже доделать, потому что у меня ритуал был: в свой день рождения рассвет непременно верхом на Деде Морозе встретить.
- А с комбината почему пришлось уйти?
- Времена такие были, оптимизация на всех предприятиях. Да и в начале 1990-х пошли частные заказы. Ко мне стали обращаться новоиспечённые предприниматели. Денег у них хватало, заказы были крупные. Почти полгода делал интерьер для одного известного ресторана, панно для различных контор «купи-продай». Пять лет работал в Листвянке в гостиничном комплексе. Там и трёхметровые скульптуры были, и мелкие, на сувениры. Народ очень хорошо всё покупал. Сейчас, конечно, такого спроса нет.
- Никогда не считали, сколько у вас работ и где живут ваши деревянчики?
- Поначалу пробовал, но на двух тысячах счёт уже потерял. А географию отследить вообще невозможно. Иностранцы их сотнями с Байкала увозили. Один раз на заказ делал 12 масок в подарок для чьих-то японских партнёров. Покупали у меня и панно для бывшего президента СССР Михаила Горбачёва. Это была полутораметровая скульптура ангела, спускающегося с небес.
- А сколько времени уходит на изготовление одной скульптуры?
- Маленькую можно и за полчаса сделать, если вдохновение есть. С большими та же история. Помню, как на Байкале 16 скульптур по 2,5 метра за 9 дней вырезал. Работал сутками, руки горели.
- Большинство деревянчиков похожи друг на друга, и в то же время отличие есть в каждой фигурке. Ваши скульптуры имеют пол, возраст, историю?
- Если взять мои работы 20-летней давности, то там стиль совершенно другой. Другие формы, другие мотивы. Иногда я даже сам свои изделия не узнаю. Я ведь их не подписываю. А сейчас в основном это так называемые духи природы, хранители местных лесов, озёр и полей. Если смотреть по пропорциям, то они больше похожи на детей. Огромная по отношению к туловищу голова, короткие ручки и ноги. Хотя есть и явно женские образы, и мужские.
- А почему работы не подписываете, это ведь всё ваши творения?
- Я себя больше считаю инструментом, с помощью которого кто-то творит. Поэтому эти работы полностью своими назвать не могу. Иностранцам, конечно, приходится подписывать. А так на большинстве деревянчиков снизу только цена карандашом написана.
- Вот про ценообразование хотелось бы подробнее узнать. Как вы стоимость фигуры определяете, из чего она складывается?
- С этим всё непросто. Материал-то ведь у меня бесплатный. Для работы я беру только сучья, которые остаются после вырубки леса, дополнительно древесину не покупаю. Инструменты тоже изготавливаю сам. То есть, по сути, цена фигуры - это в чистом виде цена моего труда, цена творчества и души, которая в неё вложена. Но, хочу сказать, человек, которому скульптура нужна, купит её за любые деньги, ведь второй такой фигуры точно ни у кого не будет. Я тоже могу в цене подвинуться, ничего же ведь не потеряю.
- А ученики у вас есть?
- А чему я могу научить? Я творю как умею, как чувствую. Техник я никаких не изучал. Были люди, которые хотели овладеть ремеслом, чтобы зарабатывать деньги. Но я сразу сказал, что ничего у них не получится. Тут посыл другой должен быть. Тут либо создаёшь, либо продаёшь. Редко кому совмещать удаётся. Кстати, продавать лучше всего у женщин получается.
- Владимир, вы же работаете с большим форматом, а в фестивале деревянной скульптуры «Лукоморье» никогда не хотели участие принять?
- Я работаю один, команды у меня нет. В «Лукоморье» очень высокий уровень работ, но и трудятся они целыми группами. Инструменты у них, конечно, профессиональные. Поэтому пока только любуюсь.
-То есть победа в выставке-конкурсе «Сказка в дереве» вас на дальнейшие состязания не вдохновила?
- Да я и не стремился в победители. Мне позвонили, предложили поучаствовать. Так как работ у меня много, я смог представиться во всех пяти номинациях. Дочка работы в Иркутск увезла. И вот звонок: «Вы в числе победителей». Я удивился, конечно, но приятно. За победу дали диплом, сертификат и приз «Бронзовый резец».
- А те, кто не смог попасть на выставку, где могут познакомиться с вашим творчеством?
- Я периодически в Художественном центре выставляюсь, в «Ангарских Арбатах» принимаю участие. Ну а заказчики сами меня находят через друзей или знакомых. Я уже понял, что у каждой моей фигурки определённо есть свой хозяин. И вопрос встречи деревянного хранителя со своим владельцем - это просто вопрос времени.
Наталья ЗАРУБИНА
Фото автора