Техосмотр по-новому

Ангарские Ведомости

Большие перемены грядут для российских автолюбителей. С 1 марта были введены новые правила планового техосмотра автомобилей. Чтобы подготовить водителей, правительство России до 1 октября 2021 года продлило срок действия диагностических карт, истекающих в период с 1 февраля по 30 сентября. Тем не менее уже сейчас автомобилистов справедливо волнует масса вопросов касаемо изменившегося порядка прохождения ТО.
О том, зачем вводятся новые правила и в чём заключаются перемены, мы поговорили с генеральным директором одного из ведущих пунктов технического осмотра на территории Ангарска Иваном ПРОКОФЬЕВЫМ.

Удалённо больше не получится
- Иван Александрович, нововведения в правила техосмотра назревали давно?
- Безусловно. Процедура технического осмотра автотранспортных средств не менялась с 2012 года. За это время недобросовестными операторами пунктов техосмотра была выстроена порочная система продажи диагностических карт. Автолюбители, желавшие обойти техосмотр, зачастую просто сбрасывали операторам данные владельца и транспортного средства, которые вносились в карту. При этом на техническое состояние автомобиля никто не смотрел - он даже не доезжал до пункта. Некоторые автомобилисты умудрялись скачать бланк диагностической карты из интернета и наобум вписать данные другого транспортного средства. Сотрудники ГИБДД рассказывали о случаях, когда, проверяя диагностическую карту автомобиля, они обнаруживали, что она на самом деле принадлежит мотоциклу. С анархией в этой сфере давно было пора разобраться. Государство задало правильный вектор на развитие системы диагностирования технического состояния автомобилей. Во многих странах мира эта процедура является обязательной.
- Как на практике выглядят изменения в процедуре техосмотра?
- Во-первых, это внедрение электронно-цифровых подписей. Если раньше диагностическая карта заверялась обычной подписью и печатью, то с 1 марта карты могут подтверждаться только электронной подписью авторизованных в системе организаций и экспертов, осуществляющих диагностику.
Во-вторых, это система фотофиксации. Техосмотр начинается с того момента, как в систему будет внесена первая фотография автомобиля, прибывшего на пункт. После прохождения диагностики автомобиль снова фотографируется так, чтобы были видны его модель, цвет и государственный регистрационный знак. Фотофиксация действует с привязкой к геолокации пункта, а значит, удалённо подписать диагностическую карту становится невозможно.
В остальном проверка исправности автомобиля остаётся прежней. Диагностика включает в себя более 70 пунктов. Есть трещины на лобовом стекле, отсутствуют поворотники или в фарах установлены незаявленные лампы - автомобиль не пройдёт техосмотр. Это важно осознавать ещё на берегу. Ответственный автовладелец больше других заинтересован успешно пройти диагностику, чтобы быть уверенным в транспорте. Подавляющее число автомобилей, которые мы видим на улицах, как минимум старше четырёх лет. Узлы и системы естественным образом изнашиваются и выходят из строя. Во время проверки тормозной системы бывают случаи, когда лопаются тормозные шланги. Думаю, всем автомобилистам понятно: если шланг лопнет не на пункте осмотра, а где-нибудь на дороге, может произойти трагедия.
Вместе с «серой» картой аннулируется и страховой полис
- После 1 марта не все операторы технического осмотра сохранят свою аккредитацию?
- Да, в первую очередь аккредитация будет отзываться у операторов, уличённых в продаже диагностических карт. Кроме того, начали действовать более строгие требования к материально-техническому оснащению пунктов осмотра. Сегодня в Ангарске в соответствии с новыми правилами работают четыре оператора. Пятый пункт техосмотра в процессе подачи сведений в Российский союз автостраховщиков.
- Уменьшение числа операторов может грозить очередями во время техосмотра?
- Никакого коллапса мы не наблюдаем. Для каждого пункта ТО определяется максимальная пропускная способность, которую нельзя превысить более чем на 5%. Автомобилисты записываются на диагностику заранее и приезжают к назначенному времени. Для легковых машин и грузового автотранспорта грузоподъёмностью до 3,5 тонны процедура проверки составляет полчаса. Срок действия истекающих диагностических карт был продлён до 1 октября, и я уверен, что ангарчане без лишней спешки успеют проверить исправность автомобилей.
В то же время советую проходить техосмотр вместе с продлением полиса ОСАГО. В противном случае может случиться так, что, имея на руках действующий страховой полис, вы забудете о необходимости оформления новой диагностической карты. С 1 октября это может сулить плачевное развитие событий. В случае ДТП страховая компания, конечно, выплатит компенсацию пострадавшей стороне, но, поскольку с этого времени техническая исправность вашего автомобиля будет не подтверждена, следом вы получите регрессный иск от страховой компании.
- Новые правила скажутся на увеличении стоимости прохождения техосмотра?
- На данный момент в Иркутской области действует предельный размер цен для проведения техосмотра, который закреплён распоряжением губернатора. В центральной части региона официальная стоимость техосмотра составляет 418 рублей, в районах, приравненных к Крайнему Северу, - 456 рублей. Сейчас Федеральная антимонопольная служба готовит новую методику расчёта, согласно которой стоимость прохождения техосмотра, по всей видимости, будет пересмотрена. Все операторы сходятся во мнении, что заявленная стоимость неоправданно низкая. Тут надо понимать, что, потратив небольшую сумму, автомобилист получает полную диагностику своего транспорта, тогда как, втридорога покупая карту у нечистых на руку дельцов, человек продолжает оставаться в полном неведении о состоянии автомобиля.
- Если выяснится, что диагностическая карта оформлена незаконно, какая ответственность ждёт автомобилиста и выдавшего карту оператора?
- С 1 марта были внесены изменения в КоАП. Для операторов введены новые штрафы. За оформление диагностической карты без проведения техосмотра юридическим лицам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей, экспертам - до 100 тысяч. В свою очередь купившему карту автолюбителю также придётся раскошелиться: в первый раз на 5 тысяч, повторно - на 10 тысяч рублей. Куда печальнее для автомобилистов другое: в таком случае будет аннулирована не только диагностическая карта - недействительным окажется и страховой полис. Хочу предостеречь людей от этой детской ошибки, которая приведёт к столь печальным последствиям. Честное прохождение техосмотра избавит от множества проблем.
Максим ГОРБАЧЁВ