16 часов на дороге

Ангарские Ведомости

- Готовы! Поехали!
Каскад снегоуборочной техники движется по Алёшина. На улице около 15 градусов мороза, в КамАЗе тепло, как в деревенском доме возле печки. Рабочий день Вячеслава САЗОНОВА начинается в три часа ночи, заканчивается ближе к вечеру. В кабине машины водитель проводит около 16 часов в день. Задача одна: привести в порядок городские магистрали.

Дойти до асфальта
- Иногда одну улицу приходится проезжать несколько раз. Снега много, требования к уборке строгие - счищаем снег, пока не увидим осевую разметку, - объясняет Вячеслав. - Я больше десяти лет убираю дороги, есть с чем сравнить.
Непросвещённым объясним: снег нужно доскрести до самого асфальта, чтобы были видны линии, разделяющие потоки транспорта. Снять верхний слой и посыпать песком - нормы из далёкого прошлого. Современные стандарты таких вольностей не допускают.
- Раньше и техника была другая. Не потому, что нам её не покупали, такой просто не было. Справлялись обычными ЗИЛами, но и результат получали соответствующий - иногда сантиметров по 20-30 стояла наледь. Бульдозерами двигали, ломали, асфальт повреждали. Сейчас у нас бережная и качественная чистка, - продолжает водитель снегоуборочного гиганта. - В среднем очистка улицы занимает час-полтора. С солью, конечно, легче - снег так не прилипает: его валом сдвинули, щёткой смели - и всё. Но смесь песка и соли на дорогах устраивает не всех. Каждый мнит себя стратегом. Со стороны всегда легко рассуждать и оценивать.
«Жадина» сил не жалеет
Каскад обычно состоит из пяти-шести машин. Таким коллективом убирают центральные улицы, а после разъезжаются по второстепенным. Основная работа выполняется ночью и рано утром, пока движение не такое интенсивное, как после обеда и в вечерние часы пик.
- Ночью машин нет, убирать проще. А днём всем страшно, особенно девушкам за рулём: отвал этот увидит на КамАЗе - глаза напуганные, что делать не знает, - улыбается Вячеслав. - С пешеходами иногда трудности - идём каскадом, остановиться быстро не так-то просто, а он дорогу решил перебежать.
Интересуюсь, зачем «ходить» колонной, ведь можно разъехаться по разным улицам и очистить от снега больше магистралей? Оказывается, нет. «Каскадная технология» - один из самых быстрых вариантов уборки. Дружно прошлись, быстро освободили асфальт от снежных оков и поехали дальше. Одной машиной скрести улицу придётся по полдня. Учитывая, что в городе  более 80 улиц, асфальт водители увидели бы нескоро.
Техника на ангарских дорогах работает круглосуточно. Даже когда КамАЗы уезжают отдыхать, специальные бригады вывозят снег, сдвинутый к обочинам.
- Вот эту машину называют «жадиной», - рассказывает Вячеслав, показывая на стоящий на обочине агрегат. - Снег загребает всё себе и себе. Но ей тоже помощники нужны - одна, без рабочих с лопатами не справляется.
В этом году погода работает не на дорожников. Сильные осадки метеорологи прогнозируют и в ближайшие выходные. Это значит, Вячеславу придётся снова завести свой КамАЗ и со словами «Готовы! Поехали!» начать свой шестнадцатичасовой рабочий день, чтобы в понедельник город не встал в огромную пробку.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА