«Надо ловить кайф от каждого дня»

Ангарские Ведомости

В этом доме вкусно пахнет. По признанию хозяйки, здесь всегда много еды. Ведь семья у нашей героини - немаленькая: вместе с ней живут дети и внуки. Только мы переступаем порог, как на стол начинают метаться: холодец, рыбка, капустка и ягода со своего огорода. А к чаю - пастила собственного приготовления.
- Варенье в моём доме никто не ест, вот и приходится урожай пристраивать, - смеётся Ирина Евгеньевна.


На этот раз мы в гостях у начальника Управления по внегородским территориям администрации Ангарского округа Ирины Цыпенко. Весь рабочий субботний день Инина Евгеньевна объезжала своё хозяйство, открывала ёлки в Савватеевке и Одинске. Промёрзла до костей. Поэтому без лишних разговоров мы все вместе уселись греться чаем.
Ирина Цыпенко в Ангарске - человек известный. Во времена мэра Евгения КАНУХИНА она была его замом. Когда в нашем городе наступил не очень благоприятный с точки зрения политической ситуации период, Ирина Евгеньевна ушла в работу по своей прямой специальности, затем - в Фонд социального страхования. Недавно она вернулась в администрацию, возглавив серьёзное и значимое ведомство, целое хозяйство - УВГТ.
Манили комсомольские стройки
- Ирина Евгеньевна, ангарчане запомнили вас именно как заместителя мэра по социальной политике. А что было до этого? Какая у вас профессия?
- У меня два высших образования. Но самая первая любовь - профессиональная, конечно, - промышленное и гражданское строительство. По первому образованию я инженер-строитель. А вообще я ведь получила путёвку в жизнь на великих советских стройках. После Иркутского политехнического института меня распределили в систему Братскгэсстроя, с Братска - на Усть-Илимскую ГЭС.
Это был 1980 год. Ирина Евгеньевна до сих пор помнит свою обиду: она рвалась на комсомольские стройки, на великие дела, а здесь без неё уже всё построили. Именно в том году в Усть-Илимске запустили ГЭС. Дальше было интереснее. Обычно, когда заканчивается строительство, специалисты передвигаются на новый объект. Как раз в это время в Комсомольске-на Амуре началось строительство ТЭЦ-3, туда и пригласили Цыпенко.
- Стройка очень нравилась. Правда, расстраивали бытовые проблемы: ни детского садика, ни нормального жилья. Я только вышла замуж, родила дочку. Жить приходилось в общежитии, в комнатушке какого-то списанного дома. Когда мой отец приехал и увидел, что туалет на улице, а ребёнок бегает по холодному полу, провёл с моей мамой беседу, и нам разъяснили, что пора возвращаться в Ангарск.
Когда вернулась с комсомольских строек, Ирина Евгеньевна устроилась работать в знаменитую «сотку» Ангарска, в вычислительный центр по расчёту строительных конструкций на ЭВМ.
- Устраивалась я туда тоже интересно. Я была практиком, на стройках руководила отделом ПТО, что называется, головой проекта - основным отделом в СМУ, а в Ангарске пошла работать на вычислительную технику. Во время собеседования одна из начальниц «сотки» и моя будущая подруга допрашивала меня тогда ледяным тоном: «Метод конечных элементов знаете?». А это прямо теория теорий. Я, конечно, стушевалась. И получила следующую фразу: «Ну, не знаю, как вы у нас собираетесь работать». На работу меня всё-таки взяли. Ну что могу сказать - метод конечных элементов мне так и не пригодился.
А потом наступили 90-е годы, когда перестали платить зарплату.
«Ира, надо идти»
- Тогда самые высококвалифицированные специалисты уходили кто куда. Главное, чтобы деньги платили. Никогда не забуду те времена, когда дети вырастали из своих курток-штанов, а мне приходилось подвязывать к рукавам манжеты, подшивать к брюкам вставки. Купить новую одёжку было просто не на что. В этот момент знакомая предложила мне поработать на «Каравае». Первое время работала в отделе кадров, затем - в должности секретаря-референта.
На хлебозаводе тогда действительно было неплохо, зарплату люди получали деньгами. Через некоторое время после того, как Цыпенко устроилась на «Каравай», туда пришла «команда Канухина».
- Из кадров в секретари я попала на время отпуска действующего секретаря. Просто некому было. Мне тогда так сказали: «А что делать, Ира? Надо идти». Я и пошла. И постоянно пила валерьянку. Всегда держала капли наготове. Ведь эта молодая, активная команда моих руководителей не давала расслабиться ни на минуту. Ребята и сами успевали делать бизнес, заниматься спортом, отдыхать, кого-то поздравлять, оказывать благотворительную помощь. Работы было много, и разной. Случалось всякое… Бывало, и ОМОН наведывался. Что говорить, 90-е… Думаю, от этих парней я и заразилась активностью, умением общаться с людьми.
Ирина Евгеньевна тогда не знала, что приглянулась своей активной команде, через месяц её оставили в секретарях окончательно.
- Школа жизни, конечно, была обалденная. Мы же не одни выборы пережили. В общем, скучать было некогда, и я очень любила свою работу.
Люди, которые никогда не были секретарями-референтами большого развивающегося предприятия, вряд ли понимают всю незаменимость этой должности, когда ты, как заправский жонглёр, должен уметь выполнять сразу несколько опций одновременно, выстраивая графики, принимая сотни звонков, ведя документацию, корректируя приёмы-встречи. Люди, умеющие такое делать, ценятся, ими дорожат, их работу соответствующе оплачивают. Раскроем небольшую тайну: на хлебозаводе Ирина Цыпенко получала зарплату больше, чем позже на должности заместителя мэра.
- В 2002 году, после очередных выборов, когда Евгений Палыч выиграл выборы мэра, я вернулась из штаба на своё место на хлебозавод и погрузилась в ворох работы, накопившийся, пока мы бились на предвыборной кампании. И тут мне звонит Кунухин: «А что мой заместитель делает на хлебозаводе? С завтрашнего дня ты зам мэра. Ира, надо идти». И я снова схватилась за валерьянку.
На должность «назначил» Говорин
В те времена, когда в администрацию пришла команда Канухина, властная структура была непривычна для сегодняшнего дня. Все руководители управлений и комитетов значились замами мэра. Первым делом при Евгении Павловиче, кстати, были сокращены именно эти должности. А вот отдельного зама по социалке долгое время не было. Социальная политика была раскидана сразу по всем замам. Однако отсутствие такого заместителя вызывало много вопросов у областного правительства.
- В одну из поездок в Ангарск губернатор Борис ГОВОРИН прямо на совещании поставил вопрос ребром. Мол, зам по социалке у вас быть должен! Евгений Павлович начал было объяснять, что у него нет кандидатуры. Говорин кивнул на меня: «Чем тебе не зам по социальной политике?». Так вопрос был решён.
Надо отметить, что тогда на заместителе по социальной политике висел огромный пласт работы, ведь в полномочия муниципалитета входили и здравоохранение, и ЗАГС, и многие другие сферы. Сегодня все они - в ведении области.
- Когда состоялось назначение, перепугалась я не на шутку. Мне сложно было принять, что нужно руководить директорами школ, главврачами - одним словом, уважаемыми, знающими людьми. Кто я и кто они? Этот менталитет сломить было непросто. По натуре я не карьеристка, изначально высоких целей себе не ставлю. Просто люблю, чтобы всё было сделано как надо и даже больше, чем планировалось. Конечно, я очень многого тогда не знала, но никогда не стеснялась спросить. Я и сейчас не стесняюсь.
Город в городе
- Сегодня вы снова вернулись в администрацию, теперь на должность начальника УВГТ. Как вам на новом месте?
- Мне нравится, что работа очень живая, с людьми. И это здорово. Мне, конечно, помогает, что я знакома со структурой работы в администрации. Но и новое, не совсем мне знакомое изучать интересно. А работа в Управлении по внегородским территориям достаточно разносторонняя, большой объём. Всё те же проблемы в тех же самых сферах, что и в Ангарске: ЖКХ, культура. Но самая главная наша задача - создание комфортных условий для проживания. Отдельно скажу про Мегет. Это огромная территория, практически город в городе. Трудностей, конечно, много, особенно по электрическим сетям, однако стараемся всё поддерживать в надлежащем состоянии.
Что меня порадовало, так это изменения, которые уже произошли на внегородских территориях в последние годы. Мне есть с чем сравнивать - я ведь давно в сёлах и посёлках наших не была. Сейчас здесь есть корты, детские и спортивные площадки. Приезжаешь, к примеру, в Савватеевку, а там - мостики, заборчики, освещение, тротуары. В Мегете - прекрасный новый детсад, поликлиника. Сегодня сельские территории хорошо развиты. Но конца работы никогда не бывает. Поле деятельности ещё огромное. В Мегете, к примеру, очень нужны новая школа, культурный центр.
Високосные дети
- Ирина Евгеньевна, традиционный вопрос накануне Нового года. Каким вам запомнится 2020-й?
- У меня был разный год. Перемен хватило. Смена работы, болезнь. Осенью переболела пневмонией, правда, ковида тест не показал, но болела тяжело, в больнице лежала. Никогда не забуду, как меня везла «ковидная скорая», а я смотрела на забор около дома и думала: а увижу ли я его ещё раз? С другой стороны… Я своих дочек родила в високосные годы. И они моё самое большое счастье. Ну как я могу обижаться на високосные годы, когда самые большие, судьбоносные события происходили именно в это время? Надо жить сегодняшним днём, сегодня ловить кайф от каждого дня! И всё будет хорошо.
В гости ходили Лилия МАТОНИНА и Любовь ЗУБКОВА (фото)
Также фото предоставлены Ириной ЦЫПЕНКО