Без паники. Льготники в общественном транспорте будут ездить по прежней схеме

Ангарские Ведомости

В понедельник в автобусах Ангарска появилось странное объявление. Надпись на экране информационного табло сообщала: «Уважаемые граждане льготной категории. Убедительная просьба не производить пополнение ваших карт ЭСПБ на январь 2021 года». Надо ли говорить, что данное событие заставило людей изрядно поволноваться. В редакции зазвонили телефоны. Читатели недоумевали: что происходит? Наш корреспондент попытался разобраться в ситуации.


Общественный транспорт Ангарского округа в этом году переживает трудные времена. Впрочем, как и многие другие отрасли экономики. Из-за пандемии существенно упал пассажиропоток. Люди сидят по домам, особенно это касается граждан пожилого возраста. Специалисты Роспотребнадзора обязали категорию 65+ беречься и как можно реже выходить из дома. Именно эти пассажиры и составляют основную долю льготников.
- После мониторинга пассажиропотока мы поняли, что в этом году недосчитались миллиона поездок льготников. Проезд этих людей мы, естественно, закладывали в наши экономические расчёты. За каждый из них областное управление соцзащиты нам должно было возместить 25 рублей. Вот и считайте, какой суммы лишились автопредприятия, - рассказывает представитель Ангарского союза автоперевозчиков Павел ВОЛКОВ. Он также пояснил, что накануне автотранспортники получили письмо зампредседателя областного правительства, в котором сообщалось о невозможности выделения средств на бесплатные поездки льготников при нерегулируемом тарифе.
Стоимость проезда в Ангарском округе недавно выросла до 30 рублей. Перевозчики утверждают, что эта мера вынужденная - иначе транспортникам не выжить. А вот за льготников областное правительство по-прежнему возмещает старый тариф. И изменить его не позволяет несовершенство законодательной базы.
- Дело в том, что практически все перевозчики общественного транспорта нашей области сегодня возят людей по нерегулируемому тарифу, который они устанавливают самостоятельно. За льготников нам платят по регулируемому тарифу, который четыре года назад установил муниципалитет. Тогда, на наш взгляд, эта цифра была экономически обоснована. Сегодня администрация на законных основаниях отказывается её пересматривать, ссылаясь на то, что изменился порядок формирования тарифа. Область в свою очередь требует это сделать, ссылаясь на то, что предоставлять субсидию по нерегулируемым тарифам не может. Либо мы должны заключить соглашение на прежних условиях, что сегодня экономически невозможно, - поясняет Павел Волков.
Сложившийся юридический казус и привёл в итоге к появлению этого странного уведомления. Перевозчики считают, что таким образом они предупреждают население о возможных проблемах. Недоумевающие пассажиры, имеющие право на льготы, естественно, начали звонить в администрацию. Чтобы решить возникший вопрос, в Министерстве социальной защиты Иркутской области вчера было созвано оперативное совещание. На него пригласили представителей окружной власти и Союза перевозчиков. Обменявшись мнениями, стороны пришли к решению организовать рабочую комиссию по внесению изменений в региональное постановление, регулирующее работу общественного транспорта. Для объективности к работе решено привлечь профильное министерство, Ассоциацию муниципальных образований и представителей автопредприятий других территорий области.
- Ангарские перевозчики действительно обратились в правительство региона с письмом, в котором предлагали предоставить им субсидию за бесплатные поездки льготных пассажиров в объёме 2019 года, что сделать невозможно, так как мы оплачиваем фактические поездки, а уровень пассажиропотока реально снизился. Второй вопрос, который они озвучили в обращении, - оплата льготного проезда по нерегулируемым тарифам. Эта тема неоднократно обсуждалась. И сегодня мы договорились, что после предоставления со стороны перевозчиков всех расчётов, обосновывающих тариф, мы совместно разработаем методику оплаты. Это бюджетные средства, и нам важно понимать, за что мы платим. Кроме того, мы договорились, что в 2021 году необходимо расчёты по льготным поездкам во всей области производить только по электронным билетам. Это делает их понятными и прозрачными для всех участников процесса. Сегодня 88% льготников пользуются проездом по электронным билетам, - прокомментировала итоги совещания заместитель министра Светлана ИЕВЛЕВА.
Для справки
Нерегулируемый тариф означает, что пассажир оплачивает проезд по понесённым перевозчиком затратам полностью. Когда муниципалитет устанавливает регулируемый тариф, он обязан возместить перевозчику разницу между понесёнными затратами и стоимостью билета. Сегодня большинство перевозчиков области работают на нерегулируемом тарифе.
Елена ДМИТРИЕВА