Есть ли жизнь на дистанте?

Ангарские Ведомости

Ещё весной термин «дистант» резал наш филологический слух. Но дистанционное образование настолько стремительно и основательно вошло в нашу жизнь, что стало его полноправной и неотделимой частью. И если весной дистант, по сути, был больше делом добровольным, с прошлой недели «удалённые» педагоги поселились практически в каждом доме, где проживают школьники. В нашей редакции тоже есть школьники. В этом материале мы собрали истории нашего дистанционного обучения.

Уберите котов от камеры!

Маша и Вероника учатся в начальной школе: в третьем и во втором классе. Дома один компьютер, но буквально в октябре девочкам на дни рождения подарили по смартфону. Как будто знали, что они им пригодятся на дистанте. Старшая для занятий «оккупировала» зал, младшая учится в детской комнате.
- Первый день был самым хаосным. Родительские чаты разрывались от сообщений. «Вы зашли в зум (программа для онлайн-конференций. - Ред.)?» - «А вы?» - «Нас не пускают! Что делать?» На второй день самым радостным известием стало то, что учитель научилась в зуме менять пароль и вместо сложной абракадабры ввела простые цифры: 123456. Через неделю практически все педагоги поменяли пароли на простые, чем очень облегчили жизнь родителям и самим детишкам. Через несколько дней мы привыкли, что в доме с восьми утра звучит учительская разноголосица. Готовлю завтрак и слушаю Марину Александровну из зала, а Надежду Анатольевну - из детской, - рассказывает мама Таня.
Во вторник выяснилось, что Маша забыла, как зовут её учителя по английскому: класс делится на две группы, в каждой - свой педагог. Выясняли всем родительским чатом. «Наш Коля сказал, что Маша у Нины Иннокентьевны!» - написала одна мамочка. «Спасибо Коле», - умилились мы. Но уже через десять минут трое других одноклассников утверждали, что Маша ходит с ними к Елене Анатольевне. Пришлось довериться большинству.
В пятницу нас «не впустили» на урок информатики. Через 15 минут «стука» на урок родители предложили дружно сбежать с обучения. Позже оказалось, что учительница перепутала время начала занятия и зашла на 20 минут позже. Но нас там уже не было.
Очень рассмешило сообщение одной из мам: «Что, физкультура всего 15 минут длилась? Моя только зашла, а все уже прощаются!»
В четверг в родительском чате ругалась одна родительница: «Попрошу мам Алины С., Максима Ч. и Паши О. поговорить со своими детьми. Весь урок совали в камеру котов, чем расслабили дисциплину. Потом на них дружно лежали прямо на столе! Это никуда не годится!»
Все отрепетировали заранее
Для семиклассницы Нади введение дистанционного обучения стало настоящим благом. Девочка долгое время просидела на «больничном» и сейчас, ещё окончательно не выписавшись, она уже может заниматься вместе со всеми.
- Вторая наша дочь, Алёна, пошла в этом году в первый класс. Её классный руководитель Алла Николаевна подошла к делу очень основательно. Видно, что она сама очень хорошо изучила все возможности зума. И за два дня до начала занятий она нас всех обучила. Мы отрепетировали, как заходить на конференцию, как подключаться, как отключать звук. И даже первый день был практически без сбоев, - рассказывает мама Марина.
Учитель Алёны параллельно высылает на родительскую почту видео уроков, напоминания, когда и какие уроки начнутся. Домашнюю работу первоклассница делает в тетрадке, которую родители относят на проверку в школу. Старшая сестра большую часть заданий делает в специальном приложении Дневник.ру. Как только тест сделан, он автоматически уходит педагогу на проверку.
Привет из школьного детства
- «Вот смотрите, здесь минус 7, а тут у нас минус 6. Подумайте, как лучше сделать!» - слышу во сне голос моего учителя математики. Пытаюсь разобраться, что от меня требуют - сложить, отнять, умножить? Пока соображаю, окончательно просыпаюсь и понимаю, что всё это не сон, а привет из школьного детства. Мой учитель математики действительно где-то рядом. Буквально в соседней комнате, в ноутбуке ребёнка. Вникать в решение не стала - гуманитарию тяжело понять десятиклассника-«физматовца», но про себя улыбнулась, - рассказывает мама Наташа.
В весенний карантин «дистанционка» была гораздо скучнее: раздали задание, собрали. Тест по ссылке - без проблем. Сейчас всё интереснее. Вот оно, настоящее дистанционное образование.
- Мам, как думаешь, если я с закрытыми глазами один урок послушаю, ничего не будет? - спрашивает дочь.
После почти полугодового перерыва и второй смены тяжело просыпаться ранним утром и быстро включаться в работу, но вариантов нет. Есть монитор, есть ссылка на урок. Ребёнку нужно собраться с силами, открыть глаза и нажать кнопку. Это самое трудное. Потом проще - уроки и перемены по расписанию. Единственное отличие - не приходится выходить из дома и добираться до школы. «Класс» периодически путешествует - полным составом переезжает в спальню, в гостиную, на кухню. Вместе с ученическим сообществом дислокацию приходится менять и родителям, чтобы не попадать в кадр и не раздражать ребёнка разговорами. Собираться в таких условиях на работу очень проблематично - нужно синхронизировать свои действия с «классом», чтобы ненароком не сообщить всем виртуально присутствующим о том, что завтрак на плите, а обед в холодильнике. Утренние разговоры только шёпотом, передвижения почти бесшумные. Ребёнок учится!
Но всё это мелочи жизни. У сегодняшней системы образования есть несомненные плюсы: дети не выпадают из школьной жизни, не пытаются самостоятельно изучить новый материал. У них нет возможности расслабиться, потому что есть чёткие сроки сдачи заданий.

Мнения
Мама Наташа:
- Я за дистант! Скажу честно, я не контролирую своего ребёнка, не слежу за тем, проснулась ли она вовремя, сдала ли домашнюю, сделала ли контрольную. Считаю, что в 16 лет ребёнок способен организовать своё время, расставить приоритеты и самостоятельно решить, чем заняться сейчас - биологией или химией. Я не заглядываю в расписание. Дистанционка хороша тем, что учит школьника быть ответственным. Я вижу, что учится: пишет, решает, отжимается перед монитором, - учебный процесс идёт. А в каком помещении, в большой школе или в своей комнате, не так уж и важно. Есть «пряник» и для родителей - можно поприсутствовать на любом уроке. Появились претензии к педагогу - посиди и послушай вместе с ребёнком, быть может, дело-то не в учителе. Я, например, в понедельник за завтраком повторяла тему «Нарушение построения сложноподчинённых предложений», а вчера с утра с удовольствием послушала об одиночестве Базарова. Интересно! Аж захотелось «Отцы и дети» перечитать. Кто сказал, что нет машины времени? Возвращайтесь, вспоминайте, обсуждайте за ужином. Пользуйтесь моментом!
Мама Таня:
- Не вижу ничего плохого в дистанционке. Более того, приветствую. Это новые возможности, новые перспективы. После последних событий поняла, что вполне можно учиться онлайн в лучших московских школах, проживая в любой деревне. Хочешь слушать лекции по литературе в исполнении писателя Дмитрия БЫКОВА? Да пожалуйста! Не надо сломя голову бежать утром в школу, толкаться в тесном вестибюле, забирать ребёнка после занятий. Зато можно мне, как родителю, прийти на любой онлайн-урок, послушать, как педагог работает, оценить его старания. Теперь каждый урок открытый. Каждый для учителя как экзамен на профпригодность! Это ж прекрасно! А если вы вдруг заметили косяки системы образования, так это потому, что дистант, как прожектор, их высветил. И были они и при обычном посещении уроков. Просто вы этого не видели.
Мама Марина:
- Очное обучение не может заменить ничто. Я сама педагог в прошлом. Знаю это на собственном опыте. Необходим прямой контакт ребёнка с учителем. Детям дома не хватает общения, социальных связей. Двигательной активности нет, режим дня нарушен. И вообще, детей это расхолаживает. На очном уроке ребёнок более сконцентрирован, учитель по глазам ученика видит, понял он тему или нет. А так он «играет в одни ворота», не видя обратную реакцию.
Елена ДМИТРИЕВА
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА