В ночь землетрясения была с ребятами на связи

Ангарские Ведомости

- Этого подростка зовут Гоша, и ему срочно требуется реанимация, - будто школярам на уроке, рассказывает и обстоятельно показывает корреспондентам порядок первой помощи на специальном тренажёре учитель ОБЖ Елена Александровна Божидомова. - Таких тренажёров в Ангарске всего два. В распоряжении наших учеников также есть тренажёр девушки с кровоточащей раной и младенца, подавившегося мелкой игрушкой. Не просто так наш кабинет ОБЖ считается одним из лучших в Иркутской области.
На уроках Елены Александровны ученики школы №39 не сидят, тайком уставившись в телефоны. Каждое занятие для ребят - это погружение в сложную, подчас экстремальную ситуацию. Ученики изучают то, с чем могут столкнуться в реальной жизни: от разборки автомата до реанимирующих действий и приёма родов.
- Если подойти к предмету неформально, на уроках ОБЖ всегда присутствует драйв, - говорит Елена Александровна. - Его чувствую я, он передаётся детям. И нам всем просто не бывает скучно.
ОБЖ - путёвка в жизнь
- Елена Александровна, очень часто путь преподавателя ОБЖ к своей профессии длиннее и извилистей, чем у педагогов в других дисциплинах. Как вы нашли своё призвание в школе?
- Согласна, может показаться, будто в большинстве своём учителя ОБЖ - люди изначально не из преподавательской среды, оказавшиеся в школе лишь волей случая, чтобы передавать детям свой богатый жизненный опыт. Отчасти это правда. Но на самом деле в такой «воле случая» гораздо больше закономерностей, чем кажется. Как всегда, многие ответы кроются в семье. Например, у меня дедушка был пожарным. Возможно, часть его характерных черт, которые помогали дедушке в работе, передалась и мне. Хотя начинала свою трудовую деятельность в совершенно иной сфере.
Я швея. Потом жизнь так распорядилась, что мы с мужем переехали в сельскую местность. Там нужно было искать работу, и я впервые попробовала себя в роли учителя в местной школе. Преподавала музыку сельской детворе - пригодилось умение играть на фортепиано. А швейное прошлое позволило вести первые уроки технологии. Вернувшись в Ангарск, я устроилась замещать преподавателя технологии в школу №3. Параллельно получила высшее образование по специальности «учитель технологии и предпринимательства». Когда замещаемый педагог снова вышел на работу, директор школы спросила меня: что умеешь ещё? Я ответила: давайте ОБЖ попробуем. С тех пор я уже 19 лет учитель ОБЖ, о чём ни разу не пожалела.
Да, поначалу было непросто. Приходилось многому учиться самой. Меня здорово выручила практика организации школьного скаутского отряда. В 2011 году я перешла работать в школу №39. Здесь-то окончательно и нашла себя.
- Не секрет, что во многих российских школах дети рассматривают уроки ОБЖ лишь в качестве забавных 40 минут для безделья. Но ученики вашей школы к этому предмету совсем иначе относятся. Почему?
- Прежде всего, это заслуга руководства школы, которое поддерживает престиж данного предмета. Как вы видите, оснащению кабинета уделяется большое внимание. Кроме того, по углублённой программе с десятого класса у ребят в расписании не один, а два часа ОБЖ в неделю. Школьники и особенно кадеты профильных классов осознают, что ОБЖ не просто пригодится им в очередном походе. Они знают, что предмет на самом деле может стать их путёвкой в жизнь.
Это стало отчётливо понятно и для выпускников, и для родителей, когда три года назад наши дети первый раз поступили в РУДН (Москва) на желаемый факультет без всяких экзаменов, просто подав документы. Они заслужили это право, став призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Блестящие результаты на олимпиадах по ОБЖ всех уровней наши ученики показывают из года в год, потому что школа располагает для этого всеми ресурсами. Это серьёзная мотивация для многих ребят. Самый свежий пример: Денис ВЛАСЕНКО в этом году тоже поступил в РУДН. По другим предметам он не раз становился призёром городских олимпиад, но продвинуться дальше у него не получалось. Зато выиграл Всероссийскую олимпиаду по ОБЖ и поступил в престижный вуз.
Ещё одна мотивация для ребят - они уже многократно убеждались в том, что приобретаемые на уроках навыки спасают не только тренажёры, но и настоящие человеческие жизни. Недавний случай: Дима ПЕТУХОВ спас одноклассника, подавившегося гамбургером. Если бы рядом оказался человек, не умеющий правильно освобождать дыхательные пути пострадавшего, всё могло закончиться трагедией. Дима, кстати, поступил в Военно-воздушную академию в Воронеже.
Полученные в школе знания по ОБЖ помогают и в дальнейшем образовании. Одна наша выпускница поступила в мединститут. Так она с первого курса научила всю группу оказывать первую помощь пострадавшим. Благодаря этому все сдали зачёт. В конце обучения ей единственной со всего потока предложили работать реаниматологом, но поскольку у девушки было целевое направление от ГУФСИН, она пошла работать к ним.
Ученики не дают перегореть
- На уроках у вас заходит речь о коронавирусе?
- Отдельной темой по ОБЖ мы проходим инфекционные заболевания и, конечно, постоянно проговариваем профилактические меры, чтобы ребята могли уменьшить риск заражения для себя и своих родных. Интересно вспоминать, как раньше при слове «пандемия» многие школьники переспрашивали, что это за термин такой. Сейчас-то пандемия уже всем языки намозолила.
- А произошедшее на прошлой неделе землетрясение обсуждали?
- А как же! Уже в два часа ночи стали обсуждать, когда дети в общем чате начали мне писать, что стоят возле своих домов на улице и ждут повторных толчков. На следующий день ученики прибегали, спрашивали, правильно ли они действовали. В седьмом классе мы сейчас как раз изучаем землетрясения, и минувшие события оказались прекрасным поводом оживить интерес ребят. Даже не самые захватывающие аспекты вопроса, к примеру различия между шкалами Рихтера и Меркалли, поглощаются на уроках взахлёб.
- Елена Александровна, что делать, если «сгорел» на работе?
- Мне это в какой-то мере знакомо, я ведь сама испытала болезненный удар в прошлом учебном году. Олимпиада для меня и моих ребят - это не один день в календаре. По сути, мы готовимся к ней с сентября по май. Ступень за ступенью вместе проходим все этапы - от школьного до всероссийского уровня. Каждый раз проживаем отдельную маленькую жизнь внутри большого учебного процесса. Так было и этой весной. Трое моих учеников вышли на заключительный этап всероссийской олимпиады, но из-за разразившейся эпидемии никуда не поехали. Это так обидно: вести детей на протяжении многих месяцев, практически добраться до заветной цели, зная, что ребята обязательно воспользуются своим шансом, но в последний момент всё упустить. Признаюсь, в голове даже мелькнул вопрос: а зачем всё это? Но тут же сама себе ответила: для детей. Поэтому нужно собраться с духом и пробовать снова.
Ребята, прошедшие на российский этап весной, в этом году поедут автоматически. Но есть свои сложности. Например, я была уверена, что Есения ЖУРАВЛЁВА выиграла бы прошлогоднюю олимпиаду. Она умница, кандидат в мастера спорта по туризму. Но в новом для неё десятом классе и программа сложнее. Добавились основы военной службы - это для девочки всегда нелегко. Как всё сложится, неизвестно, но мы будем работать. Я за всех переживаю. Как раз дети и не дают мне перегореть.
- Выпускники часто навещают?
- Контакт с ребятами не обрывается. Заходят. Им важно поделиться своими успехами, важно узнать, как у меня дела. Ведь некоторые из выпускников, мои самые первые ученики, можно сказать, вслед за мной перешли из школы №3. Одна из них - Аня ИВАНОВА. Она окончила академию МЧС и сейчас работает в пожарной службе Иркутска.
- У вас остаются силы и время на жизнь помимо школы?
- Как у любого учителя, крайне мало и того и другого. Летом - дача и розы. Автомобиль обожаю водить круглый год. Отдыхаю в кругу семьи - тоже вне зависимости от времени года. У меня трое детей и три внучки - всё свободное время посвящаю им.
Максим ГОРБАЧЁВ