«Эта работа - для молодых и амбициозных»

Ангарские Ведомости

С Александром Чикишевым- директором школы №24, заслуженным тренером России и, наконец, депутатом Думы Ангарского округа – всегда есть, о чём поговорить. Но сегодня - повод не из простых. Александр Анатольевич принял серьёзное решение не идти на сентябрьские выборы. Мыспросили - почему?
- Александр Анатольевич, честно говоря, это довольно неожиданное решение. Хватило пяти лет беспокойства?


- Больше. Если быть точным, то я был депутатом двух Дум.В сентябре 2014 года меня избрали в районную Думу. Тогда,если помните, у нас существовало пять Дум: городская, районная, Савватеевская, Одинская и Мегетская. Все они прекратили своё существование после объединения города и района в одно муниципальное образование – Ангарский городской округ. В апреле 2015 года я был избран депутатом в уже объединённую Думу Ангарского округа. В сентябре 2020 года наши полномочия заканчиваются, состоятся выборы нового состава депутатов.
Мы пришли в Думу единой командой
- Почему в 2014 году вы приняли решение пойти в депутаты?
- Нужны были положительные перемены. Ангарчанам надоело двоевластие, бардак во власти. Самое существенное «достижение» районной Думы, которая была до 2014 года - то, что она самораспустилась, поэтому и выборы 2014 года стали досрочными. Та Дума изначально была сформирована в основном из коммунистов. Вскоре многие «перекрасились». Кто-то ушёл из команды по идеологическим соображениям, кого-то в психушку забрали прямо с думского заседания, были и те, кому депутатская работа, как говорится, была «до лампочки».
Одним словом, в той опальной Думе был полный раздрай, который привёл её к плачевному концу. Естественно, что и город лихорадило. Разговоры о необходимости объединить город и район у жителей (читай избирателей) были, но в рабочую повестку Дума их не ставила.
На этом фоне мы - и я в том числе - и пошли на выборы. Главная цель была - объединение, чтобы исключить двоевластие. Планировали за год успеть, получилось за три месяца. Все звёзды тогда сошлись: исполнительная власть сработала оперативно, поддержка и помощь области была определяющей, депутаты поддержали- командой хорошо сработали.Это был повод для гордости.
Дальше нужно было продолжать дело. Слово «надо» было уже ключевое. Была уверенность, что у депутатов с исполнительной властью всё сложится хорошо. Этого и добивались. В апреле 2015-го снова состоялись выборы. Мы пришли в Думу единой командой, и слово «оппозиция» исчезло из нашего обихода.
В 2015-ом нашей основной стратегической целью на пятилетку стало дать спокойно работать исполнительной власти. У депутатов была вера в мэра, у мэра - в депутатов, у всех -что общее дело делаем. С этой верой и проработали пять лет.
Моя оценка - хорошо отработали. Сейчас люди уже забыли про ту смуту, которая царила в Ангарске до 2014 года.
Пусть будут новые имена
- Вы из тех депутатов, которым удаётся совмещать и профессиональную, и думскую работу. Почему же всё-таки вы не идёте в следующий созыв?
- Ответить на этот вопрос не так просто. Знаете… Я человек не публичный, в выборах никогда не участвовал до тех пор, пока не достали, вернее, ситуация не достала. Тогда, в 2014 году, для меня решение участвовать в выборах далось трудно, но в душе всё кипело от безысходности. И хотя я долго сопротивлялся, что-то тогда во мне щёлкнуло.
Уверен, что сейчас для Ангарска это уже не актуально. Это главный результат нашей работы. И мы уже не разделяем, чья эта работа: исполнительной или законодательной власти, это общий результат.
Сегодня всё стабильно, и это обнадёживает. Команду, которая сложилась, и взаимодействие в структуре власти теперь не так-то просто разрушить.
Даже если кто-то уйдёт, есть скамейка запасных.У меня по этому поводу оптимизм с большим запасом прочности. Исходя из этого, я принял решение на выборы в этом году не идти. Пусть будут новые имена. Мне сейчас 63 года, а эта работа - для молодых и амбициозных. Зачем им мешать?
Я готов помогать и в предвыборной гонке, и после тому, кто разделяет мои убеждения, тому,
кто будет в команде. Я думаю, многие из тех, кто сейчас на виду, пойдут на выборы и победят. В этом случае стабильность сохранится.
- Откуда такая уверенность?
- Знаете, всё таки пять лет -это большой отрезок времени, и можно делать выводы, сравнивая, что было и что стало. Я не буду говорить о реальных делах в виде памятников, дорог,набережных. Я могу судить по настроению наших жителей.
В начале нашей работы нас просто заваливали обращениями. Сейчас риторика диалога общества с властью изменилась: раньше была больше ультимативной, сейчас – больше доброжелательной. Из этого я делаю вывод - общество выздоравливает, что ли. Под обществом я имею в виду и жителей, и власть, и диалог между ними. Часто депутата путают с адвокатом, меценатом,управдомом
- А с примерами можно?
- Приходит однажды ко мне на приём женщина и просит помочь ей улучшить жилищные условия. С её слов понимаю, что живут вместе в одной комнате в общежитии: она, её сын и её мать, которая является ещё и опекуном её ребёнка- своего внука. Спрашиваю: «А как так, что у вашего ребёнка, который живёт вместе с вами, есть ещё и опекун, который получает социальное пособие от государства? Вы хотите, чтобы я вмешался в ситуацию, и тогда, возможно, эти пособия исчезнут». Вопрос исчез мгновенно вместе с женщиной, которая даже не представилась. Возможно, обида на меня осталась, а понимание, что это вообще-то обман государства, наверное, не пришло.Взаимоотношения жителей с управляющими компаниями, пожалуй, самая объёмная тема. Но все до одного обращения личные. А надо, чтобы обращения были от имени Советов домов. Обращение к депутату нужно зачем? Чтобы поплакаться или для того, чтобы решить проблему? Если надо решить проблему, то она должна быть общая, озвученная на Совете многоквартирного дома. Тогда и решать проблемы проще. Конечно, претензии жителей чаще всего обоснованные, связанные с невниманием к ним. Но не может депутат решить проблему точечно, не зная мнения остальных. Например, просят меня спилить дерево, которое посажено жильцами, но кому-то уже в окно лезет и мешает. Но оно не мешает всем остальным, и они против. Спрашиваю: «А почему сами не можете спилить?» Ответ: «Так остальные против».
Вообще жители часто путают депутата с адвокатом, меценатом, полицейским, управдомом. Он один должен всех заменить. В каждый двор надо купить детскую площадку, установить её и обслуживать.Деревья одним спилить, другим - посадить. Деньги должен депутат вернуть всем обманутым вкладчикам. Сейчас таких обращений меньше. А раньше их была масса, и шли они от вполне образованных людей.
Возможно, исчез политический заказ. Стало больше позитивных обращений и даже признаний, благодарностей, просто добрых слов.
Партбилет и гражданская совесть- не тождественные понятия
- Александр Анатольевич, на депутатов ведь падал и негатив, так или иначе, связанный с изменениями в федеральном законодательстве?
- Да - капремонты, пенсионное законодательство, мусорная реформа… То, что от нас не зависит, но на нас влияет. Большая разъяснительная работа администрации и депутатского корпуса снизила накал. Наконец-то и с областным правительством взаимоотношения стали налаживаться. Есть шанс, что и с Заксобранием всё уладится. Ведь депутаты, которые там работают, тоже люди. Должно прийти понимание, что наличие партбилета и гражданская совесть -это не тождественные понятия.
Я считаю, что мы всё сделали правильно. Другим, кто придёт после нас, будет проще. А если мы что-то и не реализовали, то жизнь продолжается, и мы никуда не исчезаем. Когда я говорю «мы», то имею в виду тех, кто не будет баллотироваться на следующих выборах. Но желаю всем продолжить начатое, и чем больше депутатов из нынешнего состава Думы пройдёт в следующий созыв, тем надёжнее будет подушка безопасности.
Хочу сказать всем, с кем вместе работал, огромное спасибо. Отдельно хочется сказать о «бойцах невидимого фронта»- о работниках аппарата Думы. Очень слаженная команда, высокопрофессиональная. Впрочем, мы ещё продолжаем работать, и прощаться нам рано.
Беседовала Лилия МАТОНИНА