Где эта улица, где этот дом?

Ангарские Ведомости

Частный сектор не готов к переписи населения
В октябре состоится Всероссийская перепись населения. Она покажет, насколько изменилась жизнь россиян за последние десять лет. Подготовку к акции ангарские переписчики начали «ещё вчера». В августе 2019 года регистраторы обследовали сельские территории, садоводства и частные сектора округа, чтобы проверить соответствие адресов и картографические данные. По результатам проверки выяснилось, что более трёх тысяч ангарских домовладений не имеют номерных обозначений. Где-то «безымянными» оказались улицы и даже целые садоводческие товарищества.


Как этот адрес найдёт «скорая»?
- Мы стоим на углу улицы 40 лет Октября. Но что за улица её пересекает - непонятно. Вы видите где-нибудь указатель? - задаёт журналистам задачку со звёздочкой инструктор по проведению Всероссийской переписи населения - 2020 Марина ШАЛАЕВА. С ней мы отправились в выездной рейд по частному сектору, чтобы лично убедиться: в октябре песню про «где эта улица, где этот дом?» будут напевать себе под нос многие переписчики Ангарска.
Судя по карте, неопознанная улица в микрорайоне Старо-Байкальск носит имя революционера Моисея Урицкого. Следующая за ней названа в честь математика Николая Лобачевского, но никаких сведений о Николае Ивановиче мы на перекрёстке также не наблюдаем. Надо ли говорить, что каждый второй дом вдоль здешних улиц не имеет никаких плашек с цифрами?
- Частный сектор здесь строился более полувека назад, но за всё это время многие местные жители старшего поколения, их дети и внуки так и не потрудились обозначить свои дома, - говорит Марина Шалаева. - Недалеко есть сквозная улица Энергетиков. Там ещё веселее. Даже пронумерованная часть домов на Энергетиков нередко стоит не на своей стороне: чётные дворы - на нечётной половине и наоборот. Разобраться в этом компоте под силу только тем, кто здесь живёт. Каким образом нужный адрес находят таксисты, «скорая» или полиция, для меня загадка. До 1 октября собственники жилых домов в частном секторе должны установить аншлаги с указаниями улиц и номеров домов.
Безымянные садоводства
Без инструктора по переписи мы бы не разобрались в том, что поворачивать на СНТ «Звёздочка» нужно от 6 микрорайона, сразу перед большой вывеской «Шиномонтаж». Если автосервису выгодно, чтобы их табличку было хорошо видно с дороги, то садоводы, похоже, от кого-то скрываются - указатели на повороте отсутствуют. С трудом мы отыскали аншлаг, обозначающий и одну из улиц - «2-я Европейская». Зато на самой улице пронумерован каждый участок. Дома здесь, в отличие от Старо-Байкальска, новые, ухоженные, но скинуться по 20 рублей на табличку их владельцы не посчитали важным. Вот один из хозяев выпорхнул из калитки с мусорным пакетом. Спрашиваем: «Молодой человек, почему на «Звёздочку» указатель не висит?». Парень пару секунд смотрел на нас, как на дураков, а после обрубил: «Я за «Звёздочку» не в курсе, у нас ДНТ «Солнечное».
- Да, - разъясняет обескураженной прессе наш экскурсовод, - «Звёздочка» находится на параллельных улицах, а это «Солнечное». О том, что здесь расположены два разных товарищества, можно догадаться, только взглянув на карты.
На обратном пути удостоверились: у «Солнечного» тоже нет никаких опознавательных знаков на повороте. Наверное, это мы чего-то не понимаем и дорогу к садоводствам нужно искать не по указателям, а по солнцу или Полярной звезде.
Бермудский микрорайон
Но ещё более комичные истории, как и обещала Марина, ждали нас в Северном. Всем известно, что в давние времена микрорайон создавался по принципу «нахаловки» -кто где участок приметил, там и поселился. Плоды этой анархии можно наблюдать сегодня. Добрая половина микрорайона напрочь лишена геометрии. Улицы петляют и даже раздваиваются, как это, например, произошло с улицей Тургенева. С ней связаны самые анекдотичные ситуации. Так, через дорогу напротив дома 30 на Тургенева вы не встретите номера 31 или 29. Здесь адрес иной: Подгорный переулок, дом 9. Проходим чуть дальше, и сразу за голубеньким штакетником Тургенева, 24 начинается жестяной забор Нахимовской, 60 (и это не перекрёсток).
- В Северном даже есть улица, на которой стоит всего два дома, - рассказывает Марина. - Немногим лучше обстоят дела с адресами в удалённых территориях округа. Несмотря на то что обязанность обозначить свой дом на местности лежит на собственниках, многие это просто игнорируют. Когда мы пять лет назад готовились к сельхозпереписи, я обошла Китой вдоль и поперёк - у половины домов не было номеров. Наступил 2020 год, но воз и ныне там.
Максим ГОРБАЧЁВ