Непокорённый Ленинград и его непокорные жители

Ангарские Ведомости

Каждый год 27 января, в День снятия блокады Ленинграда, Анатолий КРУШЕНКОВ, Владимир ЛИСТАКИНД и Адам УЛЬРИХ встречаются на торжественном мероприятии во Дворце ветеранов «Победа» в честь знаменательной для них даты.
- Мы как три мушкетёра, давно друг друга знаем, - говорит Владимир Александрович. - Но сейчас только здесь и видимся, в гости сходить то сил нет, то здоровья.

История обратного хода не имеет
День полного освобождения города их детства - особая дата. Скептики поспорят: а праздник ли это, учитывая количество жертв? Для тех, кто побывал в блокаде, 27 января - праздник силы духа со слезами на глазах и с болью в сердце.
- Огромное уважение людям, которые сумели пройти через все горести, жуткие испытания, страдания войны. Благодаря вам мы имеем возможность сохранить историческую память о войне и воспитать молодое поколение в духе уважения к истории страны, - обратился к собравшимся мэр Ангарского округа Сергей ПЕТРОВ.
Это очень важно! Особенно теперь, когда пытаются переписать историю. Есть те, кто считает: если бы сдали Ленинград, многих бед удалось бы избежать. Но документы убеждают в обратном.
В директиве начальника штаба Военно-морских сил Германии от 22 сентября 1941 года об уничтожении Ленинграда всё изложено предельно чётко: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Кольцо окружения сомкнулось, а город жил! Жил назло врагу, голоду, холоду, бомбёжкам.
«Из тех лет запомнился вой сирен…»
- Мне нередко приходилось оставаться одному дома в четыре года. Наверное, за мной присматривали соседи. Мама была поваром в военной столовой и погибла от голода в 1942- м, отец сутками работал на оружейном заводе, - рассказывает Владимир Листакинд. - Из тех лет запомнились вой сирен, бомбёжки. Я пугался и прятался под столом.
Когда открылась «Дорога жизни», первыми эвакуировали детей.
- В марте 1943 года нас вывозили на грузовиках по льду Ладоги. Я был с мамой и сестрёнкой Катюшей. Наша колонна попала под бомбёжку. Машина, в которой мы ехали, стала уходить под лёд. Люди выпрыгивали из кузова. Мне повезло - волной вытолкнуло на поверхность, меня подхватили, спасли. Нас, мокрых, замёрзших, подобрали другие машины, - вспоминает Адам УЛЬРИХ.
В Ангарск для учёбы ленинградские мальчишки приехали по комсомольским путёвкам после армии. Город, рождённый Победой, стал для них родным.
В настоящее время в Ангарске проживают 27 очевидцев тех страшных дней, из них трое - защитники города на Неве и жители блокадного Ленинграда приравнены к участникам Великой Отечественной войны. Все они члены общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» (председатель организации Светлана ПУТИЛЬЦЕВА).
Ирина БРИТОВА