Фотографии с синяками отправляю маме

Ангарские Ведомости

Вопрос к футбольным болельщикам: назовите российского игрока, выступающего за границей? К гадалке не ходи, подавляющее большинство вспомнит Александра ГОЛОВИНА. Сейчас Саша в чемпионате Франции тянет из болота «Монако». А что если мы вам скажем, что на родине Дюма и Стендаля играет ещё один футболист из России? Да не просто из России, а из Ангарска. 23-летняя Екатерина ТЫРЫШКИНА играет в полузащите за крепкий середняк женского чемпионата - «Генгам».
Связаться с Катей оказалось не так просто. Телефона не знаем, соцсети закрыты. Положение спас инстаграм. Здесь мы нашли Катин профиль с фотографиями из Западной Европы и подписями к ним исключительно на английском языке. Переписку с ангарчанкой мы решили всё-таки начать на русском. И не прогадали.

Катя, ты не мальчик
- Екатерина, согласись, нечасто услышишь, чтобы девушка болела футболом.
- Заболела - это точно про меня. Не могу объяснить, с чего всё началось. Думаю, роль сыграло окружение. В детстве у меня почти не было подружек, зато я любила проводить время с мальчишками. С ними можно было и похулиганить, но почти всё время мы просто гоняли в футбол.
- Не боялась, что пацаны на поле затопчут?
- Поначалу я играла только во дворе, а там правил нет, и возраста тоже. Поэтому для меня жёсткие стычки были нормой. Да и ребята не всегда сразу понимали, что я девочка. Я была худая, высокая, с короткой причёской, мальчишеских повадок нахваталась. Забавно было смотреть на лица пацанов из соседних дворов, когда другие кричали мне «Катюха». Опережая вопрос, я не разделяю мнение, что девушки, играющие в футбол, не могут быть женственными. Как по мне, это устарелый стереотип.
- Твои родители того же мнения?
- Честно, они были против того, чтобы я всерьёз занималась футболом. Именно потому, что по сей день футбол считается не женским видом спорта. Каждый день мне приходилось слышать: «Катя, ты не мальчик. Иди лучше в куклы поиграй». Но мяч для меня всегда был на первом месте. Плюс к этому параллельно я ходила на танцы, и родителей беспокоило, что футбол отвлекает меня от занятий. Только когда мой первый тренер Юрий Тихонович пришёл к нам домой и поговорил с родными, они сбавили обороты и перестали на меня давить. Конечно, мама и бабушка так реагировали, потому что переживают за меня. Сейчас они считают, что я делаю большое и не самое лёгкое дело в своей жизни. Поэтому фотографии с синяками маме отправляю регулярно, а она меня жалеет.
- А танцами ещё занимаешься?
- Нет. Если бы вы видели, как я сегодня танцую, то сказали бы: «Катя, остановись!» Но танцы здорово помогли мне улучшить координацию. Недаром бразильские футболисты отлично координированы - много танцуют.
Чувствуешь силы? Шуруй за границу!
Здесь мы позволим себе ненадолго отложить переписку с Катей, чтобы исправить несправедливость, инициированную нашими иркутскими коллегами. Во всех статьях о Кате почему-то всегда пишут, что её талант открыла тренер женской футбольной команды «Рекорд» Светлана НАДЕЖКИНА. Мы хотим познакомить читателя с действительно первыми тренерами Кати. Владимир ЗАХАРОВ сегодня, как и 10 лет назад, работает тренером в СДЮСШОР «Ангара».
- Катюху я, конечно, помню, - говорит Владимир Сергеевич. - Она в 40-й школе тренировалась у Юрия Тихоновича ТУТОВА. Ему нужно лавры воздать, что он с ней больше всех возился. Я был уже следующим звеном, когда Юрий Тихонович привёл Катю ко мне, чтобы она занималась в спортшколе. Ну, а когда Кате стукнуло 13 и настала пора играть в женской команде, я обратился к тренеру иркутского «Рекорда» Светлане Надежкиной. Она за Катю ухватилась, а вместе с ней ещё двух ангарских девчонок взяла. В итоге они поднялись не так высоко, но одна стала победителем первенства России, а другая выиграла детские олимпийские игры. С Катей в последний раз мы виделись, когда ей поступило предложение из-за границы. Она искала совета: дерзать или оставаться играть в России. С английским в ту пору у неё ещё было ни шатко ни валко. Я сказал: «Если чувствуешь силы, шуруй! Ищи себя».
Выяснилось, что Юрий Тихонович Тутов уже несколько лет живёт в Краснодаре, но и с ним нам удалось пообщаться.
- Я в школе набирал группу мальчишек, и пацаны мне сказали, что в нашем микрорайоне играет девчонка, - вспоминает тренер. - Говорю: пусть тоже приходит. Правда, тогда опыта тренировать девочек у меня никакого не было. Кате было лет 8, и первое время она немного стеснялась - привыкла только с соседскими ребятами играть. Родители были категорически против футбола. Пришлось их долго убеждать не губить интерес девочки. Доходило до того, что после тренировки отвозил Катю домой, чтобы она успевала ещё и на танцы. А когда Катя начала приносить первые призы, мама с бабушкой уже смирились. Катя - самородок. Она не боялась играть с мальчишками на два года старше. Иной пацан заноет, когда по ноге попадут, а Катя никогда. Потом её из «Рекорда» позвали играть в краснодарскую «Кубаночку», а вскоре я и сам в Краснодар переехал. Даже внучку водил на стадион, чтобы она посмотрела, как Катя играет. В последний раз мы с ней разговаривали по телефону, когда она призналась, что тренеры национальной сборной поставили её перед выбором: или она играет в России, или они перестанут её замечать.
Не понимаю разделения на мужчин и женщин
- Катя, за три года игры за рубежом ты успела выучить три языка. Тебя можно назвать полиглотом?
- Думаю, с полиглотом вы перегнули. В моём случае учить языки меня заставил только футбол. Сначала пригласили в Финляндию, и пришлось браться за английский - сейчас он составляет 90% моей речи. В итальянской «Брешии» начала учить итальянский, а оказавшись во Франции - французский. Это только кажется сложным. Мы даже не подозреваем, на что способно наше подсознание. А постоянная практика и вовсе делает процесс малозаметным. Когда вокруг одни иностранцы и нет возможности перейти на русский, другой язык учится намного быстрее.
- Финляндия, Италия, Франция. Где тебе было тяжелее всего освоиться?
- В первый год во Франции то и дело попадала в смешные истории. То не к тому доктору на приём приду, то свет в квартире отключат на три дня, потому что неправильно оформила документы. Но это бытовые мелочи. Когда есть мечта, они отходят на второй план. Мне каждая из этих стран понравилась, особенно в зимнее время. Но всё-таки Италия - мой фаворит. И по итальянской пицце я скучаю.
- В позапрошлом туре твой «Генгам» сыграл вничью с «ПСЖ». В мужском футболе это один из главных денежных мешков. С женским «ПСЖ» также тяжело конкурировать?
- «ПСЖ» выделяется кошельком, но настоящий денежный мешок во Франции - «Лион». Клуб четыре года подряд становится лучшим в Европе. Как можно конкурировать с командой, где зарплата одного игрока - как весь годовой бюджет моего клуба?
- В то же время девушки из «Лиона», а вместе с ними 1693 женщины-футболистки из 7 ведущих мировых лиг женского футбола в год суммарно получают зарплату в 42,6 млн долларов. А один форвард «Барселоны» Лионель МЕССИ - 84 миллиона долларов.
- Честно, не знаю, почему до сих пор мы разделяем женщин и мужчин. На дворе 21 век, и, думаю, всем очевидно, что девушки могут делать точно такую же работу, что и мужчины. Не понимаю это неравноправие в футболе. Но на свою зарплату я не жалуюсь. Кушаю хорошо, одеваюсь вроде тоже неплохо.
Майку сборной ещё надену
- Тебя не всегда можно увидеть в стартовом составе. Тяжело конкурировать за место?
- В моей команде есть игроки из сборной Франции - одной из сильнейших сборных мира. Поэтому, конечно, конкуренция серьёзная. Но она только подогревает интерес, заставляет раз за разом выдавать максимум и становиться лучше. Кстати, знаете, как меня называют в команде? Петрушка. Я даже не знаю, как это всё началось, но девочки сказали, что это такое русское имя. Когда я им сказала, что это ещё и приправа, они рассмеялись ещё больше. Вот так я стала Петрушкой или Екатериной Петрушкиной.
- Юрий Тихонович рассказал о вашем последнем разговоре. Не жалеешь, что уехала за границу и пожертвовала местом в сборной?
- Я уже переболела этим. Если бы снова встал такой выбор, я поступила бы так же. Я осознавала свой уровень, и сомнений в том, что могу заиграть в другом чемпионате, не было. Нужно было действовать. Претензий к тренерам у меня нет. Каждый видит футбол по-своему. Сейчас для меня самое важное - прогрессировать. Придёт время, и я обязательно снова надену майку сборной.
- Как часто удаётся вырваться в Ангарск?
- Родные и друзья знают, что я всегда стараюсь приехать как можно раньше и побыть дома подольше. Сложно описать: когда лечу в Ангарск, всё время читаю, смотрю фильмы, слушаю музыку - не могу уснуть. Слишком возбуждён организм. Приезжаю дважды в год. Летом на Китой загорать хожу, а зимой на горках катаюсь. В общем, стараюсь побыть с семьёй и максимально зарядить батарейки. Редко так бывает, но на каникулах хочется, наконец, отдохнуть от футбола.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ