Брехня с оптическим прицелом, или Блондинка в кресле редактора

Super User

24 ноября с утра телефон не умолкал. Звонили уважаемые в городе люди, за которыми история, реальные дела - одним словом, ангарчане с большой буквы.

- Прочти «Времянку», там «прометей средств массовой информации» смачно, с удовольствием плюнула на слезы памяти и нашу гордость… Гордость города, рожденного Победой.

Прочитал статью и глазам своим не поверил. Из всей пишущей братии Галину Васильевну АМЯГУ я всегда выделял и уважал. Профи! Я думал, что меня на восьмом десятке лет ничем не удивишь. Оказывается, талантом можно не только отстоять правду, но и не менее талантливо ее утопить.

Речь в статье идет о монументе воинам-победителям, первостроителям. О людях, которые в 1945 году переправились на правый берег Китоя в том месте, где он впадает в Ангару. И у этой излучины сказали:

- Здесь будет город заложен!

Сказали и сделали! Рыли землянки, блиндажи, лес валили…

Разве они могли предположить, что пройдет время - и их попытаются вычеркнуть из истории? А уж увековечивание их в бронзе, выражаясь языком автора, «вообще понты».

Я читал - и глазам своим не верил. Ей-то это не к лицу. Впрочем, что я о лице? Теперь об этом говорить поздно. Человеку просто не дано понять разницу между первостроителями и строителями.

Когда в газете «Время» за №113 от 13 октября 2016 года Галина ЛЕМЗЯКОВА опубликовала статью «Идея против миллионов», я ей ответил фактами, считая, что она молода, заблуждается и дух того времени ей не совсем понятен.

Меня возмутило тогда то, что автор со слов неких старожилов узнала, что на самом деле Ангарск строили заключенные. С ее точки зрения эти старожилы до сих пор в здравом уме.

Действительно, центральную часть города до «швейки» строили заключенные. Но если эти старожилы считают, что почтовый ящик 79 (АЭХК) - сверхсекретный завод - построили тоже зеки, то о здравом смысле не может быть и речи.

Затем Галина Лемзякова предложила с целью экономии обратиться к опыту города Усолье-Сибирское, где установили памятник из двух фигур, напоминающих скоморохов, которые выполнены из бетона и покрашены флуоресцентной краской.

Я посчитал, что это несовместимо с образом воина-победителя, это не для города, рожденного Победой.

Правда, статью я тогда назвал «Походя по святому». Ее подредактировали и с подковыркой назвали «Экономить не будем». С автором не согласовывали, очень мне это не понравилось. Получалось, что народную копейку по недомыслию мы не собираемся беречь.

Я в статье не ссылался на мифических старожилов, а указал конкретных почтеннейших людей, положивших лучшие годы и здоровье на строительство нашего города: КУЗОВКОВ, ПЛАКСИН, БАСУРМАНОВ, АЛЕШИН, ПИРОЖЕНКО, ТАРАСОВ, БОГДАН-КУРИЛО, ТОКАРЕВ, ЗАПРУДСКИЙ, ШЕХТМАН, ЗУРАБОВ и другие.

После опубликования моей статьи звонили много ветеранов, члены семей первостроителей, участники тех далеких событий. Столько слов благодарности за то, что о них вспомнили, я давно не слышал.

На сегодня мне известна только часть информации о реакции ангарчан на статью Галины Амяги. Мягко выражаясь, людям не понравились высокомерие, беспардонность автора к людям и истории. Главный редактор давно так официально не представлялась в предисловии статейки с неуместным названием «Кто ж его посадит». И под Савелия КРАМАРОВА подкосила и кокетливо сообщила, что мечтает однажды проснуться молодой длинноногой блондинкой. Читая это, один из почтенных граждан Ангарска посмеиваясь сказал: «После этой статейки она - точно блондинка».

Если бы первые редакторы «Знамени коммунизма» В.П. БОГАТЫРЕВ и В.И. ПАНФИЛОВ прочитали это, они бы не одобрили, а может, и возмутились бы. От себя могу добавить, что главному редактору газеты несолидно не знать, что по монументу проводилась большая, кропотливая работа с привлечением специалистов. Компетентные люди побывали в других городах, проведено несколько конкурсов. Эскиз монумента единогласно утвержден общественными палатами, в том числе и вновь избранной. Эскиз монумента выставлялся на всеобщее обозрение в ДК «Нефтехимик». В книге отзывов высказана поддержка проекту.

Во Дворце ветеранов проведена презентация проекта с участием рабочей группы, автора, с привлечением предпринимателей и бизнесменов. Кто же Вам мешал участвовать в обсуждении? Информация была бы у Вас не от доносчиков.

Галине Васильевне следовало бы знать, что цена монумента - 25 миллионов рублей, указанная ею в статье, не соответствует действительности и давно устарела. Она стала ниже на одну треть. Что практически деньги на монумент собраны. Это пожертвования ангарчан. Что заключен договор с автором, Евгением СТАВСКИМ. Что завод-изготовитель подтвердил получение денежных средств. Начинается работа в глине. Также следовало бы знать, что земля, на которой «торчал камень-обещание», воткнутый еще большевиками, принадлежит городу. Монумент не стали планировать на том месте по другим причинам. И это тоже следовало бы знать.

Какая-то неувязочка получается. В 2013 году главный редактор газеты «Время» Олег ТЮМЕНЕВ подписывает обращение к гражданам Ангарска о возведении монумента воину-победителю, первостроителю, а в 2016-м другой главный редактор газеты «Время» считает возведение монумента попыткой переписать историю.

Поскольку монумент является народным, будет установлен на деньги и по воле народа, по своей символике он будет горд и величав. И ему «по барабану», что он не нравится какой-то отдельной личности.

Я не был членом партии, но и меня оскорбила циничная терминология автора: «торчал камень-обещание, установленный большевиками».

Одним словом, бабахнула Галина Васильевна из пушки в молоко.

Действительно, я живу в Ангарске с конца 1948 года. Много помню, многих знаю. По истории города мною изданы четыре книги, в том числе об истории развития ведущих видов спорта в Ангарске - хоккея, футбола, бокса. С учетом работы адвокатом около трех десятков лет я знаком со значительной частью жителей Ангарска.

За мной инициативная группа почтеннейших граждан Ангарска, рабочая группа уважаемых специалистов, решения общественных палат, Совета почетных граждан. Так что я не одинок. И если я пишу, то готов ответить за каждое свое слово.

Вы же, не привлекая никаких специалистов, общественность, наплевали во все горшки. Прокукарекала, а там хоть не рассветай.

Завершая, хочу высказать свое предположение. «Тема о монументе» для Вас лично - дело третье. Вы шарахнули по нескольким целям - не забыли об Общественной палате, об администрации города, чем-то Вам не угодившей, о сереньком монументе, о попытке переписать историю за 25 миллионов. Бережливая Вы моя, а как же быть с «Бессмертным полком», проходящим в День Победы по центральной площади? Их-то за что? Они после войны строили город! Следуя Вашей логике, Ангарск - город каторжан, а не город, рожденный Победой. Кто Вам дал такое право?

Поскольку я дважды в статье упомянут в качестве болванчика, не разбирающегося в скульптуре, в истории города, хочу Вам доложить, что Ю.В. БРАТЮЩЕНКО правильно указал, что в 1947 году на территорию строящегося города было распределено 30 тысяч заключенных. Распределено, а не доставлено. Но это были не первостроители, а строители. Так что с нашей стороны нет никакой попытки почистить и переписать историю.

Вы обидели многих людей, в том числе меня и память о моих родителях и родственниках.

И, зная, что рыба гниет с головы, впервые за 50 лет я не подпишусь на газету «Время».

Вам нужен был скандал, но скандала не будет, тем более на страницах Вашей газеты. И, поскольку Вы сами указали, что меня знают многие, в этом решении я, конечно, буду не одинок.

А Народному Памятнику быть!

С уважением к журналистам газеты «Время»,

Юрий ТОЛМАЧЁВ