Новости
«Когда вы рядом, мне хорошо и спокойно»
- Ангарские Ведомости
Начав новую летнюю рубрику «Напросились в гости», мы не удержались и… попросились на чай к мэру округа Сергею ПЕТРОВУ. Сергей Анатольевич удивился, но, как человек воспитанный, отказывать не стал. Правда, встреча несколько раз переносилась из-за патологической занятости героя. Да и рассказывать о личном, как сам Сергей Петров честно признался, он не готов. Вот о работе - пожалуй- ста, сколько хотите. Поэтому наш разговор мы в основном вели с милой хозяйкой дома - Валентиной Васильевной ПЕТРОВОЙ.
Мужчины в поход, женщины - за стол
- Приезжайте в субботу! Я как раз в ночь с пятницы на субботу вернусь из командировки в Красноярск. Вот только в 11 утра мне нужно быть в Одинске, поздравить жителей с Сурхарбаном. Приеду в час дня примерно. К двум будем ждать. - Сергей Анатольевич наконец-то нашёл для нас место в своём плотном даже в выходные дни графике.
Правда, позже стало известно, что всех мужчин семейства Петровых (главу, сына Александра и зятя Алексея) друзья позвали в этот день на сплав по Иркуту. Поэтому уже через час мы отпустили их в поход и остались за столом в летней беседке с женской половиной: супругой Валентиной Васильевной, дочерью Ксенией, невесткой Анастасией и тремя очаровательными внучками. Самая юная, трёхмесячная Злата, сладко посапывала в коляске. Старшая, шестилетняя Милана, уединилась в доме с планшетом. Это дети старшего сына, Александра ПЕТРОВА. Дочь Ксении Мария вступила в самый исследовательский возраст - ей чуть больше годика. Поэтому малышка меняла свою дислокацию ежеминутно, заставляя маму и бабушку постоянно отвлекаться от разговора.
- У нас женское царство, - смеётся Валентина Васильевна. - Я самая счастливая и любимая бабушка на свете. Когда я рядом, внучки могут и позабыть о своих родителях. Ну вот, можем и поговорить за чаем.
Самые важные моменты в жизни
- Валентина Васильевна, расскажите, воспитание детей и внуков - не одно и то же? Ка- кую разницу лично вы почувствовали?
- Конечно, всё воспринимается иначе. Мы с Сергеем недавно об этом говорили. В молодости всё как-то пролетает мгновенно. Работа, суета. Как будто всё само собой происходит. Многому не придаёшь должного значения. И какие-то вещи ускользают из памяти. А с внуками каждое
мгновение видишь отчётливо.
Первый шаг, первое слово. Вот Милану научили ездить на велосипеде. Вот она впервые по- плыла. Происходит переоценка ценностей. Начинаешь понимать, что вот они, самые важные моменты, вот в чём настоящее удовольствие от жизни. Когда несколько лет назад начали строить свой дом, мы с сыном Сашей приняли решение, что будем жить рядом. Наши дома даже сообщаются между собой. Поэтому его старшая доченька Милана - очень частый гость у нас, даже ночует иногда.
- Говорят, что Сергей Анатольевич часто сам её отвозит в детский сад…
- Да, они большие друзья. Порой Серёжа просит позвать её к нам. Внучка приходит, а дедушка… садится работать с документами. Я ворчу немного: вот ты позвал, а играю с ребёнком я. А он отвечает: когда вы обе рядом, мне так хорошо и спокойно. Мой муж человек немногословный. Это я люблю поговорить (смеётся). Я эмоциональная, а он спокойный и уравновешенный.
- Значит, вы его полюбили не за красивые слова…
- Не за слова. Совсем не за слова. За что тогда? Наверное, за потрясающую надёжность. Мы с Серёжей знаем друг друга уже 40 лет. Из них 38 в браке. А познакомились мы студентами геофака ИГУ. Я тогда была на первом курсе после педучилища, а он уже заканчивал, на пятом курсе. Мы все тогда любили романтику и походы. Сергей как раз организовывал их в университете. В один из таких трёхнедельных походов в группу не хватало человека - тогда всё было строго: количество людей должно соответствовать заявке. Друзья посоветовали взять меня. Рассказали, что я весёлая, активная, что выдержу. И меня взяли, единственную девушку. Серёжа предложил, я согласилась. Так и познакомились.
Поход дальний, у всех огромные рюкзаки, которые в пути разгружают по определённым у туристов правилам, чтобы у каждого равномерно уменьшался груз. Например, завтракаем. Килограмм гречки берём у одного, килограмм пряников- у другого. А я тогда худенькая была, весила примерно 48 килограммов, так мне было тяжело. Сергей это увидел и, видимо, решил помочь. Кто-то, у кого очередь пришла, вытаскивает крупу, а он: «Гречку берем у Вали - она у неё вкуснее».
- Где предложение сделал?
- В ЦПКиО в Иркутске. Он тогда уже работал, я училась. А потом был классический забавный случай. Его задержали на работе, и он… опоздал в ЗАГС заявление подать. Конечно, я ушла (смеётся). Потом пошли ещё раз.
- А как вы попали в Ангарск?
- Серёже как спортсмену (он увлекался альпинизмом, лыжами, горным туризмом) предложили работу спортинструктором на нефтехимическом комбинате. А потом он 11 лет работал аппаратчиком на вредном производстве. Сам он детство провёл в посёлке Среднем, его отец был военным лётчиком на Белой. Папа был по-настоящему правильным человеком, скудным в словах, но надёжным в делах. Своим отношением к жизни показывал цену каждого данного слова. Это у Сергея от него: если слово дал, значит, держи. И по-другому никак. К сожалению, отец рано ушёл из жизни. Если говорить о родовой линии, Петровы из донских казаков. Бабушка Нюра была настоящая казачка с Дона. А вот маму её, кстати, зовут так же, как и меня, Валентина Васильевна. Ей в августе 82 года будет. Сергей очень заботливый сын. Что бы ни случилось, он каждый день ей обязательно звонит. Продукты, лекарства, всё, что необходимо, привозит. Кстати, сегодня живут наши мамы в Ангарске в одном доме и даже на одной площадке. Каждый праздник мы ездим к ним в гости. Откуда я родом? Из Заларинского района, из многодетной семьи. Шестой ребёнок, между прочим. Как и положено в деревне, всё умею: косить, доить, печь топить.
«Наша семья выживала, как и все остальные…»
- Как в вашей жизни появилась стройка?
- Скажу откровенно, не было никаких грандиозных бизнес-планов. Наша семья выживала, как и остальные семьи. Мы очень долгие годы снимали жильё. На съёмных квартирах родились наши дети. Как сейчас помню время, когда Саша был маленьким. Вместо стола у нас были ящики из овощного магазина. Кровати панцирные. Старенький диван нам отдала моя сестра. А когда мы купили но- вый шифоньер, трёхлетний сын был так удивлён чудной мебелью, что всем сказал, что будет в нём жить.
Когда родилась Ксюша, хозяин квартиры неожиданно попросил съехать. Трудное время было. Сашу надо было устраивать в школу, а мы не знали, в каком районе найдём крышу над головой. Чтобы выжить семье, Серёжа всегда очень много работал. Было время, когда днём он трудился на комбинате, а вечером подрабатывал в такси и грузчиком в соседнем магазине. В начале 90-х ему с друзьями-альпинистами предложили работу - заделывать швы на домах, красить заводские трубы. Помню, как в то лето он с работы возвращался чёрным от загара. На первые заработанные деньги они тогда купили… 3 километра верёвки, тачки и вёдра. Средства производства, так сказать. После приобрели первый грузовик. Он, кстати, до сих пор стоит на территории «Стройкомплекса» как память о тех непростых временах.
- А как появилось первое жильё?
- Первым своим жильём стала двухкомнатная хрущёвка в 94 квартале, которую нам выделил комбинат. Позже мы её с доплатой поменяли на квартиру побольше. Потом был дом за «Энергетиком», который мы перестраивали после прежних хозяев. Дом, где живём сегодня, мы построили с нуля несколько лет назад. Он такой, как мы мечтали. Уютный и гостеприимный, где есть место каждому члену семьи.
«Я кричу в трубку: Серёжа жив?!»
- В жизни Сергея Анатольевича всегда были сложные восхождения на вершины, опасные походы. Помню, как однажды он рассказывал об экспедиции на Таймыр, в ко- торой они чуть не замёрзли. Как вы переживаете все эти истории?
- Вы знаете, он мне про все опасности не рассказывает перед походом. Бережёт. Потом я, конечно, каким-то образом всё узнаю. Однажды был случай. Я беременна дочкой. Сергей с товарищами ушёл на Север. Сотовых телефонов не было, связи никакой. И вот у них там что-то пошло не по плану, два человека обморозили руки, их случайно встретили военные и вывезли на вертолёте. И вот звонок мне на домашний телефон. Звонит спасённый: «Валя, ты знаешь, у нас тут такое...» - и начинает долго рассказывать. Я кричу в трубку: «Серёжа жив?!» - и тут связь обрывается. Представляете моё состояние? Всё завершилось благополучно. Но с тех пор каждое его восхождение, каждый поход я по-женски переживаю. Но я понимаю, что это его стихия. И только в горах он может отдохнуть, наполниться новой энергией для жизни. Там, понимаете, происходит какое-то очищение от всего наносного.
- А вас в горы брал?
- Не сразу. Когда я попросилась в горы, мне сказали: сможешь подняться на Мунку-Сардык - пойдёшь. Как я старалась! Первая шла по ледникам в «кошках»! Позже мы вместе ходили в базовый лагерь Эвереста и поднялись на вершину 5600 метров. Мы много где путешествовали, но только в Непале почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Помимо невероятной красоты природы, там очень открытые и дружелюбные люди. Но мы и здесь ходим в походы очень часто. Любим уезжать на турбазу в Огоньки, зимой там катаемся на лыжах, летом идём в пешие походы до Витязя.
- Сергей Анатольевич как-то сказал, что воспитание детей, уют в доме - это ваша заслуга. Но вы ведь тоже работали?
- Да, это правда. Я никогда не сидела «за крепкой стеной». 10 лет отработала в школе. Остальное время - в «Стройкомплексе» директором торгового дома.
Филя - бренд лыжного марафона
- Во время лыжного БАМа в Огоньках Сергей Анатольевич журналистов встретил вместе с большим псом Филей. Это ваша собака?
- Да, Филя уже стал настоящим брендом лыжного марафона. В нашей семье очень любят собак. Ксюша даже мечтала стать ветеринарным врачом и когда-нибудь открыть ветеринарную клинику. До Фили у нас дома 12 лет жил пёс Тимон. Когда он умер, мы очень переживали это горе. Наблю-дая это, друзья подарили Се- рёже на юбилей маленького пушистого щенка маламута. Так у нас 11 лет назад появился Филя. Умнейший, добрейший пёс. Он вместе с нами ходит во все походы. Вместе с главой семейства каждые выходные отправляется на природный источник за водой. Вы, кстати, попробуйте эту воду. Мы уже лет десять пьём только её.
- Источник где-то в лесу?
- Да, примерно в километре от Огоньков. Сергей надевает рюкзак, в него ставит ёмкости под воду и пешком идёт до источника.
- Вы сторонники здорового питания?
- На самом деле мы очень непривередливы в еде. Если поздно вернёмся домой из похода, вполне можем заварить китайскую лапшу. Любим каши, овощи, зелень, рыбу. Правда, несколько лет назад почти отказались от мяса. Друзья пригласили на семинар по йоге, и там нам рассказали о вредных свойствах мясной пищи. По выходным, особенно если ждём внучек в гости, пеку блинчики. Сын у нас прекрасно готовит плов. Они купили очень большой казан. И когда Саша колдует над ним, это праздник, на который мы собираемся всей семьей и зовём соседей.
- Спорт для вашей семьи в приоритете?
- Да, конечно. Серёжа сам без него не может и всех нас приучил к физической активности. Трижды в неделю он к семи утра едет в спортзал на
тренировку. В другие дни обязательно бегает на ЛБК. Сына Сашу он в детстве поставил на лыжи и научил плавать. В этом году он привлёк к плаванию старшую внучку. Зять Алексей у нас волейболист. Все дети бегают. Я с удовольствием катаюсь на лыжах и даже участвую в лыжных марафонах. Когда в Огоньки на БАМ съезжаются лыжники со всей страны, это такая получается атмосфера добра, такая положительная энергетика!
«Скажу честно, я была против…»
- Расскажите, как вы отреагировали на новость о том, что муж идёт на выборы мэра?
- Очень эмоционально. Скажу честно, я была против. Я очень тяжело перенесла выборную кампанию, в которой на Сергея было вылито столько грязи. Как человек, который знает его столько лет, знает его поразительную порядочность и искренность, я понимаю всю несправедливость этих историй. Столько боли я
испытала. Он как мог оберегал, не разрешал читать газеты. Он и сегодня не рассказывает о каких-то вещах. За семейным столом у нас не принято говорить о работе. Мы обсуждаем, куда пойдём в выходные, кого пригласим в гости, рассказываем новости детей и внуков. Но я знаю, что мысли об Ангарске у него всегда в голове, даже если мы уезжаем из города. И даже если мы находимся в путешествии. Например, идея о набережной и спортивной велодорожке пришла ему в небольшом городке в Южной Корее. Мы гуляли, и он сказал: я хочу в Ангарске построить такую же. Везде, где мы бываем, он отмечает какие-то фишки, которые потом пытается повторить в родном горо- де. Он очень хочет, чтобы наш маленький Ангарск стал комфортным для жизни городом. И зная, как ему важно это, я всегда его поддерживаю.
Татьяна Габидулина
НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ
Лыжи в подарок
Однажды на день рождения Валентины Васильевны Сергей Анатольевич задумал особый подарок - классные лыжи. В те времена их было непросто достать. И вот настал день икс, вместе с сыном Сашей мужчины торжественно преподнесли имениннице профессиональную лыжную пару. И как же расстроились, увидев на её глазах слезы!
- Я никогда не стояла на лыжах, да и холода не терплю. Думаю, вот другим женщинам украшения дарят, а мне - лыжи, - вспоминает она сегодня со смехом ту историю.
Но лыжи есть, надо испытать. Сначала Валентина Петрова прошла первый километр. Потом второй, третий. Потихоньку втянулась. А дальше решила замахнуться на круг в 22 км. Поехала и с непривычки... заблудилась.
- Выезжаю к людям. Спрашиваю: где Огоньки? А они говорят: вы в другую сторону уехали. Что делать? Поехала обратно. Приезжаю, а Серёжа уже на поиски собрался, - рассказывает она.
Сейчас Валентина Васильевна за сезон наезжает 500-600 километров лыжной трассы. Иначе хорошей формы не достичь. А ей она нужна. Ведь первая леди нашего округа восемь лет подряд участвует в лыжном марафоне, где заявляется на самую большую, 50-километровую дистанцию.