Современный абстракционизм: когда слово вторично

Ангарские Ведомости

Похоже, массовая культура наших дней - это культ зрительных образов. Может, причиной тому «пиктограммы XXI века» с электронных девайсов, сопровождающих нас на каждом шагу, где слова то сокращаются, то вовсе замещаются изображениями для быстроты считывания. Что бы ни лежало в основе явления, оно распространяется и на искусство. Как уживаются на полотне слово и образ, решили разобраться организаторы международной выставки «Точка, линия, пятно… слово».


Открытие экспозиции состоялось 30 января в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Вернисажу предшествовал одноимённый конкурс, в котором участвовали известные иностранные художники: Кристоф МИРАЛЕС из Франции, Брахим КАРУИ из Туниса, Пак СИ ЁНГ из Южной Кореи, Джованни ПИНЬЯТ из Италии и другие.
Среди наших соотечественников картинами-мыслями решили поделиться Владимир ИВАНОВ и Никита НЕФ из Ангарска, Анатолий ДМИТРАКОВ и Ольга СУДАРЧИКОВА из Иркутска, Александра БЕШНОВА из Красноярска. Всего на конкурс было выставлено более 120 работ.
С помощью четырёх заявленных в названии элементов были созданы художественные произведения в различной технике. Идея проекта - показать зрителям возможности неожиданного синтеза внутри искусства. В современном абстракционизме существует термин для сочетания речи и рисунка - «креолизованный текст». Креолизованные тексты применяют в газетных публикациях, научно-технических материалах, иллюстрированных художественных текстах, а также в рекламе и карикатуре.
Язык в этом процессе выполняет дополнительную функцию. Фраза, вписавшись в плакат, афишу или комикс, акцентирует наше внимание на их деталях. При этом и её саму художник не пишет, а живописует - рисуя буквы в разнообразном цвете, размере и расположении. На выставке есть примеры использования радиальных или зигзагообразных траекторий написания, с перетеканием в изобразительные элементы.
Как слово становится изображением самого себя, попутно раскрывая смыслы рисунка? Интересна в этом отношении серия «Джхан» Никиты Нефа. Некоторые из работ с этим восточным названием похожи на художественную медитацию: что растворено в буквах и линиях? Почему они именно такие?
Владимир Иванов предпочёл в своих картинах латинские тексты. Например, афоризм Est in media verum («Истина посредине») заставил меня задать вопрос автору: а как же, скажем, с людьми «не из середины», они не «истинны»? Как пояснил Владимир, смысл работы в том, что истина всегда в центре действия, в процессе, она должна меняться, а не застывать в виде догмы.
В результате голосования призовые места были присвоены работам «Утро. Газета. Завтрак» Оксаны МАКРЫГИНОЙ, «Познание» Александры Бешновой и «МОСТ» Надежды САВИНОВОЙ-ДМИТРАКОВОЙ. Приз зрительских симпатий достался куратору проекта Анатолию Дмитракову за полотно «Пересечение». Его же гости наградили аплодисментами за перформанс с лентой, символизирующей линию поведения и солнечный луч одновременно: держитесь руками за свой луч солнца!
Каждому на вернисаже была дана возможность оставить свой след, нарисовав геометрическую фигуру на большой общей картине, и приобщиться к искусству. Выставка продлится до 17 февраля.
Ирина СВЕТЛОВСКАЯ, фото автора