Новости
Без молитвы погружение в иордань - моржевание
- Ангарские Ведомости
В ночь на 19 января ангарские верующие отметили общехристианский праздник Крещения Господня. По этому случаю ещё накануне вечером тысячи горожан живой рекой начали стекаться к Свято- Троицкому кафедральному собору, дабы принять участие в богослужении и освящении воды. Вместе с прихожанами к святому для каждого православного ангарчанина месту отправились и наши корреспонденты. Мы встретились с настоятелем собора протоиереем Владимиром Килиным, чтобы побеседовать о ценности празднования Крещения и вспомнить о тех временах, когда в Ангарске только зарождался православный приход.
Живите по-христиански
- Отец Владимир, какое истинное значение имеет празднование Крещения для христианина? Ведь, согласитесь, нередко люди несведущие сужают смысл праздника до погружения в иордань.
- Праздник Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, является одним из великих двунадесятых праздников Церкви. Само событие крещения Иисуса Христа на Иордане знаменует начало его служения. В этот день в храмах проходит праздничное богослужение, а в канун праздника, в сочельник, совершается всенощное бдение. В Крещение верующие с молит- вой обращаются к Господу о даровании воде особенной цели- тельной силы. Что же касается купания в иордани - это вопрос личной отваги и здравого смысла, а не христианская обязанность. Нужно помнить, что это традиция, и не более. Она ни хороша, ни плоха сама по себе - не нужно ей придавать особого значения. Скажу больше, в дореволюционных Епархиальных ведомостях имелись указания вразумлять прихожан воздерживаться от купания. Обычай освящать воду «на источниках вод» был связан с тем, что за отсутствием водопровода её набирали на реках, в прудах, родниках. Собственно поэтому купание в таких источниках было не принято.
- Не секрет, некоторые уповают на то, что ныряние в ледяную прорубь избавит от всех грехов и болезней. Как вы относитесь к такому поверью?
- А мало ли в жизни поверий? Вот, например, нередко встретишь в маршрутке водителя южной национальности, а на приборной панели у него - изображение Богоматери. Чудны дела Господни. Церковь издревле стремится всякое проявление человеческой активности приобщить истинной вере, обратить к подлинной глубине. Да, хорошо, если хоть так, выпрыгивая из проруби, человек вспомнит о Христе. Но, живя не по-христиански, не желая изменить собственную жизнь, надеяться, что погружение в иордань освободит от скорбей и печалей, наивно. Тогда это просто моржевание.
Духовный подвиг прихожан
- Отец Владимир, вы приехали служить в Ангарск в 1991 году. До вас священника в городе не было. Как ваше появление восприняли ангарчане?
- На самом деле начало православной общине в Ангарске положили сами верующие жители ещё до моего приезда. Это были светлые люди старшего поколения. Почти никого из них уже нет на свете, царствие им небесное. У Господа суд Божий не без юмора. До священства я занимался культурно- просветительной работой, и первый храм в 4-м посёлке нам позволили обустроить в бывшем клубе «Октябрь». Служить мы там начали с праздника Успения Пресвятой Богородицы, потому храм ныне и именуется Успенским. Хочу отдельно сказать о духовном подвиге прихожан, которые это здание любовно перестраивали и многие годы освящали своею молитвой. Например, Иван Андреевич БИЗЯЕВ - многие в Ангарске знали его как замечательного печника. Фронтовик, которого в 45-м посадили за пацифистскую агитацию. Не- смотря на всё, он не хаял советскую власть, хотя в пере- стройку настала такая мода: Иван Андреевич просто честно трудился. Ещё он любил показывать сохранённый церковный календарь далёких лет. На нём портрет Сталина красовался. А день рождения генералиссимуса был выделен жирным красным шрифтом. Иван Андреевич в этом в обстоятельстве видел некий знак, надежду на прощение грехов покойного раба Божия Иосифа. Очень ярко вспоминаю, как впервые 9 мая встретил прихожан на службе. Уже знакомые мне дедушки, бабушки - все в обновах, а на них - боевые ордена и медали. Их святые имена и поныне мы поминаем во время Богослужения. Нина Дмитриевна ГУБАРЬ, Елена Степановна КУРЫШЕВА, Пётр Романович КОСТЮЧЕНКО, Антонина Васильевна КОВАНОВА - всех не перечислить. Но я глубоко убеждён, что это их трудами и молитвами созидался и состоялся Храм в Ангарске. Они приводили своих детей и внуков. В те памятные годы почти каждый день крестилось по 200 человек, а в выходные - 300. Церковь, которая долгое время находилась под запретом, стала для людей глотком свежего воздуха.
Храм ждали 10 лет
- Возведение Свято-Троицкого кафедрального собора, без сомнения, важнейшее со- бытие в истории ангарского прихода. Каких усилий стоило взяться за строительство и не бросить его в 1990-е, когда лишних средств не было практически ни у кого…
- Удивительна даже история того, как храм появился на том месте, на котором он сегодня стоит. В начале 90-х ещё не существовало законодательных актов, которые бы позволяли выделить общине землю под строительство храма. Но глава города Александр Терентьевич ШЕВЦОВ - могучий был человек - волевым решением выделил нам место. Строительство шло с Божьей помощью. Удавалось привлекать средства при помощи градоначальников. Посильную лепту вносили тысячи ангарчан. Мы специально создали фонд, прозрачность которого доказывали каждую неделю - к месту сбора средств ездили целой комиссией, включая журналистов, фиксировали каждый рубль. А потом грянул 1998 год - дефолт… Весь следующий год мы не положили ни камня. Тогда родился телемарафон на АКТИС, который многие годы не только был способом при- влечения средств на строительство, но и действенным орудием духовного просвещения. Пока экономика в стране выходила из комы, мы продолжали по крупицам собирать
средства на храм. Потом посчитали: по времени из десяти лет, что Ангарск ждал завершения строительства, непосредственно строительные работы заняли 28 месяцев.
- В настоящее время за пар- ком ДК «Современник» продолжается строительство храма во имя преподобного Серафима САРОВСКОГО. Наши читатели интересуются, на каком этапе находятся работы?
- Сейчас построен цокольный этаж. Медленно, но верно продолжается сбор средств. Очень медленно и непросто. Но верю и знаю - с помощью Божией невозможного нет. Многие храмы строятся десятилетиями. Но - на века. Когда знаменитого Антонио ГАУДИ спросили, почему он так долго возводит храм Саграда-Фамилия в Барселоне, он ответил, указав пальцем на небо: «Мой заказчик никуда не торопится».
- Вам приходится слышать критику в сторону Русской православной церкви?
- Когда указывают на реальные болезни Церкви, я соглашаюсь. Да, в Церкви есть всё то, что есть за её воротами. Жизнь прихода - это жизнь города, жизнь страны. Живая жизнь живых людей. Но в стенах церкви есть нечто, чего за воротами нет: Сам Господь.
Максим ГОРБАЧЕВ